ТИМБУКТУ, Мали. В начале 2008 года сотрудник министерства внутренней безопасности США представил своему руководству доклад, в котором подробно излагались детали "самых важных", по его словам, событий, связанных с "преступным использованием самолетов" и произошедших после 11 сентября.

Автор доклада предупреждал, что через Атлантический океан незаконно и в обход существующих правил регулярно летает все больше скоростных самолетов. На одном конце их маршрута находятся кокаиновые плантации в Андах, которые взяли под свой контроль Революционные вооруженные силы Колумбии. На другом - самые нестабильные государства Западной Африки.

Этот доклад, копию которого удалось получить агентству Reuters, проигнорировали, и после этого описанная в нем проблема разрослась, превратившись в глобальную угрозу безопасности, как утверждают руководители силовых ведомств ряда стран.

Этот подпольный воздушный флот расширился, и сейчас в его состав входят турбовинтовые двухмоторные машины, административные самолеты для руководства, а также списанные Боинги-727, которые перевозят в отдаленные районы Африки тонны кокаина, а возможно, и оружие, откуда группировки "Аль-Каиды" контрабандой отправляют наркотики в Европу.

"Организация Аль-Каиды в Исламском Магрибе" (AQIM) несет ответственность за подрывы машин со взрывчаткой и теракты смертников в Алжире и Мавритании.

Боевики и бандиты, связанные с AQIM, также все более активно занимаются похищениями европейцев с целью получения выкупа. Похищенных передают группировкам AQIM, которые требуют выкуп за заложников.

Эти самолеты снуют туда-сюда по латиноамериканским странам, собирая тонны кокаина и заправляясь топливом. После этого они летят через Атлантику в Западную Африку и Сахель, откуда наркотики переправляются через Сахару в Европу.

Анализ документов и бесед с представителями властей США и трех западноафриканских стран дает основания говорить о том, что с 2006 года было обнаружено как минимум 10 самолетов, летающих по этому маршруту. Данные представители заявляют, что большая часть самолетов была обнаружена совершенно случайно. Они предупреждают, что в действительности число машин, занятых на таких перевозках, может быть намного больше.

Региональный представитель Управления ООН по наркотикам и преступности (УНПООН) в Западной и центральной Африке Александр Шмидт (Alexandre Schmidt) заявил на этой неделе в Дакаре, что преступная авиационная сеть за последние 12 месяцев существенно расширилась, и теперь в ее состав входит несколько  самолетов Боинг-727.

"Когда вы обладаете такими хорошими возможностями для транспортировки наркотиков в Западную Африку, вы можете перевозить и другие грузы. Поэтому данная сеть определенно представляет угрозу безопасности всего мира", - сказал он.

"Другие грузы", о которых с такой озабоченностью говорят официальные лица, это оружие, контрабандой перевозимое организациями боевиков по воздуху. Один Боинг-727 может перевезти до 10 тонн такого груза.

Американский служащий, написавший доклад для министерства внутренней безопасности, заявил, что в то время четких свидетельств причастности к этому делу "Аль-Каиды" не было.

Этот человек, являющийся экспертом по вопросам авиации в борьбе с наркоторговлей, попросил не называть его имя, поскольку он не уполномочен говорить на эту тему. Он сказал, что его глубоко обеспокоило невнимание к данной проблеме после составления доклада.

"На этой стороне Атлантики мы имеем укоренившуюся террористическую сеть. А теперь и в Африке появились ячейки "Аль-Каиды", и это вызывает крайнюю озабоченность. И меня немного озадачивает то, что данная проблема не стала приоритетной для властей", - заявил он.

После терактов 11 сентября были существенно усилены меры безопасности на воздушном пассажирском транспорте - как в США, так и в других странах мира. Последние жесткие меры в данном направлении были приняты всего несколько  недель назад, после неудавшейся попытки теракта на борту летевшего 25 декабря в Детройт авиалайнера.

"Плохие парни отреагировали тем, что создали собственную сеть авиаперевозок, которая ежедневно переправляет грузы и контрабанду, - заявил этот эксперт, - а власти, похоже, совершенно не обращают внимания на их действия".

