Джон Уоррен, выпускник Винчестерского колледжа и Бристольского университета, ведет в России совершенно не такой бизнес, как 'ТНК-BP'. Тем не менее, его пример показывает, что совсем не любой бизнес в этой стране обречен на провал.

Многие экспаты и москвичи знают его как 'колбасника' ('Sausage Man'). Его компания Warren's Sausages (sausage.ru) производит и продает в Москве колбаски. Уоррен, бывший музыкальный эксперт и обладатель диплома по русскому языку, живет и работает в России уже 17 лет. До Warren's Sausages у него была компания Agrafin, которая одно время была крупнейшим российским экспортером подсолнечных семечек - правда, финансового кризиса 1998 года она не пережила.

- Конечно, работать в Москве - это совершенно не так, как дома, в Лондоне. Но чем больше я здесь живу, тем меньше меня это заботит. Сейчас дома все как-то не здорово - а здесь со всех точек зрения все отлично.

- Иностранцу сложнее добиться успеха, чем русскому; но бояться этого, право же, не надо. Даже иностранец вполне может заработать здесь деньги. Правда, есть одно 'но': кем бы ты ни был, либо ты говоришь по-русски - либо проигрываешь. Это скорее мое личное мнение, нежели факт, но здесь надо жить, а не просто работать. То есть надо уметь общаться с местными людьми.

- За те семнадцать лет, что я провел в России, я увидел огромные перемены к лучшему и в экономике, и в образе жизни. Страна пережила и до сих пор переживает гигантский переходный период, и надо сказать, что иностранные бизнесмены приспосабливаются к подобным переменам в каких-то аспектах значительно медленнее, чем их российские коллеги. Да, бюрократия до сих пор осталась; есть области, где государство вообще не помогает бизнесу. Но все равно ситуация постоянно улучшается. И даже если включить этот фактор в анализ рисков, все равно в итоге приходишь к заключению, что в Москве заработать деньги можно практически на чем угодно, если качество твоей продукции или услуг соответствующее. Русские любят высокое качество, получают его и готовы за него платить.

- Россия - это страна, не задушенная правилами. Это страна взаимоотношений, и, чтобы здесь работать, надо приспосабливаться к тому, как здесь делается бизнес. Да, дело не только в том, что ты знаешь (а эти русские, скажу вам, образованнейшие люди), но и в том, кого ты знаешь - но разве в Великобритании не так? И, кстати, будьте бдительны: русские в бизнесе постоянно совершенствуются, так что не расслабляйтесь.

- То, что было приемлемо в 1995 году, в 2008-м - воистину прошлый век. Бизнес в России становится гораздо более цивилизованным, чем в последнее десятилетие. А поскольку у нас и нефть стоит 125 долларов, и Европа с Америкой становятся все более зависимы от российских энергоносителей, будущее российского бизнеса с каждым днем выглядит все лучше.

______________________________________________

'Бизнес без водки - деньги на ветер' ("The Financial Times", Великобритания)

Помните Москву серой и унылой? Забудьте ("Business Week", США)

Русская рулетка? Нет, все не так рискованно ("The Independent", Великобритания)

В Москве банкиры получают вдвое больше, чем на Западе ("Financial Times Deutschland", Германия)

BP: тише едешь - с прибылью будешь? ("The Financial Times", Великобритания)