Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пессимист - хорошо осведомленный оптимист? Не всегда

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Теперь, когда у компании началась 'черная полоса', любители говорить 'мы же вас предупреждали' оказались на коне. Они, однако, обходят молчанием тот факт, что упомянутые неприятности - публичная ссора между BP и ее партнерами - не вызваны вмешательством государства. Правда, после того, как на этой неделе полиция допросила генерального директора 'ТНК-BP' в связи с делом об уклонении от налогов, может сложиться иное впечатление, но это расследование касается событий, произошедших еще до приобретения BP доли в этой фирме

С момента создания 'ТНК-BP' в 2003 г. судьба совместного предприятия British Petroleum с консорциумом российских олигархов стала той 'лакмусовой бумажкой', по которой судят об инвестиционном климате в России. Те, кто оптимистично смотрит на перспективы вложений в России, приветствовали впечатляющие успехи, достигнутые этой фирмой за последние пять лет; пессимистам же, чтобы доказать свою правоту, необходимо было, чтобы ее деятельность закончилась провалом, или по крайней мере неприятностями с властями.

Теперь, когда у компании началась 'черная полоса', любители говорить 'мы же вас предупреждали' оказались на коне. Они, однако, обходят молчанием тот факт, что упомянутые неприятности - публичная ссора между BP и ее партнерами - не вызваны вмешательством государства. Правда, после того, как на этой неделе полиция допросила генерального директора 'ТНК-BP' в связи с делом об уклонении от налогов, может сложиться иное впечатление, но это расследование касается событий, произошедших еще до приобретения BP доли в этой фирме. Позиция правительства заключается в том, что акционеры 'ТНК-BP' должны сами уладить свои разногласия, а премьер-министр Владимир Путин добавил в этой связи - он с самого начала сомневался, что им удастся надолго сохранить согласие, необходимое для успешного управления предприятием, где каждая из сторон владеет 50% акций.

В происхождении нынешнего конфликта BP с российскими партнерами - "Альфа-Групп", Access Industries и 'Ренова', образующими консорциум ААР - ничего загадочного нет. Смена владельцев стоит на повестке дня с декабря прошлого года, когда истек пятилетний мораторий на продажу акций ААР и BP. Подобные изменения представляются еще более вероятными сейчас, когда выборный сезон в стране закончился; пока он продолжался, администрация Путина явно предпочитала избегать потенциально 'чреватого' перехода крупных активов из рук в руки. Теперь, когда это препятствие снято, эксперты по проблемам российского бизнеса и экономики твердо уверены в том, что ААР продаст свою долю в 'ТНК-BP' какой-нибудь из контролируемых государством компаний - разногласия вызывает лишь вопрос о том, насколько добровольной с точки зрения сроков и условий будет эта сделка.

В этой ситуации ААР не слишком интересует долгосрочная стратегия, осуществляемая управленцами 'ТНК-BP', представляющими британскую компанию. Эта стратегия связана с тщательной разработкой имеющихся ресурсов и использованием передовых технологий для эффективного извлечения остаточных запасов нефти из давно эксплуатируемых месторождений в Западной Сибири ('сливки' с них начали снимать еще в 1970-х). Вместо этого российские акционеры скорее всего намереваются пойти по стопам Романа Абрамовича: перед продажей 'Сибнефти' 'Газпрому' он извлек из компании максимальную прибыль в виде дивидендов, одновременно увеличив ее биржевую стоимость.

Впечатляющий рост добычи, повысивший рыночную капитализацию 'Сибнефти' в начале 2000-х гг., в случае с истощающимися месторождениями 'ТНК-BP' невозможен. Впрочем, этого роста 'Сибнефть' добилась за счет заводнения многих месторождений. В результате сегодня добыча этой компании, переименованной в 'Газпромнефть', сократилась больше, чем у любой другой крупной нефтяной фирмы в России. Такой сценарий BP вряд ли устроит.

В результате наилучшим способом повысить капитализацию компании является приобретение новых запасов. И здесь единственный вариант - искать их в других странах, поскольку в самой России все крупные новые месторождения уже фактически 'застолбили' государственные фирмы. Этот вариант дает и дополнительное преимущество - выход за пределы российского нефтяного сектора, облагаемого высокими налогами. Однако в результате 'ТНК-BP' может превратиться в конкурента самой британской компании, например, в богатом газом Туркменистане.

Инвесторам, давно работающим в России эта ситуация наверняка покажется знакомой. Так, "Альфа-Групп" Михаила Фридмана - фактический лидер консорциума ААР - уже была замешана в затяжном и остром конфликте с другим зарубежным стратегическим партнером (компанией Telenor) из-за такой же экспансии на рынке, где последний уже присутствовал (речь шла об украинском рынке мобильной связи). В ходе того спора 'Альфа' тоже использовала свое влияние на российские суды - как она сейчас поступает по отношению к BP.