В итоге, говорит он, боевые организации, включая такие группировки, как FARC и "Аль-Каида", получили "возможность перебрасывать людей, грузы и контрабанду в любую точку мира, делая всего пару посадок для дозаправки".

Дающая огромные доходы наркоторговля уже оказывает разрушительное влияние на страны Западной Африки. Представители местных властей рассказывают, что преступники превосходят их по огневой мощи, и поэтому они не могут остановить контрабандистов.

Как говорят многие эксперты, есть здесь и другой важный момент. Наркоторговля дает огромные прибыли группировкам, заявляющим о своих тесных связях с "Аль-Каидой". Эти деньги не только пополняют их казну, они обеспечивают пополнение их рядов. Средства, поступающие от контрабанды наркотиков, становятся эффективным вербовочным инструментом в этих самых бедных регионах мира.

Президент США Барак Обама упрекнул руководителей своих разведслужб за то, что у них недостаточно информации, чтобы "расставить все точки над i" и предотвратить реализацию этих угроз. Однако эти точки рассыпаны по двум континентам подобно вспышкам на экране радара. Расставить их по местам пока не удается, и самолеты продолжают совершать свои незаконные полеты.

АФРИКАНСКИЙ КАНАЛ

Смертоносная кокаиновая торговля всегда идет по следу денег, и занимающиеся ею богатые наркобароны изыскивают такие маршруты, на которых меньше всего полицейских кордонов.

Страдая от коррупции и бедности, слабые государства Западной Африки превращаются в перевалочные базы для транспортировки кокаина. Согласно оценкам ООН, через них ежегодно перебрасывается от 30 до 100 тонн этого наркотика, который в итоге оказывается в Европе.

Контрабанда наркотиков существует в Западной Африке и в других частях африканского континента как минимум с конца 90-х, хотя прежде она не имела такого размаха, говорят представители местных властей и правоохранительных органов  США.

Несколько лет назад был усилен контроль за контрабандой наркотиков на море. Поэтому контрабандисты создали воздушный флот, способный перевозить тонны кокаина из района Анд в целый ряд африканских стран, в том числе, в Мавританию, Мали, Сьерра-Леоне и Гвинею-Бисау. У этих стран есть одна общая черта - там множество заброшенных и самодельных взлётно-посадочных полос, где нет ни радаров, ни полиции. У Гвинеи-Бисау вообще нет системы авиационной радиолокации. По мере расширения контрабандистского воздушного флота растет и наркоторговля.

Представители Управления по борьбе с наркотиками США сообщают, что все арестованные в Западной Африке самолеты вылетали из Венесуэлы. Эта страна находится на побережье Карибского моря и Атлантики и является идеальной точкой вылета для самолетов, везущих в Африку наркотики.

Многие из этих самолетов оснащены дополнительными топливными баками, что позволяет им проводить дозаправку в воздухе. Такой технический приём придумали наркоторговцы из Мексики. (Известно, что пилоты из тамошних наркокартелей увеличивают дальность полета своих машин за счет того, что заполняют авиационным топливом водяные матрасы, размещают их в грузовом отсеке, а сверху укладывают пакеты с марихуаной, которые играют роль импровизированного пресса, или топливного насоса, выдавливая из матрасов керосин.)

У летчиков из наркокартелей есть масса способов маскировки своих рейсов. По словам следователей, они используют фальшивые летные свидетельства, поддельные регистрационные документы, а также меняют бортовые номера на фюзеляже, чтобы не попасть в розыскные списки правоохранительных органов. У некоторых самолетов также отсутствуют сертификаты годности к эксплуатации в воздухе и бортовые журналы. Когда контрабандистам приходится бросать свои машины, они сжигают их, чтобы не оставлять следов и прочих улик, таких как заводские номера.

Согласно имеющимся свидетельствам, некоторые экипажи кокаиновых рейсов, направляясь в Африку, заполняют только местные планы полета во избежание подозрений со стороны следственных органов. Затем они в последний момент меняют их, будучи уверенными в том, что подмена останется незамеченной.

