Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия 2020: новая стратегия, старые проблемы

Политологи и эксперты пытаются понять - что делать, чтобы достичь тех результатов, которые Путин обозначил в своем выступлении на Госсовете

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"План Путина" оказался масштабным, как и все планы Кремля - точно по пословице: "замахивайся на большое, по малому только кулак отшибешь".

Президентская предвыборная кампания в России, названная председателем Центризбиркома Владимиров Чуровым "скучной", как-то в последние дни вообще исчезла из российской политической повестки дня. Ее место заняло обсуждение выступления президента Путина на расширенном заседании Госсовета, где нынешний российский лидер фактически презентовал тот самый "План Путина", который на декабрьских выборах был заранее приватизирован "Единой Россией" - правда, не столько с целью его реализации, сколько с целью пиара. План оказался масштабный, как и все планы Кремля - точно по пословице: "замахивайся на большое, по малому только кулак отшибешь".

В среду Фонд эффективной политики Глеба Павловского пригласил на круглый стол под названием "Россия 2020: новая стратегия и новая дискуссия" ведущих политологов и экспертов, чтобы попытаться понять - что и, главное, как надлежит делать, чтобы достичь тех результатов, которые Путин обозначил в своем выступлении в минувшую пятницу.

Одним из основных выводов состоявшейся дискуссии (а многие ее участники тесно связаны с нынешней кремлевской администрацией), стала констатация того факта, что речь президента обращена в первую очередь не столько к населению, сколько к российской элите, и именно элите и придется меняться самой - иначе на изменения в жизни населения и страны в целом надеяться не стоит. Таким образом, "План Путина", ответственность за реализацию которого столь смело брала на себя "Единая Россия" накануне думских выборов, будет фактически во многом означать изменения внутри самой ЕР, причем изменения эти могут оказаться болезненными.

Бывший главный редактор "Московских Новостей", возглавляющий ныне новый журнал под названием "Политический класс", Виталий Третьяков уже прославился своим предложением "запустить Путина в космос года на полтора, ради чистоты эксперимента". Эксперимент, по его мнению, должен продемонстрировать большую вероятность того, что без Путина амбициозный "План 2020" может быть отправлен российской элитой в корзину уже через полтора месяца.

Но и без подобных экспериментов практически все участники круглого стола согласились с тем, что вопрос о том, кто будет воплощать в жизнь стратегию развития России, остается открытым. Во всяком случае, нынешняя российская бюрократия для этого непригодна. Мало того, сам механизм функционирования государства, по словам депутата Госдумы от ЕР, политолога Сергея Маркова, должен будет претерпеть значительные изменения. "Задача выстраивания государства выполнена. Для этого необходима была высокая степень централизации, но теперь подобный механизм, возможно, должен быть изменен", - обратился политолог к коллегам. Стабильность плавно перетекает в застой - а для развития "вертикаль власти" не приспособлена.

В принципе, и в самом тексте путинского выступления есть моменты, указывающие на необходимость подобных изменений - то же уменьшение госсектора в экономике предполагает его приватизацию, а, следовательно, и децентрализацию. Но тут опять же встает вопрос о сопротивлении, которое российская бюрократия неизбежно будет оказывать любым попыткам ограничения своих полномочий.

Пример подобного сопротивления привел член Общественной палаты Вячеслав Глазычев: Центробанк затягивал размещение средств госкорпорации по содействию реформе жилищно-коммунального хозяйства почти месяц, несмотря на закон прямого действия, обязывающий его эти средства разместить. В результате, за месяц инфляция "съела" 2 млрд рублей, это 30 стоквартирных домов.

Но основная проблема, по мнению политологов, с которой России предстоит столкнуться на пути реализации "Плана Путина" - это кадры. Сергей Марков заявил, что он лично видит свою задачу в том, чтобы "вырастить сто Марковых", имея в виду создание класса эффективных управленцев, на что кто-то из участников круглого стола немедленно предложил депутата клонировать.

Шутки шутками, но примечательно, что никто из участников обсуждения не назвал ни одну из российских политических партий в качестве того кадрового резерва, который позволил бы хотя бы приблизиться к решению этой проблемы. Более того, по словам Виталия Третьякова, "в многопартийность никто в мире не верит, в нее не верит Путин, в нее не верю я".

