Эндрю Полсон (Andrew Paulson) обладает способностью превращать случайные знакомства с богатыми и знаменитыми людьми в возможности для бизнеса. В конце 1980-х годов уроженец американского города Нью-Хэвен сделал карьеру фотографа в индустрии моды после того, как начал общаться с дизайнерами и моделями на вечеринках в Париже. В 1993 году Полсон был приглашен на прием, организованный баритоном Дмитрием Хворостовским, на котором он познакомился с редактором одного российского делового журнала. Вскоре после этого он переехал в Москву, чтобы выпускать там ежемесячный журнал для своего французского издательства. Затем, в 2005 году, Полсон встретился на одном из обедов в Москве с банкиром Александром Мамутом, который обычно неохотно идет на контакты. Они разговорились, и вскоре Мамут согласился финансировать интернет-проект, который Полсон собирался запустить.

Они совместно организовали компанию SUP-Fabrik, намереваясь создать сеть интернет-проектов. В декабре SUP добилась крупного успеха, приобретя LiveJournal - интернет-ресурс, представляющий из себя блог и социальную сеть. До этого данный сайт принадлежал компании Six Apart из Сан-Франциско, занимающейся разработкой программного обеспечения. Сделка стала самым крупным приобретением американского сетевого ресурса российской компанией. Московские средства массовой информации сообщают, что SUP заплатила за LiveJournal около 30 миллионов долларов, однако Полсон отказывается называть сумму сделки.

Зачем это было нужно? В Соединенных Штатах LiveJournal не входил в число ведущих игроков, насчитывая около 3 миллионов пользователей, по сравнению с 35-ю миллионами пользователей у лидера данной индустрии проекта Blogger. Однако в России это был четвертый по посещаемости сайт и самый популярный блог, каждый месяц его посещали восемь миллионов уникальных пользователей. Сегодня термин "ЖЖ" (сокращение от русского названия проекта LiveJournal "Живой Журнал") является синонимом слова блог. "Четвертый по посещаемости сайт в России принадлежал компании из Сан-Франциско, которая на самом деле ничего не сделала для достижения данного положения, - говорит 49-летний Полсон. - Они понятия не имели, как это получилось".

Полсон узнал о популярности LiveJournal в России в 2006 году. В октябре того же года он подписал лицензионное соглашение об управлении русскоязычными страницами этого сайта. Под управлением Полсона и компании SUP в прошлом году количество российских посетителей выросло на 80 процентов. В этом году он предсказывает рост еще на 60 процентов. Полсон не исключает возможность и других приобретений, однако он надеется использовать LiveJournal для привлечения пользователей и на другие принадлежащие SUP проекты, например посвященный спорту сайт Championat.ru.

Однако сначала президенту SUP нужно будет справиться с восстанием в российской блогосфере. Покупка LiveJournal вызвала недовольство многих российских пользователей, которые почуяли заговор Кремля, направленный на заглушение дебатов в преддверии намеченных на 2 марта президентских выборов. Если офис LiveJournal будет располагаться в Москве, говорят блоггеры, спецслужбам будет легче следить за проявлениями политического недовольства. "LiveJournal... является единственной в России площадкой, где сохраняется свобода слова", поэтому Кремлю "есть чего опасаться", написал блоггер, пользующийся ником "halph". Однако Полсон отметает подобные опасения. "Судите нас по делам нашим", - говорит он. С тех пор, как компания SUP получила российские страницы LiveJournal, "у нас не было проблем".

За своей растущей империей Полсон наблюдает из офиса, расположенного на последнем этаже делового центра на Смоленской площади, из окон которого открывается вид на всю Москву. Первое, что вы видите, выходя из лифта на 16-м этаже, это репродукция нарисованной Энди Уорхолом (Andy Warhol) банки концентрированного томатного супа Campbell, что обыгрывает название компании. (Аббревиатура SUP, означающая Single User Portal, созвучна русскому слову "суп".) Полсон, отец которого преподавал литературу в Университете имени Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University), закончил в 1981 году Йельский университет, получив диплом специалиста по французской литературе. "Все тогда направились в школы бизнеса или права, стремясь заработать состояние на взлетах и падениях рынков ценных бумаг", - говорит он с недовольством. Но подобная жизнь была не для него. Полсон уехал в Париж писать романы. (Однако он был "слишком скромным", чтобы издавать их.) Чтобы оплачивать накапливающиеся счета, он возвращался в Нью-Йорк на три месяца в году, где работал в юридических фирмах по 100 часов в неделю, печатая различные документы.

Попав в мир моды и начав снимать для таких компаний, как Yves Saint Laurent и Paco Rabanne, он в 1992 году основал рекламное агентство, которое он назвал Pourriture Noble. В 1994 году в Москве, куда он переехал, чтобы издавать журнал "Деловые люди" - первый в России цветной деловой журнал, Полсон начал выпускать и свои собственные деловые и развлекательные издания, которые все, однако, быстро провалились. И только в 1999 году он добился успеха, начав выпускать "Афишу" - выходящий раз в две недели журнал о культурной жизни Москвы. Время для журнала было очень подходящим. Страна начинала приходить в себя после финансового кризиса, ночная жизнь в Москве развивалась, и "Афиша" быстро стала самым продаваемым журналом в России. В 2005 году Полсон продал "Афишу" издательскому дому "Проф-Медиа", принадлежащему металлургическому магнату Владимиру Потанину.

На вырученные средства он решил начать какой-нибудь бизнес в интернете. Он не знал точно, чем бы он хотел заняться, но он видел, что российский интернет "невероятно быстро рос по двум показателями: по проникновению широкополосного доступа и по возможности зарабатывать реальные деньги, вести надежный бизнес". Но зачем было поглощать LiveJournal целиком, вместе с американской частью, как это сделала компания SUP? Отчасти Полсон был обеспокоен тем, что компания Six Apart могла продать LiveJournal. Новый владелец, считал он, мог бы осложнить выгодную сделку по управлению российскими страницами LiveJournal. Но не менее важным, по мнению Полсона, было то, что у SUP появлялась глобальная перспектива, возможность открывать этот сайт в других странах. "А Силиконовая долина, - говорит он, - игнорирует другие страны".

___________________________________________________________

Новый имидж России ("The New York Sun", США)

Сеть, последнее прибежище свободы слова в России ("Liberation", Франция)

Блогосфера: последнее убежище для россиян ("The International Herald Tribune", США)

Кремль пытается расширить влияние в киберпространстве ("The Washington Post", США)