Комментарии читателей LiveJournal и газеты The New York Times к статье 'Государство и Церковь в России: Православие по-кремлевски?'.

Примечание редакции ИноСМИ: комментарии резидентов LiveJournal приведены в оригинальном варианте с сообщества The New York Times в ЖЖ, англоязычные комментарии даются в переводе ИноСМИ.

***

anna_oblomova: Одной из основных проблем, как мне кажется, является то, что люди в России необразованны, неграмотны во многих отношениях, и вопросы, связанные с религией - не исключение. Кроме того, привычка "ходить строем", крепко вросшая в менталитет при социализме, вызывает неприязненное отношение - вплоть до остракизма - к тем, кто отличается от большинства, кто "не такой, как все".

Боюсь, что введение в школах преподавания "основ православия", на котором настаивает РПЦ, приведет к еще большему мракобесию и ксенофобии. Люди не знают, чем отличатся и в чем схожи разные конфессии, не знают, чем отличается тоталитарный культ от секты (само слово "секта" в России имеет стойкий негативный смысл), не знают элементарных фактов мировой истории.

Зачастую приходится сталкиваться не только с незнанием, но и с агрессивным нежеланием знать какие-либо исторические факты. Результатом такой ситуации и является то, что люди массово и слепо верят в финансовые пирамиды и обещания мошенников наподобие Григория Грабового.

Мне кажется, сложно приписывать официальным структурам какой-либо "злой умысел", или верить в существование массового заговора под эгидой РПЦ (хотя существования отдельных, обязательных для исполнения паствой, директив от служителей РПЦ я не исключаю, так же, как и не исключаю того, что отдельные чины в РПЦ могут быть непомерно амбициозны). Проблема скорее в том, что все официальные лица так же темны и непросвещенны, как и остальное население: не знают истории религий, не знают о других конфессиях, не умеют и не хотят уважать чужие, отличные от своих, взгляды; да еще и боятся, "как бы чего не вышло".

Например, мне в жизни не раз приходилось сталкиваться с неприязненным отношением к католикам, иудаистам или мусульманам, но когда я интересовалась у людей, а чем же таким иноверцы им не угодили, то ничего внятного я, как правило, так и не слышала в ответ. Не любят, не знают и не хотят знать - так можно охарактеризовать отношение многих людей к другим конфессиям. И именно это незнание и порождает нелепые слухи и сплетни по отношению к другим религиям со стороны рядовых граждан, а со стороны чиновников - "запретительное" отношение, потому что проще запретить или воспрепятствовать, чем разбираться. Жаль, что и РПЦ не минула эта тенденция - хотя в конфликтах, связанных с доминирующими конфессиями обычно все просто: количество паствы прямо пропорционально количеству денег и площади сфер влияния. Но усиление противостояния в обществе вряд ли приводит к чему-либо хорошему, это тупик, из которого все равно придется потом искать выход.

Golovinvlad: Это не статья, а набор штампов. Россия не обязана давать свободу другим конфессиям, подобно тому как это делает США. Просто потому что Россия - это не США. Здесь другие люди, другая ментальность. Нельзя брать принцип "свобода вероисповедания" и навязывать его всем странам. Мы же не навязываем вам православие. Вы видели, чтобы православные в США печатали листовки и собирали стадионы? А мы видим как в России и в Украине протестанты, пользуясь религиозной неграмотностью населения, обращают их в свои конфессии. РПЦ пережила гонения, от которых ни одна протестантская церковь не выжила бы. Хотя бы за это ее стоит уважать и не соваться сюда с вашей проповедью. Когда у нас были переполнены храмы, в вашей стране еще индейцы-язычники друг другу скальпы снимали, так что идите своих людей учите, а мы своих сами научим.

Sashapyls: Ничего нового не происходит. Церковь в России в значительной степени утратила свое духовное наполнение к началу революции 1917 года. С чего ей быть другой спустя лет сто и вовсе непонятно. Идеологический институт, удобная структура для пропаганды. Бизнеса и карьеры.

shaggy_elk: Согласна с первым комментарием, а еще хотелось бы узнать, в США все "общины" принято называть церковью? Существует 4 мировых религии и об их притеснении со стороны РПЦ я не слышала. А вот новые, рождающиеся из протестантизма и растущие как на дрожжах, веяния и "церкви" что-то не очень хорошо себя рекомендуют и проявляют, так что лично я вообще считаю, что в России им не место (да, может, слишком жестко и недемократично, но как-то уберечь людей от мошенников и вымогателей тоже нужно). А если человека потянет к Богу, то всегда есть выбор из православия, католицизма, буддизма и иудаизма.

big_cochon: Большинство людей, которые окружают меня, атеисты. Атеизм в этой стране самая главная религия, несмотря на то, что многие атеисты называют себя православными. Большинство людей, я уверен, вообще не интересуют разборки церквей за паству и содержимое карманов суеверных граждан. "Никогда не спрашивайте о чем идет речь, речь идет о деньгах".

