Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Изгнание матрешки

Директор музея оспаривает роль деревянной куклы в российском фольклоре

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кукла "матрешка" считается, наряду с водкой и самоваром, типично русским явлением. Однако теперь вложенные друг в друга куклы попали в опалу.

Кукла "матрешка" считается, наряду с водкой и самоваром, типично русским явлением. Эти полые, пестро раскрашенные, вкладывающиеся друг в друга деревянные куклы существуют в самых разнообразных вариантах и размерах; продаются даже коллекции матрешек в виде кремлевских руководителей - где самая маленькая фигурка изображает Ленина.

Однако теперь вложенные друг в друга куклы попали в опалу. Михаил Пиотровский, директор санкт-петербургского Эрмитажа - и тем самым частично и Эрмитажа амстердамского, открытого недавно королевой Беатрикс и президентом Медведевым, - больше не хочет видеть матрешки в своем сувенирном магазине. Не столько из художественных, сколько из "национальных" соображений. Потому что матрешка - вовсе не русское изобретение; она приехала в Россию в качестве "мигрантки" и появилась здесь только в 1890 году. По словам Пиотровского, она - "символ туристической индустрии", а не продукт аутентичного российского фольклора.

Ее появление связано с именем железнодорожного короля Саввы Мамонтова. В Абрамцево, что недалеко от Москвы, он основал художественную колонию, чтобы - в противоположность ориентированному на Запад Санкт-Петербургу - оживить исконно русское, и в частности, народное искусство. Брат Мамонтова Анатолий, который организовал мастерскую по изготовлению развивающих игрушек, попросил художника Сергея Малютина, пейзажиста и иллюстратора сказок, расписать куклу, состоящую их нескольких вложенных друг в друга игрушек, выточенную мастером по изготовлению игрушек Василием Звездочкиным.

Образцом для куклы послужил подарок Мамонтовым - японская фигурка Фукурума. Эта кукла, внутри которой чаще всего находится пять более мелких фигурок, изображает Фукурокую, самое популярное из семи божеств счастья. Она стала прообразом матрешки. Малютин, основоположник нового национального русского стиля, превратил японское божество в русскую крестьянку в платке и сарафане. Поначалу матрешка была редкостью и стоила дорого, но к 1900 году эта кукла стала популярным товаром массового потребления - и типично русским продуктом.

Только Михаил Пиотровский полагает, что 120 лет недостаточно для того, чтобы матрешка могла претендовать на принадлежность к российскому народному искусству.

Обсудить на форуме

__________________________

Переживет ли русская кукла этот кризис? ("The Independent", Великобритания)