Экипаж одного самолета Gulfstream II, который уже стоял на взлетной полосе с запущенными двигателями в ожидании 2,3 тонн кокаина на острове Маргарита в Венесуэле, в последний момент попросил внести изменения в план полета, назвав в качестве  пункта назначения истерзанную войной страну Сьерра-Леоне, что в Западной Африке. Спустя несколько мгновений самолет был арестован венесуэльскими военными, о чем сообщается в докладе, попавшем в распоряжение Reuters.

После взлета эти самолеты набирают высоту, на которой летают коммерческие авиалайнеры. Их экипажи не боятся никаких запретов и перехватов, поскольку над Атлантикой не действуют системы радиолокации большой дальности. Недавно американские власти начали попытки обнаружения незаконных рейсов с использованием стационарных РЛС и самолетов Р3. Но эти действия ограничены традиционными воздушными и морскими транзитными коридорами в Карибском море и в северной Атлантике.

Самолеты садятся в аэропортах, а также на заброшенных и импровизированных взлетно-посадочных полосах в Африке. Согласно докладу ООН, один их таких самолетов с поддельной эмблемой Красного Креста на борту совершил в 2008 году несанкционированную посадку на неосвещенной полосе в международном аэропорту Лунги в Сьерра-Леоне.

В конце прошлого года на импровизированной ВПП из хорошо утрамбованного песка в Мали сел Боинг-727. Эта полоса представляет собой верблюжий караванный путь кочевников-туарегов. Представители местных властей рассказали, что контрабандисты выгрузили из самолета от 2 до 10 тонн кокаина, а затем облили машину горючим и подожгли ее, так как не сумели взлететь.

Долгие годы наркоторговцы Мексики подкупали местных чиновников, которые позволяли им сажать и разгружать самолеты с кокаином в коммерческих аэропортах. Такое происходит сегодня и в Африке. В июле 2008 года военные в Гвинее-Бисау, которые часто осуществляют там перевороты, взяли под свой контроль аэропорт Бисау, чтобы обеспечить посадку незапланированного рейса с грузом кокаина. Об этом сообщил директор уголовной полиции Эдмундо Мендес (Edmundo Mendes).

"Когда мы приехали туда, то увидели, что самолет находится под охраной солдат", - заявил Мендес. Он попытался арестовать этот самолет Gulfstream II, который был загружен кокаином на сумму примерно в 50 миллионов долларов, но путь ему преградили военные.

"Солдаты пригрозили нам", - сказал он. Арестовать груз кокаина так и не удалось. Журналисты Reuters сфотографировали два самолета в международном аэропорту Освальдо Виэйра в Гвинее-Бисау. Один из них наркоторговцы пригнали из Сенегала, чтобы попытаться отремонтировать второй самолет Gulfstream II, когда у того случилась механическая поломка. Другой самолет полиция все же захватила.

ПОЛЕТЫ ВСЛЕПУЮ

Одним из самых ярких свидетельств того, насколько далеко шагнула преступная авиационная сеть в своем развитии, стала находка, сделанная 2 ноября. Тогда местные власти нашли в песках Мали выгоревший фюзеляж старого Боинга-727, который лежал на боку. Использование таких самолетов является в определенном смысле большим достижением для контрабандистов.

Самолеты компании Boeing, подобные тому, что был найден в Мали, могут доставлять в удаленные районы грузы весом в несколько  тонн. В экипаже таких машин три человека - пилот, второй пилот и бортмеханик, отвечающий главным образом за сложную топливную систему, в которой нет никакой автоматики.

В нескольких сотнях километров к западу от Мали, в знойной и душной Гвинее-Бисау, которая раньше была колонией Португалии, директор местного отделения Интерпола Кальварио Ахухарие (Calvario Ahukharie) рассказывает о том, что "наркомафия" недавно восстановила несколько заброшенных аэродромов, в том числе те, которые когда-то использовали португальские военные. Она намерена задействовать их для посадки незаконных бортов.

"Раньше прилетающие из Латинской Америки самолеты обычно садились в аэропорту Бисау", - говорит Ахухарие под треск генератора, от которого из-за отключения электроэнергии работает слабенький кондиционер в его кабинете. Такие отключения в городе случаются часто.

"Но сейчас они садятся в аэропортах на юге и востоке Бисау, где нет уголовной полиции".

