Когда речь заходит об автомобильном мире, то там всегда можно обнаружить новые, еще не завоеванные пространства. В Соединенных Штатах рынок переживает серьезный спад. В Западной Европе рост может замедлиться, если проблемы в американской экономике сохранятся.

Рост в Китае пока продолжается, и к нему может присоединиться Индия - мы знаем о них - однако в мире есть еще один быстрорастущий рынок. Я называю его "К востоку от Одера", имея в виду пространство, расположенное к востоку от этой немецкой реки. Данный рынок включает в себя территории Восточной Европы, Турции, России и обретших независимость республик бывшего Советского Союза. Это очень обширное пространство.

Вот некоторые намеки на потенциал этого рынка: Honda Motor начнет экспортировать в Россию производимые в Алабаме внедорожники модели Pilot. Объемы поставок будут невелики, поначалу несколько тысяч в год, однако понятно, что это всего лишь проверка. Производственные расходы в Америке относительно низкие, российский рынок растет, и Honda идет на эксперимент. Другой признак: концерн Renault/Nissan покупает 25 процентов крупнейшего российского производителя автомобилей "Автоваз". А компания Ford Motor покупает старый завод Daewoo, находящийся в Румынии, на котором можно производить 500000 двигателей в год.

По данным компании CSM Worldwide, оказывающей консультационные услуги в автомобильной промышленности, через шесть лет производство моторов в Восточной Европе, Турции и России вырастет с нынешних семи миллионов до примерно девяти миллионов штук. Это всего лишь прогноз, однако он кажется весьма вероятным. На востоке стоимость труда гораздо ниже, и CSM Worldwide считает, что автомобильные компании будут перемещать туда производство с целью экономии средств. Все хотят закрепиться на этих быстрорастущих рынках, не только западные компании, но и японские с корейскими. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов китайских и индийских производителей.

Насколько велик этот рынок, находящийся к востоку от Одера? В посвященной данному рынку презентации, подготовленной General Motors, отмечается, что этот огромный регион включает 29 стран, его площадь составляет около 10 миллионов квадратных миль, он насчитывает 12 часовых поясов, в нем проживают 475 миллионов человек, говорящих на 30 языках. В настоящее время на этом рынке имеется всего 84 миллиона автомобилей, средний возраст которых составляет более 12 лет. Многие из стран региона находились под влиянием Советского Союза, ограничивавшего путешествия за границу. Автомобили там были просто ужасные. Теперь, что вполне понятно, эти люди хотят наверстать упущенное.

Да, некоторые из рынков данного региона довольно малы: в Литве в прошлом году было продано всего 21115 автомобилей, в Румынии 312532, однако даже эти показатели представляют собой рост в размере 48 процентов в Литве и 26 процентов в Румынии. Дальше на восток идут такие страны, как Украина, Грузия, Беларусь, Армения и так называемые "станы", то есть Казахстан, Узбекистан и другие. Они, конечно, не Германия или Калифорния, но их рынок тоже велик: из проведенного General Motors исследования видно, что в России в 2007 году было продано 2,7 миллиона новых автомобилей, на Украине - 585000, в Турции - 626000. Здесь наблюдается впечатляющий рост продаж, составляющий около 20 процентов в год с 2001 года - с примерно 2,7 миллиона автомобилей в год до примерно 6 миллионов.

Эти страны могут стать богатыми, причем не только благодаря нефтяным прибылям. Они выращивают большое количество кукурузы и пшеницы, а цены на них растут. Конечно, у этих стран есть проблемы: коррупция, недемократические правительства, нехватка дорог. Однако они занимают очень большое пространство, что делает их объектом пристального внимания автопроизводителей.

Одиннадцать лет назад, когда я побывал на "Автовазе", акционером которого недавно стал Renault/Nissan, завод располагал тремя сборочными линиями, на нем работали 25000 человек, которые выпускали 750000 автомобилей в год. Русские хотят увеличить производство до одного миллиона автомобилей в год. У компании General Motors имеется совместно предприятие, расположенное неподалеку от российского гиганта, на котором производится 55000 небольших внедорожников в год.

Конечно, Россия - и ее автомобильный рынок - непростое место. Широко распространены преступность и мошенничество. Недавно был убит директор "Автоваза" по закупкам. В Тольятти, где находится "Автоваз", совершаются убийства журналистов. Мой друг и соавтор одной из статей, опубликованной в 1996 году и посвященной российской автомобильной индустрии, Пол Хлебников (Paul Klebnikov) - бывший редактором российского издания журнала Forbes - был убит на улицах Москвы.

Однако опасности бизнеса в России, судя по всему, не отталкивают крупные компании. Toyota Motor и Hyundai имеют серьезные планы в отношении этого рынка. Немецкие компании Mercedes и Volkswagen имеют заметные позиции в Восточной Европе, на улицах Москвы можно увидеть много дорогих автомобилей. Богатые россияне покупают производимые General Motors автомобили Hummer, а Ford расширяет свой завод в Санкт-Петербурге.

Некоторые опасаются, что истощение запасов нефти, рост цен на энергоресурсы и давление, оказываемое с целью борьбы с глобальным потеплением, окажут негативное влияние на рост автомобильной промышленности. Я же думаю, что те, кто делает мрачные предсказания, ошибаются, и что мы станем свидетелями прогресса в снижении выбросов, сохранении топлива и освоении новых источников энергии. И поэтому, я считаю, рынок к востоку от Одера делает свои первые шаги на пути к огромному росту.

____________________________________________________________

Страсти по иностранному: автомобильная лихорадка ("Chicago Tribune", США)

В России возрождается автомобильная промышленность ("The Economist", Великобритания)