Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Олигарх расплачивается за праздник, возмутивший Путина

Из-за открытия отеля, на котором присутствовало немало звезд, тысячи людей, торговавших на московском рынке, лишились работы. Шон Уокер объясняет, почему это произошло

Олигарх расплачивается за праздник, возмутивший Путина picture
Олигарх расплачивается за праздник, возмутивший Путина picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Казалось бы, что общего может быть у Фархада - тридцатисемилетнего рабочего-таджика - с российскими олигархами? Этого человека в адидасовском спортивном костюме, сгорбившегося с банкой пива на скамейке у закрытого Черкизовского рынка, отделяет от сверхбогачей с их сверкающими машинами, роскошными виллами и личными самолетами, поистине космическое расстояние.

Казалось бы, что общего может быть у Фархада - тридцатисемилетнего рабочего-таджика - с российскими олигархами? Этого человека в адидасовском спортивном костюме, сгорбившегося с банкой пива на скамейке у закрытого Черкизовского рынка, отделяет от сверхбогачей с их сверкающими машинами, роскошными виллами и личными самолетами, поистине космическое расстояние. Но, как это ни странно, Фархад и еще 100000 человек, торговавших на этом рынке, закрытом две недели назад, возможно, остались без работы именно из-за 'суперпраздника' устроенного одним из олигархов - безвкусной похвальбы собственным богатством, судя по всему, возмутившей российского премьера Владимира Путина.

Черкизовский был крупнейшим рынком в Восточной Европе - люди толпами стекались на этот гигантский 'восточный базар', где можно было купить все, от бытовой электроники до одежды и ковров. Каждый день у 'Черкизона' останавливалось до 5000 автобусов, до отказа набитых 'челноками', оптом скупавшими здесь дешевые товары, а затем развозившими их по таким же рынкам, только поменьше, во множестве больших и малых городов по всей Европейской части России.

Две недели назад полиция закрыла рынок: похоже, это стало результатом кампании, направленной против его владельца - экстравагантного бизнесмена-азербайджанца Тельмана Исмаилова. Г-н Исмаилов, известный пристрастием к вечеринкам, по размаху имеющим немного равных в мире, в мае этого года открыл в Турции курортный отель 'Мардан-палас'; сообщалось, что его строительство обошлось в миллиард фунтов. В отеле, названный в честь покойного отца Исмаилова, действует 17 баров и 10 ресторанов; плавательный бассейн там такого размера, что пересечь его на гондоле можно не меньше, чем за полчаса, интерьеры номеров выполнены с хлещущей через край 'дворцовой' пышностью, а для пляжа было специально завезено 9000 тонн песка.

Церемония открытия состоялась в конце мая; снимки с этого праздника широко разошлись по российским СМИ. За большие деньги Исмаилов пригласил для участия в нем Шэрон Стоун, Ричарда Гира, Мэрайю Кэри, Пэрис Хилтон и Тома Джонса. Был там и такой эпизод: на танцующего Исмаилова с потолка дождем сыпались стодолларовые банкноты.

Утверждается, что Путин счел эту демонстрацию купеческого размаха со стороны магната, нажившего состояние в России, и теперь тратящего деньги в другой стране, крайне непристойным - особенно в период кризиса. Не прошло и недели, как у Исмаилова начались проблемы.

В начале июня на заседании правительства Путин посетовал: в ходе проверок, проведенных на рынке в сентябре прошлого года, были конфискованы контрабандные товары, но никто не оказался под арестом. Жернова государственной мельницы уже пришли в движение, готовясь перемолоть Исмаилова.

Стоило Путину дать 'добро', и другие высокопоставленные чиновники тоже обрушились на 'Черкизон'. Александр Бастрыкин, могущественный глава российского Следственного комитета, назвал его 'гадюшником в центре Москвы'. По словам Бастрыкина, некоторые люди живут там годами, не покидая территорию рынка: 'Это государство в государстве. Там есть своя милиция, своя таможня, свой суд, своя прокуратура, есть вся инфраструктура, включая публичные дома'.

Вскоре после этого по государственному телевидению был показан документальный фильм о торговле контрабандой на Черкизовском рынке и ужасных условиях существования его работников. Подобные журналистские расследования на государственном российском ТВ как правило проводятся по указанию сверху. В телепередаче указывалось, что только граждан Таджикистана на рынке работает до 17000; там расположен даже консульский отдел этой страны. 'Многие люди не покидают рынка годами, поскольку у них есть проблемы и с документами, и с языком. Они не знают русского, и не хотят его учить', - отмечали авторы фильма.

