Российские железные дороги в полной мере ощущают на себе общий спад экономической деятельности. Государственное предприятие подсчитало, что в этом году его убыток составит 49,7 миллиардов рублей (1,2 миллиарда евро), тогда как еще в прошлом году его чистая прибыль составила 13,4 миллиарда рублей. К тому же, предприятие объявило о сокращении 53 700 рабочих мест. Кроме того, 450 000 сотрудников стали частично безработными, а 248 000 работников отправлено в неоплачиваемый отпуск. Помимо этого, почти наполовину должна быть сокращена программа инвестиций.

После обрушения цен на сырье, спровоцированного разразившимся в прошлом году финансовым и экономическим кризисом, грузоперевозки металлургических и горнодобывающих предприятий, а также компаний, производящих строительные материалы, уменьшились, что сильно ударило по российским железным дорогам. По ее собственным оценкам, компания осуществляет 40 процентов грузоперевозок в России. Предприятие надеется, что в этом году заказы на перевозки снизятся всего на 19 процентов по сравнению с прошлым годом. Пассажирские перевозки, в соответствии с планом, должны будут снизиться на 12 процентов. Однако снижение торгового оборота в области грузоперевозок с начала года постепенно замедлялось: еще в январе оборот, связанный с перевозками, снизился на 32 процента по сравнению с прошлым годом. Однако в феврале снижение составило 26 процентов, а в марте - уже 15,8 процентов. Тем не менее, делать из этого вывод о том, что уже наступил период устойчивого улучшения ситуации, пока преждевременно. Владимир Якунин, генеральный директор Российских железных дорог, недавно сказал в своем интервью агентству Bloomberg, что кризис в России только начался.

Это государственное предприятие видит еще одно основание для возможного уменьшения прибыли в том, что тарифы выросли меньше, чем ожидалось. Поначалу российское правительство собиралось увеличить тарифы на 14 процентов. Однако для того, чтобы поддержать предприятия, зависящие от грузоперевозок и пострадавшие от кризиса, запланированное повышение было сокращено до 8 процентов; этот показатель на настоящий момент ниже заложенного в государственный бюджет уровня инфляции. Российские железные дороги при этом получат от правительства компенсацию в размере 50 миллиардов рублей за недополученную прибыль.

В целях экономии прежде всего будет сокращена инвестиционная программа - с 442 до 252 миллиардов рублей. Якунин заявил, что в первую очередь будут заморожены новые проекты, такие, например, как строительство высокоскоростных поездов. К тому же, за счет сокращения 53700 рабочих мест будет сэкономлено приблизительно 42 миллиарда рублей. Сокращение персонала прежде всего будет производиться путем отправления на пенсию или разрыва трудовых отношений на добровольной основе. Уже в ноябре предприятие объявило о прекращении приема на работу. Правда, речь идет о весьма значительных цифрах, ведь Российские железные дороги, в которых работает 1,2 миллиона человек, являются крупнейшим работодателем в России. Программа сокращения рабочих мест затронет 4,5 процентов сотрудников. Ранее предполагалось сократить 39 000 рабочих мест. Тем не менее, были приняты дополнительные жесткие меры: 450 000 сотрудников (37,3 процентов от общего количества) теперь работают меньшее количество часов в неделю, а 247 600 (20%) были вынуждены уйти в неоплачиваемый отпуск.

Это заявление Российских железных дорог является еще одним доказательством того, насколько сильно Россия страдает от экономического кризиса. По-видимому, теперь и государственные предприятия уже не боятся прибегать к сокращению рабочих мест как к одному из средств борьбы с кризисом. Растущая безработица представляет собой большую проблему для российского правительства.