Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Оплачено наличными

Российский капитализм построен не на нефтяных доходах, а на долгах перед западными банками

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тот 'независимый капитализм', которым так гордится Россия, был построен не на нефтяные деньги, а на кредиты западных банков. Сейчас, когда глобальная финансовая система парализована, а суверенный кредитный рейтинг России опустился до 'негативного', целые отрасли российской экономики не могут найти кредиторов, чтобы рефинансировать долги. А когда люди увидят, что у них падают доходы, а нефтяные прибыли страны уходят в карманы дружков Кремля, народное недовольство наверняка обострится

Несмотря на падение фондовых рынков, у премьер-министра Владимира Путина, как и у авторитарных капиталистов Китая и Венесуэлы, было одно утешение: по крайней мере, думали они, финансовый кризис развенчивает западную модель рыночного капитализма и дает его стране уникальный шанс блеснуть.

- Доверие к Соединенным Штатам как к лидеру свободного мира и свободной экономики, доверие к Уолл-Стрит подорвано навсегда, - злорадствовал недавно Путин.

Теперь, предсказывает он, 'локомотивами мирового экономического роста' станут Россия, Китай и Индия.

Реальность, впрочем, рисует несколько иную картину. Путину надо отдать должное - он разумно поступил, большую часть нефтяных бюджетных профицитов - 150 миллиардов долларов - отложив 'на черный день' в специальный фонд, да и валютные резервы Центрального Банка до сих пор составляют 485 миллиардов. Но ситуация может сложиться так, что и этого не хватит для того, чтобы утихомирить финансовый ураган, выдержать который предстоит России. Совокупный долг российских корпораций - 857 миллиардов долларов, а банков - 637 миллиардов, причем более половины этой задолженности номинировано в долларах и евро. В то же время, только за последний месяц из России было выведено до 70 миллиардов долларов, а фондовый рынок с мая месяца упал более чем на 70 процентов (за тот же период рубль подешевел относительно доллара на 20 процентов). Так что Кремлю приходится нелегко: надо и спасать корпорации с банками, которым скоро придет время платить по кредитам, и тратить более 15 миллиардов долларов в неделю на поддержку курса рубля.

Падение цен на углеводороды нанесло очевидный удар по российской нефтяной экономике - но, собственно, нефть и сегодня продается по 60 долларов за баррель, столько же было в 2006 году, когда Россия уверенно росла. Более серьезная проблема заключается в том, что кризис обнажил самое уязвимое место России - огромные долги перед лидерами западного банковского рынка, Deutsche Bank, HSBC и другими.

Банк 'Уралсиб' по результатам собственного исследования утверждает, что корпоративный долг российских предприятий перед западными банками составляет 187 миллиардов долларов плюс 116 миллиардов в корпоративных еврооблигациях, в то время как активы российских банков за рубежом оцениваются в 193 миллиарда долларов. Почему столь богатая нефтью Россия так много занимала? Да потому, что ее собственная банковская система оказалась слишком дорогой и слишком неповоротливой: банки, контролируемые государством, не желали давать кредиты, а частные банки зачастую оказывались ненадежными. Неудивительно, что российские компании одна за другой шли за дешевыми заемными деньгами на Запад. Грубо говоря, тот 'независимый капитализм', которым так гордится Россия, был построен не на нефтяные деньги, а на кредиты западных банков.

Сейчас, когда глобальная финансовая система парализована, а суверенный кредитный рейтинг России опустился до 'негативного', целые отрасли российской экономики не могут найти кредиторов, чтобы рефинансировать долги. Что касается их собственных поступлений, то они обмелели из-за падения потребительского спроса. Особенно жестокий удар нанесен по девелоперам - а на них приходится, ни много ни мало, 6 процентов ВВП, - авиакомпаниям, например S7 и 'КрасЭйру', розничным сетям, например Х5, а также автопроизводителям - ГАЗу, КамАЗу и АвтоВАЗу. На заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде 10 тысяч рабочих уже отправлены в оплачиваемые отпуска, уже 27 российских эмитентов объявили дефолт по рублевым облигациям, а Курганская розничная электрическая компания объявила о банкротстве, поскольку клиенты перестали платить по счетам, и ей нечем было закрыть 133 миллиона долларов рублевой задолженности.

Официально Кремль все еще твердит, что у него достаточно капитала, чтобы за счет него расшить кризис кредита. Президент России Дмитрий Медведев утвердил пакет спасения для банков и других компаний величиной почти в 230 миллиардов долларов. Он даже подал международный сигнал, что Россия уверена в своих силах, две недели назад предложив одолжить 5 миллиардов долларов Исландии; тогда же газета Moscow News предрекала, что Россия может стать для безденежной Европы 'кредитором последней инстанции'. На практике же у Кремля просто нет средств на спасение всех разваливающихся банков и бизнесов в самой России, а что уж там говорить о Европе.

Утонет фирма или выплывет - это будет зависеть от ее связей с Кремлем. Например, государство уже взяло на себя двухмиллиардный долг 'Альфа-банка', которым владеют олигархи Петр Авен и Михаил Фридман, перед Deutsche Bank в обмен на принадлежащий банку 44-процентный пакет акций крупнейшего российского сотового оператора 'Вымпелкома'. Если 'Альфа' не расплатится, 'Вымпелком' станет государственной компанией - настоящая ирония судьбы, 'залоговые аукционы' 90-х наоборот. Государственный нефтяной гигант 'Роснефть' также должна западным банкам 21 миллиард - и на прошлой неделе Путин спас ее, договорившись с премьер-министром Китая Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) о кредите на 30 миллиардов долларов под залог будущего экспорта нефти. Только что рефинансирование от государства на 4,5 миллиарда долларов получил 'Русал', крупнейший производитель алюминия в России.

Результатом этого процесса 'политического спасения' наверняка станет обострение взаимного недовольства между фаворитами Кремля и всеми остальными. Кроме того, спектакль с выкупом олигархов из долговой ямы в конечном итоге может стоить Путину и Медведеву позиций на популистском фронте. Когда люди увидят, что у них падают доходы, а нефтяные прибыли страны уходят в карманы дружков Кремля, народное недовольство наверняка обострится.

Сейчас России настоятельно необходимо приобщиться к ценностям свободного рынка, о котором с таким пренебрежением говорит Путин. Усиление государственного контроля только увеличит коррупцию и снизит производительность экономики. Правда, все же более вероятно, что Кремль решит спасать своих друзей и неповоротливые госкорпорации, как бы неэффективны они ни были. А что делать, когда кончатся деньги? Об этом они будут думать потом.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

____________________________________________

Тревожное состояние российской экономики ("The New York Times", США)

Россияне боятся усиления государственного контроля ("The Times", Великобритания)

Перед лицом кризиса Россия должна умерить свои амбиции ("The Financial Times", Великобритания)

Бедные олигархи! Неужели им придется отказаться от самолетов, яхт и особняков? ("Le Nouvel Observateur", Франция)

'Патриоты Грузии' завышают курс доллара относительно рубля, чтобы вызвать панику ("Wprost", Польша)

* * * * * * * * * * * * * * * *

Апологетика палачества или Воровка не может быть мадонной (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Ленин, Партия, Комсомол! (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Валерия Новодворская: У развалин Лубянки (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Ежи Гофман: Москва заваливала Украину горами трупов (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)