Sergeysergienko: Если говорить о свободе вероисповедания в России то: "Все конфессии равны. Но некоторые конфессии равны более, чем другие".

jumping_lynx: Хочется сказать протестантам - вы послужите 1000 лет людям, как православие, тогда уж и выдвигайте претензии какие-то. А то выросли как грибы после вчерашнего дождя, а замашки уже на мировое господство. Далее, так как я являюсь жителем Старого Оскола, то могу достоверно сказать, что всякие Иеговы комфортно чувствуют себя в городе, у них есть молельный дом, их активисты ходят с книжечками по улицам и квартирам и вербуют сторонников. Ни разу не слышал об ущемлении их прав. И еще в России протестантские движение и те кто себя к таковым причисляет вызывают недоверие, мне кажется зачастую заслуженно. Почему бы губернатору не называть себя православным, ведь подавляющее абсолютное большинство людей в области считает себя таковыми.

marco_polo_sf: А вообще, любая церковь - это секта, дурящая народ и вытягивающая из него деньги. Хоть ей 5 лет, хоть 50, хоть 2000. Методы везде одни и те же. И еще одно - не надо путать церковь и религию. Религия - законное право любого человека, но церковь - нечто совершенно иное. Церковь - это организация, которая наживается на чужой вере, не пренебрегая любыми методами, даже самыми подлыми. Любая церковь - это зарабатывание денег.

master_06: Автору для объективности не мешало бы написать про те беды которые принесли секты, в том числе и Свидетели Иеговы. Кстати, не разу не слышал про православных священников-геев и священников-педофилов. Не является ли это неким показателем нравственности в Церквях?

Maximkalinov: Немного однобокая статья, но это понятно, т.к. она завязана на политике. Да, РПЦ стала государственной церковью, и официальной религией, да, там служат бывшие сотрудники КГБ, и их манера насаждать веру похоже на насильственное крещение. Но вот по поводу гонений на протестантов, в этой статье немного все утрировано.

Во-первых, сектами протестантов называли всегда и в начале 90-х тоже.

Во-вторых, то, что в 90-е церквям было легче - это миф. В этой статье берется один пример и проецируется на всех протестантов, а это не верно, т.к. я знаю десятки других примеров, где баптисты и пятидесятники спокойно собираются и имеют здания в собственности. А если встать под крыло епископа Ряховского, то проблем совсем не будет, а ведь Ряховский объединил вокруг себя не только традиционных пятидесятников, но и радикальных харизматов.

В-третьих, никто не обязан сдавать протестантам кинотеатры и дома культуры, т.к. в 90-е они были на краю разрушения и арендаторы помогали им выживать, а сейчас о культуре заботится государство, и им уже не выгодно сдавать протестантам помещения. Однако, если протестанты захотят снять на коммерческой основе какой-нибудь частный конференц-зал, то с этим проблем не возникнет. То же и с землей - почему протестанты должны получать землю бесплатно, да еще в центре города? Сейчас никто не может купить себе землю - т.к. в городах она стоит миллионы долларов.

В-четвертых, в трудностях российских протестантов виноваты сами американцы, потому что они ослабили свою помощь русским. Это понятно, потому что в 90-х Россия была страной третьего мира и здесь за сто баксов можно было купить целый дом культуры на целый месяц в аренду. А сейчас цены сравнялись, Американцы перестали ездить, потому что дорого. Хорошо жертвовать, когда это не трудно, но когда это реальные финансовые вложения, то жертвовать сложнее. Американцы любят приезжать на одну-две недели, а потом уезжать обратно на теплею родину, а вот чтобы кто-то приехал, пожил тут годик-другой, таких нет, а ведь это и есть настоящее миссионерство. И вообще, стоит учитывать, что есть такое понятие как мода на страну - в 90-е была мода на Россию, а сейчас мода на Китай, из-за этого внутри Америки становится сложнее собирать деньги для России.

