Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Глобальный игрок со стратегическим мышлением

Бразилия хорошо решает поставленные задачи. Снизился уровень бедности, сократилось неравенство, и общество чуствует эти перемены. Её долговые обязательства - самые востребованные на рынке новых мировых держав.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкМеждународная конференция по конкуренции под эгидой БРИК
Международная конференция по конкуренции под эгидой БРИК
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По целому ряду причин Бразилия не является одной из ведущих стран мира, в первую очередь потому, что перед ней стоит ряд социальных проблем, не позволяющих пока претендовать на статус державы. Тем не менее...

По целому ряду причин Бразилия не является одной из ведущих  стран мира, в первую очередь потому, что перед ней стоит ряд социальных проблем, не позволяющих пока претендовать на статус державы.
Тем не менее, за последнее десятилетие наш сосед превратился в глобального игрока со стратегическим мышлением, отдающего себе полный отчёт в том, что эффективная и продуманная внешняя политика неминуемо приведёт к социальным улучшениям внутри страны.
«За последние годы экономический рост Бразилии составил от 2% до 3% годовых, что гораздо ниже показателей Аргентины. Но значительно улучшились социальные показатели. Снизился уровень бедности, сократилось неравенство, и общество чуствует эти перемены, хотя это и можно сравнить с тем, что тучный человек сбросил свой вес со 150 на 140 килограммов», считает бразильская учёная Мирам Гомеш Сарайва (Miram Gomes Saraiva).
Сарайва является преподавателем курса международных отношений в аспирантуре Университета Рио-де-Жанейро, который совсем недавно был объявлен столицей летних Олимпийских Игр 2016 года и где также будут проходить матчи чемпионата мира пу футболу 2014 года.
Выбор Рио-де-Жанейро (первого среди городов Южной Америки) в качестве места проведения олимпийских состязаний было своего рода завершающим аккордом хорошо сыгранной партии бразильской дипломатии, сыгранной во всех областях и с умелым сочетанием исторической традиции и коньюнктурных выгод.
В связи с организацие и проведением Игр Бразилия ожидает притока инвестиций в размере  порядка 70 миллиардов долларов. Если пересчитать эту сумму на рабочие места, то получится весьма неплохой инструмент для борьбы с бедностью и одним из самых опасных её последствий: преступностью.
Помимо этого, за последнее время Бразилия предприняла ряд важных  шагов в целом ряде областей: приобрела облигации Международного валютного фонда (МВФ) на 10 млрд долларов, превратившись таким образом в одного из нетто-кредиторов МВФ, подписала контракты на покупку вооружений на  12 милллиардов долларов и из импортёра нефти превратилась в страну, занимающую 8-е место согласно рейтингу по разведанным запасам этого углеводорода, благодаря открытию месторождений на континентальном  шельфе.
Её долговые обязательства - самые востребованные на рынке новых мировых держав, она является главным получателем прямых иностранных  инвестиций в регионе, а президент Бразилии Лула да Силва имеет выход на основных мировых лидеров.
В Бразилии действует много многонациональных предприятий, а Национальный Банк Развития выдаёт кредиты соседним странам.
Путь развития Бразилии как державы непосредственно связан с деятельностью Барона де Рио Бранко* (Barón de Rio Branco), заложившего основы национальной дипломатии. Однако поистине впечатляющих успехов страна стала добиваться при правительстве Фернандо Энрике Кардозо (Fernando Henrique Cardoso) (1995-2002), автора знаменитого очерка «Зависимость и развитие в Латинской Америке» (Dependencia y desarrollo en América Latina), увидевшего свет в 1969 году. Эти успехи были блестяще продолжены Лулой, оператором сталеплавильного завода, который удивил мир своей харизмой и способностями государственного деятеля.
Хотя у них и разная партийная принадлежность,первый выходец из Социал-Демократической партии Бразилии; второй – из Партии Трудящихся, оба придерживались стиля правления, который зарекомендовал себя наилучшим образом. Этот стиль – президентская дипломатия, заключающаяся в поддержании прямых контактов с первыми лицами других  государств.
Конечно, нынешему подъёму Бразилии способствовали и особенности сложившейся международной обстановки: провал политики неолиберализма, разразившийся экономический кризис, который разбалансировал мировую систему власти и усили многосторонний характер международной политики.

Ускоренными темпами

В середине прошлого века президенты Бразилии и Аргентины - Жетулио  Варгас (Getulio Vargas) и Хуан Доминго Перон (Juan Domingo Perón) – договорились о том, что Бразилия проведёт у себя чемпионат мира по футболу 1950 года при условии, что хозяйкой следующего будет Аргентина. Наша страна в конце концов провела у себя чемпионат, но в 1978 году, при военной диктатуре.
То были времена паритета и даже превосходства Буэнос Айреса. И хотя создаётся ощущение, что прошло много времени, и с тех пор отношения между двумя основными членами МЕРКОСУРа** испортились из-за спора о региональном лидерстве, на самом деле это не так.
Этот паритет даже сохранялся в начале президентства Нестора Киршнера (Néstor Kirchner) и Лулы да Силвы.
Сейчас эту роль полностью взяла на себя Бразилия, входящая в группу новых крупных мировых игроков БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), и планирующей выполнять роль моста между промышленно развитыми странами и странами с развивающейся экономикой.
Свидетельством этому являются позиции, которые сумела занять Бразилия в «большой двадцатке», в  «Доха раунде» Международной Торговой Организации, или её активное участие в дискуссиях ООН по вопросу об изменениях климата. При этом следует отметить, что подходы Бразилии и её соседей к данным вопросам зачастую не совпадают.
Чего ей до сих пор не удалось добиться, так это статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН, но все её колоссальные вложения в сферу обороны направлены на достижение именно этой цели.
«В то время как Бразилия самым серьёзным образом укрепила свои позиции в мировом масштабе, аргентинская дипломатия (начиная с кризиса) стала заниматься в основном латиноамериканской проблематикой. Перед нами две страны. Одна – международный игрок, а другая играет только в своём регионе», так охарактеризовала Мирам Гомеш Сарайва различие во внешнеполитических курсах двух стран.
«К сожалению, Аргентина утеряла возможность стать стратегическим партнёром Бразилии. Бразильская дипломатия уже не видит в Аргентине необходимого партнёра».

* Барон де Рио Бранко (1845-1912), бразильский дипломат и историк (Примечание переводчика).
** Южноамериканский общий рынок. Таможенный союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай  (Примечание переводчика).