Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Марионеточная пресса Путина

Как бы ни проходил раздел власти между Путиным и Медведевым, им непременно придется поделить и власть телевидения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
При президенте Владимире Путине жесткий контроль над средствами массовой информации постепенно превратился в один из ключевых политических ресурсов российского руководства. Он будет в равной степени необходим и для нового президента Дмитрия Медведева.

МОСКВА - При президенте Владимире Путине жесткий контроль над средствами массовой информации постепенно превратился в один из ключевых политических ресурсов российского руководства. Он будет в равной степени необходим и для нового президента Дмитрия Медведева.

Чтобы понять, как менялась журналистика при Путине, следует вспомнить о двух книжных проектах.

В 1999 году репортеры из лучшей российской газеты "Коммерсант" Наталья Геворкян и Андрей Колесников взяли у Путина серию интервью для написания книги, которая должна была познакомить общественность с будущим президентом. В выдержках, напечатанных в "Коммерсанте" до опубликования книги, содержится резкий спор по поводу репортера Радио "Свобода" Андрея Бабицкого, находившегося в Чечне и не выходившего на связь. Журналисты высказали подозрение, которое тогда разделяли многие в России, что Бабицкого держат в заключении по указанию властей. Они потребовали от Путина освободить журналиста и прямо заявили ему, что не верят его словам.

Вторая серия интервью проводилась с Медведевым, и случилось это незадолго до его избрания президентом. На этот раз выдержки из интервью были опубликованы на кремлевском вебсайте. Медведева спрашивали о том, что для него значат слова "великая Россия", какова его концепция демократии и как он относится к частной собственности. Журналисты были настроены дружелюбно и уважительно, ответы Медведева были подробными, и его никто не прерывал.

Если бы берущие интервью репортеры (муж и жена) захотели обсудить вопрос о журналистах, попавших в немилость к власти, недостатка в примерах у них бы не было. В прошлом году была депортирована журналистка Наталья Морарь, которая опубликовала в одном из журналов серию статей о том, как высокопоставленные чиновники выводят из страны огромные суммы денег. Манана Асламазян, директор финансируемой в основном США некоммерческой организации Internews Russia, которая с 1992 года готовит тележурналистов и поддерживает независимые широковещательные станции, была вынуждена покинуть страну, опасаясь ареста. Internews Russia была немедленно ликвидирована. Убийства и таинственные смерти ряда известных журналистов, таких как Анна Политковская, Юрий Щекочихин и Пол Хлебников, до сих пор остаются нераскрытыми.

Но в сегодняшней России журналисты не надоедают высокопоставленным руководителям. За исключением интервью с Геворкян и Колесниковым Путину на посту президента не пришлось отвечать ни на один недружелюбный вопрос российских репортеров.

Во время пребывания Путина у власти телевизионное вещание было доведено до совершенства, став инструментом формирования общественного мнения. Эфирную информацию о политических и общественных делах сегодня жестко контролируют и координируют крупные менеджеры общенациональных каналов и кремлевские помощники. В результате любое событие, любого человека, организацию или движение можно либо поднять, либо опустить в глазах общества, сделав это в полном соответствии с пожеланиями и замыслами Кремля. Любого человека, который считается противником власти, можно дискредитировать и облить грязью.

Опросы населения показывают, что публика очень хорошо реагирует на такое промывание мозгов - будь то кампании против Грузии, Украины или Запада либо действия по формированию предпочтений электората накануне выборов. В отличие от советских времен, наиболее эффективные средства массовой информации государства также очень высокодоходны. Два крупнейших телеканала вещают практически на всю Россию. Телевизионные станции не конкурируют в области новостной информации - их информационные выпуски мало чем отличаются друг от друга. Но соперничество за зрителей и рекламодателей идет очень жесткое. В результате появляются первоклассные мыльные оперы и развлекательные программы, заставляющие людей не отрываться от экранов телевизоров. Рекламодатели, которых привлекает огромная аудитория зрителей, с готовностью и большим желанием отдают свои деньги государственному телевидению.

Такая бизнес-модель и жестко контролируемое политическое содержание неразделимы и взаимовыгодны. Предписанная Кремлем телевизионная диета легко усваивается. Успокаивающая информация сопровождается захватывающими развлекательными шоу. Завершив свой второй президентский срок, Путин особые слова признательности высказал в адрес ведущих руководителей национальных телеканалов.

Государство резко ограничило свободу вещания, но свободу слова оно полностью контролировать не в состоянии. Некоторые вещательные станции, печатные и онлайновые издания с небольшим охватом зрителей и читателей сохраняют довольно независимую редакционную политику, что позволяет сбрасывать пар. Эти СМИ создают видимость свободы слова, но они почти полностью изолированы от национального телевидения, являются по сути дела маргинальными и не играют важной политической роли.

Незадолго до своей инаугурации Медведев не согласился с мнением о том, что в регулировании российских средств массовой информации налицо "регресс". Он заявил популярному еженедельнику "Аргументы и факты", что "средства массовой информации развиваются совсем неплохо". По его словам, российское телевидение "по качеству и используемым средствам" является "одним из лучших в мире" и совсем не проправительственным. Это явная неправда. Люди, работающие на телевидении, в частных разговорах признаются, что действуют под жестким контролем государства. Некоторые из них даже заявляют об этом публично. Известный тележурналист Владимир Познер сказал недавно во время публичной встречи, что "на телевидении, да и не только на телевидении свобода прессы отсутствует". Он добавил, что во время недавних кампаний накануне парламентских и президентских выборов некоторые проблемы были "полностью запрещены", а определенных известных людей нельзя было приглашать на передачи.

Верит или нет Медведев в собственные заявления о российском телевидении - но ему придется пользоваться системой политических манипуляций и ее ключевым элементом - государственными СМИ, которые были созданы Кремлем при Путине. Национальные телеканалы бесспорно являются могучим политическим ресурсом. Как бы ни проходил раздел власти между Путиным и Медведевым, им непременно придется поделить и власть телевидения.

Маша Липман - главный редактор журнала 'Pro et Contra', издаваемого Московским центром Карнеги. В Washington Post она ведет ежемесячную авторскую колонку.

___________________________________________________________

Голос матушки России на английском языке ("The New York Times", США)

Россия тратит десятки миллионов на полировку своего имиджа за рубежом ("The Washington Post", США)