В-пятых, проблема протестантизма в самих протестантах, люди уходят из церквей, и совсем не из-за гонений, а из-за того, что устали от религии, устали от непрофессионализма русских пасторов, устали от постоянной внутреннего комплекса - что они русские, но не православные. В этом тоже виноваты американцы, т.к. они насадили протестантизм, но без должного обучения пасторов и без должного наблюдения за процессами внутри церквей, церкви превращаются в авторитарные культы или просто разваливаются. И меньше всего здесь виноваты гонения.

В заключение. Если верующие захотят следовать за Богом, то они будут это делать, как делали первые христиане во времена НАСТОЯЩИХ гонений, а все списывать на гонения - это не выход, тем более гонений-то и нету.

Tirl: Уважаемый Клифф, кто такие мормоны? Это протестанты? Или это секта? В связи с недавними арестами лидеров мормонов в Техасе можно ли говорить о гонениях в США на непревалирующие ветви протестантизма и отсутствии в Америке свободы совести?

С точки зрения этих мормонов в Штатах нет свободы вероисповедания. С точки зрения общества и большинства, исповедующего традиционные для Штатов религии, эти мормоны - секта. В любом случае, их сообщество в Техасе разгромлено только потому, что большинство американцев считает, что они что-то делали неправильно.

Но раз большинство американцев может решать за всех, что правильно, а что нет. Как правильно верить в Бога, а как нет. Можно ли иметь много жен, как хотят мормоны или достаточно одной. Почему этого не имеют права делать русские? Имеют.

Русские решили демократическим большинством (71 процент), что в их стране главной и правильной религией является православие. Они признали за исламом и рядом других религий право на существование в своей стране. Они решили, что отдельные ветви протестантизма могут быть признаны, а другие считают сектами. Так решили русские. Но даже, решив так, русские не громят и не арестовывают лидеров этих сект. Просто просят вести себя потише. Почему же все-таки вы так жестоко обходитесь с несчастными техасскими мормонами?

welikoross_88: Что сказать? В статье в принципе все верно. В разных регионах, конечно по-разному, но общее направление движения именно такое. Во всем, в том числе и в вопросах веры возрождаемая советская диктатура хочет указывать гражданам те направления, которые она считает нужным. Не брезгуя при этом не промывкой мозгов ни более грубым силовым давлением. Все это очевидно и это бессмысленно отрицать.

Konstantsia: Написанное сильно искажает ситуацию. Большинство населения в России неверующие, хоть и крещеные в Православной церкви. Даже Православие, основная для России религия, сталкивается и с насмешками, и открытой ненавистью, как вы видите даже в комментариях. Отдельные чиновники заявляют о своей принадлежности к церкви, надеясь таким образом купить ее поддержку, но это не означает, что Православие становится государственной религией.

У меня у самой были знакомые из протестантских организаций России, но ни о каких гонениях и речи не шло. Одна моя знакомая ушла из такой церкви, потому что пастор грубо нарушал свои обязанности- вся община узнала от него о ее грехах и проблемах, все осуждали ее и смеялись. Думаю, проблема протестантской церкви в России, что на одного искреннего человека приходится 2-3 человека, который решил на этом подзаработать. Кроме того, протестантская церковь имеет более светский характер, гимны поются практически под светскую музыку, в отличие от традиционных для России строгих медленных песнопений, и это вызывает желание назвать Протестантов сектантами.

sergey_koryakin: Я сам протестант, но со статьей не во всем согласен. Во-первых, и это уже давно известный факт, у нас любят все выдавать за гонения. Депортировали протестантского пастора на Украину за нарушение паспортно-визового режима, а представили как гонение. Открываем протестантские колледжи и семинарии без лицензии, получаем за это, и опять же представляем это как гонения.

Во-вторых, уж очень много американской риторики про Путина в этой статье. Только что не упомянули опять, что "у него нет души" и "он хочет жениться на Кабаевой". По большей же части, все сказанное о Путине в этой статье основано на слухах и догадках.