В этот раз на сцене появилась доселе никому не известная консалтинговая фирма 'Тетлис', принадлежащая бывшим менеджерам 'Альфы'. 'Тетлис' приобрела некоторое количество акций из небольшой 'допечатки' 'ТНК-BP' и использовала свой статус акционера для подачи иска в один из сибирских судов, заявив, что компания растрачивает средства на услуги инженеров, командированных из BP. Это дело позволяет предположить, что вопрос об экспансии на зарубежные рынки - который ААР называет главным камнем преткновения - на деле не самый важный. Скорее речь идет о максимальном увеличении притока денежных средств, в том числе и за счет экономии на высокооплачиваемых зарубежных специалистах, привлекаемых для оптимизации добычи в долгосрочной перспективе.

Чем дольше продлится этот конфликт, тем негативнее он отразится на инвестиционном климате в России. Крупные зарубежные компании придут к выводу: раз BP, славящаяся своей смелой и новаторской политикой, потерпела неудачу, Россия - не та страна, с которой стоит делать бизнес. Тот же результат последует, если BP продаст свою долю - даже выручив за нее рыночную цену и не создавая впечатления, что у нее не было иного выхода.

Предположения о том, что за BP 'взялось' российское государство, подпитываются воспоминаниями о 'деле 'ЮКОСа'' - когда налоговые недоимки, предъявленные этой фирмы, обернулись обесцениванием инвестиций акционеров, а двое главных ее владельцев оказались за решеткой. Однако эта точка зрения не подтверждается фактами. Или по крайней мере, нынешние затруднения, возникшие у 'ТНК-BP' с властями, не позволяют об этом говорить.

Можно, конечно, предположить, что в основе этих затруднений лежат тайные намерения кого-то из российских игроков. Так, выявившиеся технические нарушения иммиграционного законодательства - разрешения на работу для инженеров из BP оформлялись не через российский филиал самой этой компании, а через 'ТНК-BP' - льют воду на мельницу ААР, пытающегося изменить в свою пользу соотношение сил в высшем руководстве фирмы. В то же время пятичасовой допрос генерального директора 'ТНК-BP' Роберта Дадли (Robert Dudley), состоявшийся в Министерстве внутренних дел во вторник, не имеет отношения к спору с ААР. Он связан с возбужденным в середине 2007 г. уголовным делом по поводу налоговой стратегии ТНК, относящейся к периоду, когда BP не была ее акционером; вопрос давно уже был улажен в общегражданском суде. Что бы ни стояло за этим расследованием, против BP оно никак не направлено.

Г-н Путин хорошо уловил суть дела, заметив, что той или другой стороне необходимо установить контроль над совместным предприятием. Посторонним остается лишь гадать, является ли давление со стороны ААР - в том числе и установление (уже истекшего) крайнего срока, к которому BP должна была согласиться на существенное расширение роли российской стороны во главе с совладельцем 'Альфы' Германом Ханом в управлении компанией - осознанной долгосрочной стратегией или просто тактическим приемом.

Так или иначе лучшим - а возможно и единственным позитивным - исходом с точки зрения инвестиционного климата в России станет такое урегулирование ситуации, которое гарантирует дальнейшее масштабное и конструктивное участие BP в деятельности российского нефтяного сектора. К примеру, британская компания может выкупить пакеты всех остальных акционеров 'ТНК-BP', - т.е. ААР и незначительных 'миноритариев' - одновременно предложив Кремлю опцион на приобретение этих акций в будущем через какую-то из контролируемых государством компаний.

Эта идея может показаться притянутой за уши - особенно некоторым членам совета директоров BP. Но вчерашнее заявление ААР о подаче нового иска в Стокгольмский арбитражный суд свидетельствует о том, что подобное решение уже обсуждается. Оно несомненно позволит обойти все очевидно возникающие проблемы. Государственным компаниям, уже обремененным кредитами и инвестиционными обязательствами, не придется срочно изыскивать 20 миллионов долларов для покупки 50% акций 'ТНК-BP'. В то же время в долгосрочной перспективе будет выполнено и условие Кремля о государственном контроле над стратегически важными активами. Пока же у BP будут развязаны руки в сфере управления компанией, и к тому же она установит косвенное партнерство с государством, позволяющее теснее сотрудничать с 'Газпромом' как на территории России, так и за ее пределами. Если британской компании удастся установить стратегическое партнерство с этим газовым гигантом, то может оказаться, что все нынешние игры вокруг 'ТНК-BP' стоят свеч.

Кристофер Гранвиль - управляющий директор консалтинговой компании Trusted Sources Research

________________________________

Риски России ("The Financial Times", Великобритания)

Русская рулетка ("The Financial Times", Великобритания)

Не приближайся к Кремлю - обожжешься ("Business Spectator", Австралия)

Разногласия в ТНК-BP могут привести к сокращению дивидендов ("The Times", Великобритания)