Зато высказывалось много предложений о создании некоего нового института, специально предназначенного для реализации стратегии инновационного развития страны, названного одним из выступавших "орденом меченосцев". Член комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Андрей Кокошин - человек в прошлом военный и к подобным романтическим терминам не склонный - привел в качестве примера индийскую технократию, которая, не будучи тесно связана с политическим классом Индии, тем не менее обеспечивала последние два десятилетия устойчивый рост экономики этой региональной державы.

Однако для того, чтобы технократия заняла свою нишу в стране, необходимы т.н. "социальные лифты", призванные обеспечить мобильность соответствующих социальных групп населения, которые в настоящее время забиты той самой бюрократией. Вариантов два - строить новые лифты или освобождать уже существующие. В речи Путина четкого указания ни на один из вариантов нет, а потому, вероятно, речь пойдет о расширении рядов российского чиновничества, теперь уже за счет "технократов". Кстати, на отсутствие способных менеджеров жаловались большинство выступавших. Если такие кадры есть в энергетике и сфере добычи полезных ископаемых, то людей, способных эффективно "рулить" теми же нанотехнологиями, а не просто "пилить бюджет", в стране как будто и нет.

Возвращаясь непосредственно к тексту выступления Путина, эксперты и политологи сошлись на том, что российская власть наконец осознала, что самостоятельно ей не удастся кардинально повысить уровень жизни вверенного населения, а потому участие этого самого населения в данном процессе необходимо.

Путин назвал в качестве основного способа решения этой задачи повышение производительности труда к 2020 году аж в 4 раза. Но каким образом это сделать, непонятно. Ведь заработная плата в России в последнее время растет в три раза быстрее, чем производительность труда, и бесконечно так продолжаться не может. Получается, что люди должны работать больше, а получать меньше? Вряд ли российское общество, спокойно относящееся к ограничениям всяких демократических процедур и институтов, столь же спокойно отнесется к такой перспективе - та же монетизация льгот затронула в основном неработающую часть населения, но реакция была резкой и для власти болезненной. Путин прямых ответов в своей речи не дал, нет их в данный момент и у российских экспертов.

Правда, президент говорит об увеличении инвестиций в образование и в тот самый "человеческий капитал", но остается неясным, как именно этими инвестициями распорядиться: в сельские школы, например, завезены компьютеры, и даже подключен интернет, однако средства на оплату трафика школам выделить зачастую забывают. Да и вряд ли самим фактом выхода в интернет можно качественно улучшить среднее образование, не говоря уже о высшем.

По словам Глеба Павловского, сказанным им в передаче "Реальная политика", "люди работают много, работают тяжело - но неэффективно". На круглом столе была озвучена цифра - 60 000 предприятий в России убыточны. С такими гирями на ногах никакое инновационное развитие невозможно. Необходимо переобучить людей, но для этого их надо мотивировать. Переобучение же должно открывать перед человеком возможности не только сохранения существующего уровня благосостояния, но и повышения этого уровня. Для этого необходим "социальный лифт", а он забит - и получается замкнутый круг.

В отличие от собравшихся экспертов, присутствовавшие на круглом столе журналисты были более прозаичны в оценке тех препятствий, которые предстоит преодолеть России на пути к светлому будущему 2020 года. В первую очередь, это коррупция, которая способна свести на нет любые, даже самые инновационные, начинания власти. Хотя, по мнению Сергея Маркова, "коррупция является не отдельно взятой причиной, а следствием системных причин, и речь шла именно о ликвидации этих системных причин".

Другой момент заключается в том, что никаких оборотов типа "но решать эти задачи придется вам", никаких намеков на роль следующего президента в достижении очерченных целей в речи Владимира Путина не было. Из этого вполне можно сделать вывод о том, что Путин, в императивном тоне изложивший российской элите свой план развития страны до 2020 года, вернется в Кремль в 2012 году на очередные два президентских срока.

Кстати, "План 2020" будет уже в феврале обсуждаться на заседании российского правительства, которое по закону уйдет в отставку после инаугурации нового президента. И тот факт, что уходящее правительство рассматривает план, реализовывать который предстоит уже следующему составу кабинета, лишний раз доказывает, что, несмотря на ожидаемые 75% голосов, Дмитрий Медведев не будет пользоваться той же свободой при принятии решений, что и нынешний российский лидер.

___________________________

Завещание Путина ("Час", Латвия)

Смутное время чиновников ("День", Украина)