Подразумевается, что публикация этой статьи лишь придаст больше сил борцам за демократию во всем мире. При этом не хотят признавать, что одержимая забота по насаждению демократии уже работает против самих США и против тех, кого они защищают. После очередного доклада (в 2006 г.) Госдепартамента США о соблюдении прав человека пошло сильное давление на русских протестантов. Какая связь? Да очень прямая: в этом докладе черным по белому написано о том, что некоммерческие организации, подпитываемые США, сыграли большую роль в "оранжевых революциях" в Грузии и на Украине. А большинство американских христианских миссий как раз и имеют статус некоммерческих организаций. Кроме того, небезызвестный пастор многотысячной церкви в Киеве, вывесивший на здании своей церкви оранжевые флаги в поддержку революции, особо не помог демократизаторам (США и Ющенко), но сыграл на руку тем, кто с ними борется (ФСБ и прочие структуры в РФ). Как-то забыл этот пастор, что Церковь и политика - две несовместимые вещи. Да, много русских протестантов получают помощь от американских церквей и миссий. Но на фоне агрессивной политики США эти связи протестантов с Америкой, в глазах наших властей и служб, выглядят более чем сомнительными. Никто же из неверующих чиновников не будет делать различия между американской политикой и американскими протестантскими церквями, желающими проповедовать Христа.

Поэтому то, на мой взгляд, эта статья ни на что не повлияет. Только наивные американские друзья будут после сочувственно кивать и говорить: "Мы боимся, что Путин хочет вернуть наши страны назад к Холодной войне". Но не в Путине тут дело, а в том, что РПЦ до сих пор не вырулила из кризиса и не избавилась от цезаропапистских привычек. Не Путин с Медведевым виноваты в том, что благословили Медведева на царство, а сам патриарх, сделавший такой чудный PR будущему президенту и при этом очернивший образ самой РПЦ в глазах всего христианского общества.

Psilogic: Выскажу свое IMHO из личных наблюдений. Поскольку идеология протестантской церкви, скажем так, в меньшей степени пропитана Любовью к Баблу, в большей степени свободна (нет такого поклонения священникам) то на нашей, российской почве на уровне "низов" она может быть очень популярной. Но на уровне "верхов" протестантская церковь будет выступать как проводник и пропагандист западной идеологии и западных взглядов, потому государство будет ей мешать.

oleg_kozyrev: Я думаю, не стоит критиковать РПЦ. Любая церковь считает, что проповедует истину. И, очевидно. РПЦ это делает на свой лад. Очевидно, для нее другие церкви находятся вне лона Церкви, т.е. являются сектами. Но и ведь в протестантизме есть такие точки зрения, что те, кто в другой церкви состоят, как минимум, заблуждаются. Проблема, которая точно описана в статье - чиновничество. От власти идет отношение к протестантам, как к сектантам. И, к сожалению, такие настроения культивируются в обществе. Я по профессии сценарист. И сталкивался со случаями дискриминации по религиозным причинам. И все же христиане первых столетий христианства были в куда более сложных условиях. Не пропадем.

Monkeyfree: РПЦ стала еще одним инструментом идеологического воздействия власти на обывателя. А за содействие в пропаганде - недвижимость, земли, деньги... Я не заметил особой набожности в москвичах. Таковых нет среди моих друзей, знакомых, коллег, родственников - ни разу не видел их посещающими церковь или молящимися или разговаривающими о боге или вере... Поскольку я родился при коммунистах, где бога не было, то нет худа без добра - поверить в него не могу, о чем не жалею.

С т.з. психологии - бог таков, каким мы его воображаем и если на Земле 6 млрд. человек, то имеем 6 млрд. совершенно разных образов бога или 6 млрд. индивидуальных, собственных проекций, т.к. каждый образ наделен личными представлениями воображающего о разных жизненных вещах.

Мне все религии не нравятся - любая религия тоталитарна по сути и имеет жесткую иерархию. И, тем не менее, я за свободу вероисповедания, как и за любые гражданские свободы. Если вчера запретили оппозицию и свободу слова, сегодня запретят протестантизм, то завтра запретят интернет...

vink8x8: Ну, по порядку. 1. Все аргументы похожи - "мне сказали, что кто-то говорил, что ему сказали". 2. Вы считаете, что сектанты это хорошо? Примеры привести? В США спасают несовершеннолетних девочек, в России вытаскивают из подземелий... 3. Где заканчивается религия и начинается политика (в том числе спецслужбы). Пока хватит, но "со своим уставом в чужой монастырь не идут"

Seremyaga: Исторически так сложилось, что с мусульманами - которых не любит и боится запад, в частности США,- мы жили и живем в большем мире, нежели с протестантами. Меня, например, не смущает вид строящейся мечети, а вот какая-то церковь без крестов на куполах и не праздничная в православный праздник - напрягает...

blacksmith_hook: 1.О роли Русской Православной Церкви в России, 2. О правах других религий в России и 3. Об отношениях между РПЦ и государством. 4. Что означает свобода вероисповедания в России?

