Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
России надо отдать должное - свои сверхдоходы она использует лучше, чем многие нефтяные страны. Однако для нации, стремящейся бороться за влияние с США, планка слишком низкая. Кремль оказался в обидном положении: он гораздо сильнее, чем мог себе представить десять лет назад, но при этом гораздо менее силен, чем хотел бы быть сегодня

Почти ровно десять лет назад по мировым рынкам ударил российский финансовый кризис: 17 августа 1998 года президент Борис Ельцин заморозил рынок внутреннего долга, ужесточил валютный контроль и пустил рубль в девальвацию. Миллионы людей потеряли свои сбережения, западные банкиры отвернулись от Кремля - и казалось, что отныне Россия банкрот, не только в финансовом, но и в политическом смысле.

Но прошло десять лет - и посмотрите, как все изменилось. Россия переживает экономический бум, свои долги она выплатила, золотовалютные резервы наращивает, гостиницы полны западными бизнесменами, а президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин на разнообразных саммитах не стесняясь заявляют: Россия вернулась на мировую арену.

Реальность, однако, не так проста. После 1998 года Россия во многом изменилась, однако она до сих пор страдает от некоторых серьезных слабостей. Какую-то долю международного влияния она себе вернула, но до восстановления статуса сверхдержавы ей еще далеко.

Собственно, трансформация России началась еще в том самом 1998 году, когда кризис только набирал обороты. Во-первых, уже после нескольких недель неопределенности девальвация начала стимулировать внутреннее производство. Во-вторых, затем, когда президентом стал Путин, Кремль, развернув жесткое наступление на гражданские свободы, занялся 'наведением стабильности'. И, в-третьих - и это наиболее важно - средние цены на нефть выросли с 12 долларов в 1998 году до 125 и даже больше сегодня, и немалая часть хлынувшей в страну денежной реки досталась Кремлю через налоговые отчисления, создав государству огромные возможности для социальных затрат, а чиновникам - для набивания собственных карманов.

В 1998 году объем производства упал на 5 процентов, но после того года он стабильно растет в среднем на 6 процентов в год. Выгоды от этого изначально доставались по большей части богатым, но сегодня распространяются и на средний класс - так что если Путин и Медведев у себя в стране популярны гораздо больше, чем их западные коллеги у себя, то не за красивые глаза. Их, впрочем, интересует не только стабильность власти внутри России: они готовы проталкивать свою власть и за границей, в особенности в странах бывшего Советского Союза. Как выразился Медведев, 'Россия сегодня - глобальный игрок'.

Тем не менее, даже через десять лет после 1998 года Россия не так сильна, как думают ее правители. По объему производства она только в прошлом году вышла на уровень 1989 года. Миллионы людей до сих пор живут в нищете, да и среднегодовой подушевой доход - по паритету покупательной способности - остается низким, 14 700 долларов. Для сравнения, в Польше, например - 16 300.

Нищета приносит с собой и другие проблемы - огромный дефицит образования и здравоохранения. Численность населения так быстро падает - сейчас она уже составляет 143 миллиона человек, - что выправление демографического тренда стало национальным приоритетом. В этом отношении Россия находится в примерно такой же ситуации, как Западная Европа, но она при этом менее открыта для иммиграции и даже больше, чем Европа, боится ее последствий: в той же Сибири населения почти нет, а по другую сторону границы - 1,3 миллиарда китайцев.

Кроме того, несмотря на проводимую политику диверсификации, Россия остается зависимой от нефти и газа - эти товары дают около 20 процентов объема экономики и 60 процентов экспорта. Мечта о построении 'экономики знаний' на базе армии хорошо обученных ученых так и остается мечтой. России надо отдать должное - свои сверхдоходы она использует лучше, чем многие нефтяные страны. Однако для нации, стремящейся бороться за влияние с США, планка слишком низкая.

Возможности Кремля применять силу за пределами границ России весьма и весьма ограниченны. Несмотря на недавнее увеличение военного бюджета, он все равно составляет пять процентов американского, и вооруженным силам необходима модернизация. Неочевиден даже статус ядерной сверхдержавы, поскольку у России до сих пор нет адекватной замены стареющим советским ракетам.

Самый сильный козырь России - положение поставщика энергоносителей на мировые рынки и прежде всего на рынок Европейского Союза. Кремль эту позицию всячески усиливает, прокладывая все новые трубопроводы и заключая договоры о сотрудничестве с другими поставщиками. Однако энергоносители - это палка о двух концах: если ЕС получает из России более 25 процентов газа, то Россия получает от ЕС более 60 процентов газовых доходов. Бедные страны Восточной Европы, у которых других поставщиков просто нет, уязвимы - но не вся Европа в целом.

Даже прямо у Москвы под боком не все идет так, как ей бы хотелось. Россия как может стращает страны бывшего Советского Союза - прерывает поставки энергоносителей в страны Балтии, Украину и Грузию, вмешивается в их внутреннюю политику. Самый худший пример - поддержка Абхазии и Южной Осетии, территорий, отколовшихся от Грузии. В июле Москве пришлось даже признать, что ее самолеты вторгались в воздушное пространство Грузии.

Однако никаких ощутимых выгод Кремль из всего этого не приобрел. Напротив, сильно укрепились позиции Запада. С 1998 года дважды расширялась НАТО - и сегодня в числе ее членов уже три бывших республики СССР - Эстония, Литва и Латвия, и Украина с Грузией надеются к ним присоединиться. На восток расширяется и ЕС: его политика сотрудничества распространяется до самого Азербайджана. Что касается Грузии и Украины, то там сначала "революция роз", а затем 'оранжевая революция' привели к власти прозападных демократических лидеров, свергших своих промосковских авторитарных предшественников.

И чем дальше от границ России, тем ее силовые возможности становятся еще меньше. После окончания 'холодной войны' между Востоком и Западом больше нет идеологического конфликта, благодаря которому Москва могла собирать своих вассалов против США. Взлет Китая, подъем Индии еще более обостряют борьбу за влияние, и несмотря на то, что есть немало возможностей затруднить жизнь США и ЕС - в частности, по Ирану, Ближнему Востоку и Косово, - серьезных перспектив укрепления собственных политических позиций у России не так уж и много. Например, в Африке снижение влияния Запада открыло двери отнюдь не России, но Китаю.

Иными словами, Кремль оказался в обидном положении: он гораздо сильнее, чем мог себе представить десять лет назад, но при этом гораздо менее силен, чем хотел бы быть сегодня.

_______________________________________

Россия - колосс на глиняных ногах; точнее, с поржавевшими трубами и проводами ("Verslo Zinios", Литва)

Роберт Дадли увез с собой последнюю каплю доверия инвесторов к России

("Newsweek", США)

Нет больше пороха в пороховницах, или Как кончился запал у Красной Армии ("Daily Mail", Великобритания)