Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что осталось от прорыва в России

Что осталось от прорыва в России picture
Что осталось от прорыва в России picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нельзя утверждать, что Борис Немцов потерял Кремль из вида. Если либеральный политик и бывший вице-премьер посмотрит из окна своего офиса, то ему прекрасно видны стены и башни центра российской власти

Реформаторы 90-х лишены слова в условиях новой России. И теперь кандидат в президенты Дмитрий Медведев подхватывает их лозунги

Нельзя утверждать, что Борис Немцов потерял Кремль из вида. Если либеральный политик и бывший вице-премьер посмотрит из окна своего офиса, то ему прекрасно видны стены и башни центра российской власти.

Но в политическом отношении Немцов, как никогда раньше, слишком далек от места принятия решений. Заслуживший на Западе славу образцового реформатора Немцов, которому сейчас 48, в эпоху Бориса Ельцина сделал головокружительную карьеру. Будучи губернатором Нижнего Новгорода, он безжалостно расставался со старыми кадрами, приватизировал государственные предприятия и протестовал против войны в Чечне. Долгое время его считали перспективным кандидатом на высший пост в государстве.

Однако все это осталось в прошлом. Немцов отказался выдвигать свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах. Его членство в партии - в Союзе правых сил - приостановлено. 'Путин ненавидит нас, тех, кто считает, что Россия является частью Европы', - говорит Немцов о нынешнем Президенте.

Подобно Немцову дела обстоят и у многих либералов, которые в 90-е годы почуяли воздух свободы. Когда-то сильная партия 'Яблоко' под руководством экономиста Григория Явлинского утратила прежнюю роль. Реформатор Андрей Илларионов, который до 2005 года был советником Путина, критикует из института Катона в далеком Вашингтоне развитие ситуации в России. Бывший премьер-министр Егор Гайдар издает с помощью своего экономического института толстые научные труды, в которых он проводит анализ возрастающего влияния государства на экономику.

Только Анатолий Чубайс, отец массовой приватизации, еще сохранил немного власти. Как раз сейчас он занимается демонтажем энергетического концерна РАО ЕЭС и фактически ликвидирует свою собственную должность.

Кризис российских либералов обусловлен не только мелочной опекой государства, хотя им действительно мешают выступать, а их партии подвергаются притеснениям. Но и без этих проблем ситуация для них вряд ли могла быть лучше.

Политиков вроде Немцова или Явлинского большинство россиян считает ответственными за то, что в 90-е годы страна пережила резкий экономический спад. 'Либералы полностью дискредитировали такие слова как 'рынок', 'демократия' и 'либерализм', - считает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. Они стали символом грабительского капитализма, в результате которого некоторые стали очень богатыми, а массы обеднели. Карьера Немцова завершилась, когда банковский кризис 1998 года в одну ночь лишил тысячи россиян их накоплений.

Тот факт, что обвал нельзя было предотвратить после распада пришедшего в экономический упадок Советского Союза, объяснить трудно, тем более что бывшие реформаторы имели проблемы в общении с народом. 'У людей всегда создавалось впечатление, как будто присутствуешь на семинаре', - сказал профессор психологии Владимир Шкуратов.

Гайдар и другие теперь с интересом наблюдают за тем, как воспитанник Путина, в недалеком будущем президент России Дмитрий Медведев, позиционирует себя в качестве либерала. 'Свобода лучше, чем несвобода', - сказал Медведев в середине февраля на Экономическом форуме в Красноярске. Затем в своей речи кандидат объявил, что сократит влияние государства на экономику.

Немцов называет Медведева 'покладистым' человеком. 'И, по крайней мере', говорит оппозиционный политик, 'он не является выходцем из КГБ и имеет опыт работы в частном секторе'. Это уже много значит в новой России.

_________________________________________

Россия: имитация демократии ("The New York Times", США)

Никогда еще Россия не была столь демократической ("Le Figaro", Франция)

Энн Аппельбаум: Новые старые диссиденты России ("The Washington Post", США)

'Российская демократия' ("Klassekampen", Норвегия)