1. Роль РПЦ в России - точно такая же, как и любого другого государственного учреждения этой страны - укреплять целостность государства, исключать инакомыслие и "неправильное" толкование событий происходящих в России. Функционеры РПЦ - это работники бывшего КГБ, а теперь ФСБ. Поэтому ничего более чем функциями ФСБ РПЦ не озадачена. Ее роль - используя свои возможности, собирать информацию и формировать общественное мнение исходя из концепции кремлевского руководства.

2. Другие религии имеют такое же право на существование в России как нэповские предприятия за год до коллективизации и индустриализации. Они пока есть, но это ненадолго. Судьба их плачевна. Нет, их не устранят полностью, ведь "свобода совести в России" - важный аргумент Президента в любом международном диалоге. К тому же наличие прихожан протестантских церквей дает "центру" представление о "неблагонадежности" того или иного региона, стимулирует региональных чиновников к лучшей работе по устранению инакомыслия и является рычагом влияния власти на этих чиновников. Чтобы выжить протестанты должны стать служащими ФСБ, только и всего. Останутся ли они после этого протестантами, это другой вопрос, но иначе их судьба - влачить жалкое существование изгоев на фоне "правильной" православной России.

3. РПЦ является одним из структурных подразделений государства, подчиняется напрямую президентскому аппарату и не принимает никаких самостоятельных решений и тем более не производит никаких действий без согласования и одобрения президента. В силу этого говорить об отношениях между государством и РПЦ как об отношениях между различными самостоятельными организациях не имеет смысла.

4. Свободы вероисповедания в России, в том смысле, который вложен в эти слова в цивилизованных демократических странах, не существует. Права того или иного религиозного формирования обусловлены его подчинением государственной машине, если таковое отсутствует, отсутствуют и права. Свобода вероисповедания в России означает, что гражданам не запрещается верить во что угодно, но открытое проявление своих верований, буде они идут вразрез с официально одобренными концепциями, автоматически ставит гражданина в группу риска и политической неблагонадежности.

Nikonor: Лютеранский пастор признался, что ему пришлось на несколько лет уехать, так как он боялся за свою жизнь. Он вернулся, но старается привлекать к себе как можно меньше внимания. Вот это лучшая часть статьи. Священник, который боится за свою жизнь, поэтому бросающий паству. Сразу виден истово верующий человек. Куда там русским батюшкам, служащим по дальним приходам.

veles_old: К сожалению, в современной России гарантированная конституцией веротерпимость успешно превращена в ВЫВЕСКУ, за которой НИЧЕГО НЕТ. Сформированы три религии (православие в лице РПЦ, мусульманство в лице Совета муфтиев, иудаизм), официальные лица которых беспрекословно поддерживают власти в любых их действиях. Любое отклонение от них воспринимается как некая форма измены государству.

_________________________

Более того. Руководство РПЦ явно завидует роли аятолл в Иране. Об этом можно судить по восторженным книгам о системе власти в Иране, которые издают издательства, близкие к руководству РПЦ. Авторы этих книг - известные пропагандисты православия официального толка. Эти книги с удовольствием распространяет посольство Ирана в Москве на своих приемах. Даже термин "национальный лидер", придуманный в Кремле, является по существу калькой с иранского "духовный лидер".

dvorkin (перевод ИноСМИ): Ваша статья - политический заказ, и в ней нет ни единого слова правды. Мне очень жаль, что NYT, которую я любил читать в 1970-е и 1980-е, как образец по-настоящему честной и независимой журналистики, стала своего рода (мягко говоря) представительницей древнейшей профессии, выполняющей платный политический заказ. Ваша статья - русофобская и антиправославная, она основана на заведомо ложных, условных стереотипах (которые вы сами сфабриковали) и представляет точку зрения только одной стороны - в ней несколько сектантских групп некорректно (с богословской точки зрения) называются протестантскими. Профессор Александр Л. Дворкин, Центр религиозных исследований, Москва

Geliy: Сомневаюсь, что вы опубликуете мой отклик, но написать его - дело моей совести, а дело вашей совести - ваше дело. Откуда появилось протестантство? В споре с католической Церковью. Лютер был шокирован разложением католического духовенства. Его поддержали немецкие князья, стремящиеся освободиться от влияния Рима. Что исповедовало протестантство? Свободное право трактовать Евангелие как кому угодно. Независимость от Рима.