Полицейские чиновники добавляли: рынком управляют его собственные мафиозные структуры, а милиции не разрешают к нему даже приближаться - здесь содержался намек на коррупцию в рядах высших офицеров правоохранительных органов. Все эти факты, конечно, были известны и раньше. Но власти вмешались лишь в конце прошлого месяца, закрыв рынок - поначалу временно - со ссылкой на антисанитарию и нарушение условий хранения товара.

Исмаилов отрицает какие-либо нарушения со своей стороны; считается, однако, что на всякий случай он укрылся в Турции. Пока что больше всего пострадали мелкие торговцы: многие из них лишились не только работы, но и товара, находившегося в киосках, и могут лишь теряться в догадках, удастся ли получить его назад.

Вчера, когда мы побывали у рынка, возле входа на его территорию дежурили милиция и охранники, а торговцы кучками собирались снаружи на летней жаре в ожидании новостей. Они переговаривались на разных языках - в какофонии этого гула можно было различить тюркские языки Средней Азии, китайский, раскатистую речь уроженцев Северного Кавказа. Русскоязычных среди собравшихся было немного. Федеральная миграционная служба недавно сообщила о предстоящей депортации 151 гражданина Китая и Вьетнама: эти люди работали на рынке нелегально.

'У нас нет никакой информации о том, когда откроется рынок, и откроется ли вообще, - рассказывает Маджумдер Мухаммад Амин (Madzhumder Muhammad Amin), глава Федерации мигрантов России: он подтверждает, что на рынке трудилось до 100000 человек. - Власти просто выбросили тысячи людей на улицу, и ничего не говорят. Некоторые не могут забрать с рынка свое имущество, другие спят под открытым небом'. Организация Амина организовала полевую кухню, чтобы бесплатно кормить рабочих, оставшихся без средств к существованию, однако, по его словам, полиция приказала ее закрыть, и арестовала тех, кто пришел за едой, потому что у них были не в порядке документы.

Некоторые расценивают 'наезд' на Исмаилова как один из элементов скоординированной кампании по борьбе с влиянием московского мэра Юрия Лужкова. Лужкова с Исмаиловым многие годы связывала близкая дружба, и без высокого покровителя управлять таким масштабным бизнесом, как Черкизовский рынок было бы невозможно. Столичный мэр присутствовал и на открытии отеля в Турции со своей женой - миллиардершей Еленой Батуриной, владеющей одной из крупнейших строительных компаний Москвы.

В том, насколько близкие отношения связывают этих двух людей, можно убедиться, посмотрев видеоролик, снятый на праздновании пятидесятилетия г-на Исмаилова два года назад, где тоже присутствовал Лужков - и еще Дженнифер Лопес (она заключила именинника в объятия, наградила поцелуем и спела балладу в его честь, за что, как сообщается, получила миллион долларов). 'Тельман! Ты наш брат! Наш брат навеки, - кричал в микрофон Лужков, стоя под громадной люстрой в окружении столов, ломившихся от яств. - Мы идем с тобой по жизни!"

Но даже московский мэр не может перечить Владимиру Путину, и похоже Лужков понял намек: он обещает закрыть рынок полностью и окончательно. Независимо от того, что представляют собой эти события, - атаку на Исмаилова лично, или способ 'достать' через него Лужкова - очевидно одно: больше помпезных праздников олигарху не устроить, по крайней мере в России. Пожелают ли власти довести дело до конца и потребовать его выдачи для суда? Поживем - увидим.

Пока же страдают в первую очередь тысячи простых работников рынка, - многие из них не имеют регистрации в Москве - оставшиеся без работы. Многие полагают: когда эти мигранты останутся без денег и пищи, город захлестнет волна преступности. 'Рынок - вся моя жизнь, я здесь уже три года, - грустно произносит Фархад, ожидающий известий о том, разрешат ли ему вернуться в свой киоск. - Что я теперь буду делать - понятия не имею'.

____________________________________________________________

Китайцы активно обсуждают Черкизон ("ChinaPRO", Россия)

Россия находится в глубокой рецессии ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Обсудить публикацию на форуме