Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Трагедия под водой

Рядовая поломка на борту российской подводной лодки стала смертоносной из-за присутствия слишком большого количества людей

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 80-е годы завод выпускал подводные лодки одну за другой, как будто блины пек. Но за последние 15 лет они сделали только одну - "Нерпу". Старые специалисты ушли, а новым не хватало профессиональных навыков. Не удивлюсь, если той толпе инженеров, которая в момент испытаний находилась на борту, вообще не выдали кислородные маски...

В субботу в результате чрезвычайного происшествия на борту российской подводной лодки "Нерпа" 20 человек погибло и еще 21 получил серьезные травмы. Ударная субмарина класса "Акула" проходила ходовые испытания в Японском море перед сдачей в аренду ВМС Индии. Во время ЧП на 'Нерпе' находились 208 человек, включая 81 военнослужащего. Остальные - прибывшие на испытания гражданские инженеры.

Корреспондент NEWSWEEK Анна Немцова побеседовала с главным редактором Moscow Defense Brief (журнал московского Центра анализа стратегий и технологий) Михаилом Барабановым и с заместителем главного редактора интернет-издания "Ежедневный журнал" Александром Гольцем. Гольц бывал на "Нерпе" в 2000 году, когда она еще строилась на Амурском судостроительном заводе в российском портовом городе Комсомольск-на-Амуре, что недалеко от Тихого океана, и беседовал с ее экипажем и инженерами. Ниже приводятся выдержки из интервью.

NEWSWEEK: Что вы знаете о субботнем чрезвычайном происшествии на "Нерпе"?

Михаил Барабанов: Официальная версия состоит в том, что химическая система пожаротушения оказалась неисправной. По какой-то причине автоматическая система пожаротушения "Нерпы" во время испытаний начала выделять газ фреон, известный как хладон 114В2. Случайное срабатывание системы пожаротушения на борту подводной лодки - это довольно частое явление. Но обычно жертв не бывает, поскольку экипаж учат своевременно надевать кислородные маски. Самая очевидная причина состоит в том, что кроме экипажа на борту было много гражданских лиц. 127 человек из числа находившихся в тот момент на лодке были заводские рабочие и инженеры. Следовательно, лодка была переполнена. А гражданские люди не знали, что делать в чрезвычайной ситуации. Насколько я понимаю, пожарная тревога не сработала, поэтому пассажиры просто не поняли, что газ в соответствующих отсеках начал вытеснять кислород.

Что касается причины нештатного срабатывания системы пожаротушения, то ее работой обычно управляет центральная система управления "Малахит". "Нерпа" оснащена цифровой системой "Малахит". По одной из версий, ЧП произошло из-за ошибки в операционной программе системы, которая пока только разрабатывается. Я думаю, что причина ЧП больше относится к неисправности новых командных систем субмарины, нежели к ошибке находившегося на борту персонала. С другой стороны, такая высокотоксичная система пожаротушения, конечно же, является устаревшей. Может быть, данная авария заставит российский военно-морской флот заменить газ в существующей системе на малотоксичный хладон 13В1. Однако это потребует больших затрат.

Вы посещали судостроительный завод в 2000 году и разговаривали с членами экипажа "Нерпы". Что вы тогда узнали, что могло бы иметь отношение к этому чрезвычайному происшествию?

Александр Гольц: Данная подводная лодка строилась примерно 15 лет. Мне сказали на Амурском судостроительном заводе, что строить ее они начали в 1991 или 1993 году. Директор завода со слезами на глазах рассказывал мне, что они установили ядерный реактор на "Нерпе", но у него не было денег, чтобы запустить силовую реакторную установку в режиме, превышающем стандартную рабочую температуру. У завода не было средств, чтобы отправить новую подводную лодку на ядерный объект российского военно-морского флота в Большом Камне, чтобы провести испытания реактора на полной мощности.

Я уверен, что большая часть людей, 15 лет работавших на строительстве этой субмарины, не обладала достаточным опытом, или просто утратила свои навыки. В 80-е годы завод выпускал подводные лодки одну за другой, как будто блины пек. Но за последние 15 лет они сделали только одну - "Нерпу". Старые специалисты ушли, а новым не хватало профессиональных навыков. Не удивлюсь, если той толпе инженеров, которая в момент испытаний находилась на борту, вообще не выдали кислородные маски.

Чем "Нерпа" отличается от "Курска", затонувшего в 2000 году?

Михаил Барабанов: "Курск" мог производить пуски баллистических ракет по наземным целям и по противнику на море. "Нерпа" это ударная субмарина класса "Акула-971". Это многоцелевая подводная лодка, предназначенная для борьбы с другими лодками и надводными кораблями. В период с 1983 по 2001 год Россия построила 14 субмарин проекта "Акула-971" различных модификаций. "Нерпа" стала пятнадцатой. Сейчас в составе российского ВМФ 12 действующих лодок этого типа.

"Нерпу" предполагалось сдать в аренду Индии на 10 лет. Почему российские официальные лица с такой неохотой говорят об этой сделке открыто?

Михаил Барабанов: Насколько я знаю, субмарину все равно сдадут в аренду Индии, как и планировалось, но сроки поставки могут быть перенесены. Индия потребовала от России соблюдать тайну этого соглашения, поскольку индийцы опасались, что США окажут политическое давление в целях срыва данной сделки.

Поставляет ли Россия ядерные субмарины кому-то еще, кроме Индии?

Михаил Барабанов: Только в Индию. С 1987 по 1991 год Индия арендовала у Москвы атомную подводную лодку К-43 проекта 670. Когда срок действия соглашения истек, лодку вернули назад в СССР.

Повлияет ли это ЧП на сделки России с Индией в области вооружений?

Михаил Барабанов: Я думаю, это нанесет еще один серьезный удар по сотрудничеству с Индией. У Индии качество российского оружия будет вызывать еще большую тревогу. Различные политические группировки в Индии используют такого рода проблемы, чтобы лоббировать определенные интересы и не покупать оружие у России. Не думаю, что индийцы откажутся от приемки "Нерпы", потому что большого выбора у них нет. Вряд ли кто-то еще даст им подводную лодку такого класса.

++++++++++++++++++++++

P.S. Тов. читатели, будьте бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :-))) В настоящий момент в рейтинге Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.

___________________________________________

Живущие на передовой новой 'холодной войны' ("The Guardian", Великобритания)

Желание возрождения влияния, но технологии еще отсталые ("Corriere Della Sera", Италия)

Несчастный случай с подлодкой ставит Кремль в неудобное положение ("The Times", Великобритания)

Россия стремится модернизировать свою армию ("The New York Times", США)

* * * * * * * * * * *

Евгений Киселев: Чисто криминальный канал (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Армия теней (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Путинская Россия - враг свободного мира (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)

Если мы боимся России (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)