А теперь задумаемся: зачем протестанты пришли в Россию? Чтобы проповедовать Слово Божье? Так оно тут уже проповедано задолго до появления Протестантизма. Чтобы показать, в чем они не согласны с католиками? Ну так пусть протестуют в католических странах. Что они принесли нового, полезного на землю, где проповедовал сам апостол Андрей? Да ничего. Припадочную экзальтацию. Культ денег как угодности Богу.

Протестантство - это не запрещенная партия свободолюбивых героев, а религия, претендующая на истинность и пришедшая на землю, где уже было проповедано христианство. Истинная ли это религия? Лютер, например, когда в Германии началась гражданская война, призывал уничтожать крестьян "как бешеных собак". А уж как Лютер относился к евреям - мы политкорректно промолчим. Может ли из гнилого источника течь чистая вода?

Eugene_wechsler: 1. Да, РПЦ "слегка" обнаглела. Православие в общих школах вместо "Философии и мировых религий" - перегиб.

2. Секты нужно давить. Речь идет о Свидетелях, Саентологах и прочей шелухе, разрушающей и так разрушенные жизни бедных пенсионерок и неокрепшей молодежи.

3. Протестанты никакого отношения к сектам не имеют. Все, кто не разобрался в сути - идут лесом. Если протестантам не дают на законных основаниях зарегистрировать церковь - это плохо и с этим нужно бороться. Опять же, в нашем городе о таких ситуациях я не слышал. Засилье православия есть, но давления на иудеев, мусульман и протестантов никакого. Под засильем православия имею ввиду промывку мозгов населения через СМИ и прочее.

4. Лично на мою свободу вероисповедания никто и никогда не присягал. Живу в России с рождения, почти 25 лет.

5. Чрезмерная религиозность общества - очень плохо. Место Бога в сердце а не в церкви.

vitaly_kaplan: Давайте попробуем отрешиться от эмоций. В чем правда этой статьи? В том, что в России действительно имеет место чиновничий произвол, что в России закон зачастую применяется избирательно. Происходит это в том числе и по отношению к протестантам - хотя схожие проблемы подчас возникают и у светских организаций, и, между прочим, у православных. Да, можно согласиться с тем, что в ряде случаев, перечисленных в статье, по отношению к протестантам власти поступили несправедливо - хотя утверждать это наверняка, не зная всех обстоятельств дела, всех тонкостей и "подводных камней", было бы наивно.

Правда и то, что Русская Православная Церковь выступает с резкой критикой в адрес протестантов. Но почему, собственно, она не должна так поступать? С точки зрения православных христиан, протестанты действительно заблуждаются в духовной сфере, их путь неспасителен, и более того, увлекая религиозно неопределившихся людей на свой путь, они тем самым мешают этим людям вступить на правильный путь, действительно ведущий ко спасению - то есть на путь Православия. Это естественным образом вытекает из православного вероучения, и всякий священнослужитель, если он искренне верующий человек, должен об этом говорить. Чего хочет от Православной Церкви автор статьи? Чтобы та, в угоду политкорректности, воздерживалась от честной, нелицеприятной оценки протестантизма? Разумеется, можно спорить о форме, в которой звучит эта оценка. Мне тоже бывает неприятно, когда священник, осуждая протестантизм как религиозный путь, автоматически осуждает и людей, идущих этим путем. Но согласитесь, странно было бы ожидать, чтобы из 30 тысяч священнослужителей Русской Православной Церкви каждый был бы предельно корректен в формулировках. Между тем, стоит где-то когда-то одному православному священнослужителю сказать что-то скандальное - и его высказывание моментально подхватывается прессой, причем выдается за общецерковную позицию.

Далее, статья неявно предполагает, что все протестанты, любой деноминации, "по определению" белые и пушистые. Даже не касаясь конкретных фактов, уже можно из самых общих соображений утверждать, что это не так. Соображение на самом деле очевидное - испорченность человеческой природы, ее греховность. Проще говоря, протестанты тоже люди, и среди них тоже есть жулики, садисты, мошенники, маньяки и т.п. Поэтому когда где-то возникает какая-то новая религиозная организация, желающая быть зарегистрированной - у представителей власти вовсе не должно быть к ней доверия априори. Конечно, где-то власти самодурствуют, где-то, ожегшись на молоке, дуют на воду, а где-то поступают совершенно правильно.

О тоталитарных сектах. Такие есть, и глупо было бы это отрицать. Другое дело, что не всякая секта является тоталитарной. Но вот, к примеру, упомянутые в статье "свидетели Иеговы" - самая настоящая тоталитарная секта, мне не только приходилось о ней читать, но и наблюдать ее адептов. А если вспомнить, что практикующийся у них запрет на переливание крови оборачивается гибелью людей...

О КГБ/ФСБ. Тут, как нельзя яснее, продемонстрирован принцип двойных стандартов. Если вы утверждаете, что КГБ/ФСБ считает религиозную сферу инструментом для своих задач, если эта структура влияет на Русскую Православную Церковь - то почему вы отказываетесь предположить, что точно также ЦРУ (или другие западные спецслужбы) воспринимают протестантские организации как свой инструмент? В данном случае - как инструмент влияния на процессы, происходящие в России и странах СНГ? Вы же не настолько наивны, чтобы отрицать у спецслужб наличие таких интересов?

dan_i_ya: Имхо, тенденция описана вполне верно (хотя и несколько занудно). Да, РПЦ, ошалев от поддержки власти, "мочит" конкурентов. Да, как всегда "чтоб мы не строили, получается КПСС" (с). Другой вопрос, что это процесс до некоторой степени естественный - идет реакция на беспредел 90-х. Хотим мы того или нет - но НЕ власть навязывает этот путь. Это - та самая "демократия в действии". Большинство моих друзей в той же Америке (относящих себя к интеллигенции) были в шоке, что во второй раз выбрали Буша - после всех разоблачений, после Майкла Мура, после всего! Ну так вот оно, слово народное, слово пресловутого большинства, которому нужна 'сильная рука, и шоб нас все боялись'. Так и тут, люди-то везде одинаковы. Большинству, там самым 70%+, искренне нравятся и Путин, и Медведев, и РПЦ - те, кто не дает выбора, кто 'знает как надо'. В условиях угрозы для нации - нация защищается, неосознанно, природно. РПЦ, общинность, традиция - это на уровне генетики, это реакция. Вывод - все невесело, однако винить Алексия или Путина глупо. Каждый народ имеет то, что заслужил - касается это фсбшника ВВП или, простите, анекдотичного идиота Буша. (Наталья Круглова, 29, Москва, журналист)

Shturmfogel: Я бы не сказал, что все совсем плохо. Мы просто начали забывать СССР. Но трясет сегодня, конечно, всех и РПЦ тоже. Только ее по-своему: из нее пытаются сделать официальную фасадную идеологию, и это отнюдь не радует людей, которые находятся внутри нее.

Я, как православный христианин, был бы рад, если бы об истории Православия и всего христианства перестали учить по программам, составленным атеистическими агитаторами из идеологического отдела ЦК КПСС. Но мне вовсе не хочется, чтобы Православие с пионерским задором вдалбливали на уроках в государственных школах, превращая его из мировой христианской традиции в форму русского национального патриотизма.

Я очень рад, что есть вопросы, в которых Церковь и государство у нас научились сотрудничать, но меня беспокоит, что в некоторых сферах государство пытается что-то от Церкви требовать, прикрывая ею свои цели. Точно также мне не нравится, что у наших церковных иерархов не всегда хватает сил говорить государству резкое: 'Нет', но их можно понять - большинство из них еще помнят гонения советских времен.

Впрочем, все это мои субъективные наблюдения. Среди моих знакомых немало хороших, честных священников, которые очень много делают для своих прихожан, занимаются социальным служением, да и просто являются хорошими честными гражданами. А является ли Патриарх агентом Дроздовым, я не знаю. Исключать этого нельзя, агентов КГБ в Церкви было много. Но от истории про Дроздова попахивает газетной 'уткой'. (Алексей Соколов, 25, Москва, журналист)

consigliere_rpc: "Когда я учился в семинарии (в середине 80-х гг.), самым скучным и ненужным предметом я считал "сектоведение". О кришнаитах, оккультистах, мунистах и прочих "новых религиозных движениях" в том курсе речи не было. Речь по старинке шла в основном о баптистах, адвентистах, пятидесятниках. И мне казалось, что заниматься изучением их истории и их богословия глубоко бесполезно. В конце концов - вокруг совершенно атеистическая страна, и если однажды среди миллионов атеистов я встречу протестанта, то я скорее обрадуюсь этой встрече: все-таки близкая душа. Да и предмет этот, честно говоря, преподавался нам без огонька. Так что могу засвидетельствовать: в православных семинариях кануна "перестройки" нас не учили видеть в протестантах или католиках неких врагов; атмосфера богословских школ была однозначно экуменическая. Гости с Запада, постоянно приезжавшие к нам для богословских собеседований и просто с визитами, заверяли нас, что они восхищаются православием, его глубиной, древностью, стойкостью, молитвенностью, что времена отчуждения западных и восточных христиан прошли и что настало время примирения.

Прошло десять лет - и так много изменилось. Православие и протестантизм в России (и так же - православие и католичество на Украине) оказались в состоянии прямой конфронтации. Заряд агрессии и нетерпимости копили не мы, не православные. Для нас 70-80 годы были годами "детанта", экуменической "разрядки". Но эта разрядка оказалась улицей с односторонним движением. Пока наши богословы занимались "богословием мира", протестантский мир (прежде всего в США) копил силы для броска в разваленный Советский Союз. К двухтысячному году протестанты намерены создать в России 200 000 своих приходов (у Русской Православной Церкви во всем СССР к 1988 г. было порядка 11 000 приходов, в 1996 г. их столько же на территории России).

Столь обширная акция нуждается в пропагандистском обеспечении. И протестантская пропаганда (при поддержке светских антицерковных журналистов) без конца повторяет два тезиса: 1) мы проповедуем "просто евангелие" и 2) мы помогаем Русской Церкви в евангелизации России, мы не боремся с православием. Они к нам приехали с акцией мира, а вот если православные выступают против протестантской миссии в России - так это проявление традиционной православной нетерпимости и агрессивности. Так вор, забравшийся в квартиру, осаживает проснувшегося хозяина: "не шуми! людям спать мешаешь!". Протестанты бросили батальоны проповедников в Россию - а в кривом зеркале пропаганды агрессором все равно оказалась Русская Церковь. Весной 1996 г. в сибирском городе Ноябрьске на мою лекцию пришел адвентистский проповедник и сказал: "Зачем вы, московские богословы, приезжаете сюда? Вы нарушаете религиозный мир в нашем городе!".

french_press: НЕ могу полностью согласиться с идеями, высказанными в статье. Да, выводы в целом верны: 1) Российские власти пытаются возродить монстра времен царской России "православие-самодержавие-народность", существовавшего с 1834 года.

2) Притесняются другие конфессии и ветви христианства, в основном протестантизм. Но: Если первый вывод, по-моему, верен почти полностью, и это вписывается в идеи государства возродить Российскую Империю, со всеми ее основными атрибутами, кроме самодержавия. Но вот вторая идея, высказанная в статье, по моему мнению, во многом не верна. Да, в России ставят много преград на пути множества религиозных групп, особенно Свидетелей Иеговы, но это скорее вызвано не желанием помочь РПЦ, а желанием защитить население от опасных сект, и в этой попытке, к сожалению, порой выплескивается ребенок вместе с водой. Но тому есть очевидные причины. С начала 90-х Россию просто захлестнула волна сект наподобие свидетелей Иеговы, которые по сути были тоталитарными сектами. У моих знакомых, например, умер родственник, член свидетелей, потому, что отказался перед операцией на переливание крови, так как религия ему запрещает это. А если бы провести исследование какое количество пожертвований они собрали с наиболее бедных, социально незащищенных слоев населения, и оттого склонных к наиболее рьяному служению церкви, стало бы дурно. Нужно принимать во внимание, что наряду с нормальными проповедниками, в Россию ринулось огромное количество шарлатанов, ведомых жаждой наживы, и в борьбе именно с такими, к сожалению иногда страдают нормальные проповедники. Егор Синебок, студент ИСКРАН.

Том, Айова (перевод ИноСМИ): То, о чем я здесь читаю, очень напоминает партийную линию. Российская Конституция 1993 г. гарантирует свободу вероисповедания. Как и многое другое в путинской России, слова на бумаге - это не реальность, а права - это то, что у вас есть только когда государство говорит, что оно может у вас быть.

Дон, Мичиган (перевод ИноСМИ): Как это ни прискорбно для русского православного культа и Кремля, тесная связь между церковью и государством означает, что сила веры истощается, влияние церкви исчезает и священники становятся марионетками государства. И, к счастью для запрещенных 'сект', репрессии способствуют процветанию веры, и церковь становится сильной.

Майкл Хоффман, Айдахо (перевод ИноСМИ): Не припомню, чтобы NY Times поднимала подобный шум из-за того, что в Израиле государственная религия - иудаизм. Русские делают то же самое, что израильтяне.

Blacklight, Нью-Йорк (перевод ИноСМИ): Неуклюжесть Католической церкви заложила основу для протестантской реформации. Монопольная