По словам Ахухарие, самолеты наркоторговцев садятся теперь в Качине на востоке страны и в Бубаке на архипелаге Бижагош, состоящем из 80 с лишним островов, разбросанных у побережья Атлантического океана. Представитель Интерпола говорит, что слышит от местных жителей о появлении таких самолетов, однако захватить их полиции не удается из-за нехватки необходимых ресурсов.

Наркотики, перевозка которых осуществляется и по воздуху, и по морю, уже оказали разрушительное воздействие на Гвинею-Бисау. Говорят, что из-за спора по поводу наркотрафика в 2009 году был убит начальник генштаба генерал Батиста Тагме На Вай (Batista Tagme Na Wai). Спустя несколько часов в собственном доме от ударов мачете скончался президент страны Жоау Бернарду Виейра (Joao Bernardo Vieira).

Отвечая на вопрос о том, насколько серьезна проблема воздушного наркотрафика для Гвинеи-Бисау, Ахухарие говорит однозначно: "Это страшная проблема".

Ситуация еще хуже в пустынных районах Сахеля и Сахары, куда кокаин доставляют тоннами. Там наркотики отправляют по надежным сухопутным маршрутам через Сахару, где государственная власть и влияние ограничены, и где все активнее действуют группы "Организации Аль-Каиды в Исламском Магрибе".

Эта организация, которая прежде носила название "Салафистская группа проповеди и джихада", получает миллионы долларов благодаря похищениям европейцев.

По словам аналитиков, боевики заключают сделки с повстанцами-туарегами, а также с контрабандистами, переправляющими оружие, сигареты и наркотики. Сегодня появляется все больше свидетельств того, что боевики из этой организации получают огромные доходы, обеспечивая контрабандный провоз изготовленного мятежниками FARC кокаина в Европу.

НЕЧЕСТИВЫЙ АЛЬЯНС


В декабре исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности Антонио Мария Коста (Antonio Maria Costa) сообщил на специальном заседании Совета Безопасности ООН, что сейчас наркотиками торгуют "террористы и антиправительственные силы", получая от такой торговли средства для ведения своих операций в Андах, Азии и африканском Сахеле.

"В прошлом торговля через Сахару осуществлялась караванами, - сказал он, - сегодня она выросла в объеме, стала быстрее в плане доставки и технологичнее, о чем свидетельствуют остатки Боинга-727, найденного 2 ноября в малийском районе Гао, где действуют повстанцы и террористы".

Спустя несколько дней сотрудники Управления по борьбе с наркотиками США арестовали трех мужчин из Западной Африки, когда проводили точечную операцию в Гане. Этих людей, которые оказались выходцами из Мали, 16 декабря экстрадировали в США, предъявив им обвинения в контрабанде наркотиков и терроризме.

Умара Иссу (Oumar Issa), Харуну Тоуре (Harouna Toure) и Идриса Абельрахмана (Idriss Abelrahman) обвиняют в попытке перевозки кокаина через Африку с целью оказания финансовой поддержки "Аль-Каиде", ее местной дочерней организации AQIM и FARC. Обвинение предъявило доказательства того, что высокопоставленный представитель Управления по борьбе с наркотиками в Колумбии назвал "нечестивым альянсом между южноамериканскими наркотеррористами и исламскими экстремистами".

Однако некоторые эксперты выражают сомнение, называя этих людей обычными преступниками. Они подозревают, что эти наркоторговцы хвастались своими связями с "Аль-Каидой", дабы заполучить кокаин.

В своем обвинительном заявлении Управление США по борьбе с наркотиками заявило, что Тоуре возглавлял бандгруппу, связанную с "Аль-Каидой", которая могла заниматься перевозками кокаина из Ганы через Северную Африку в Испанию по цене 2000 долларов за килограмм перевозимого и охраняемого ею груза наркотиков.

Тоуре говорил о двух разных наземных маршрутах с осведомителем, действовавшим под прикрытием. Один путь проходит через Алжир и Марокко; второй через Алжир и Ливию. Он сказал тайному осведомителю, что его группа действовала вместе с "Аль-Каидой", когда перевозила груз гашиша весом в одну-две тонны в Тунис, а также занималась контрабандными перевозками в Испанию мигрантов из Пакистана, Индии и Бангладеш.

В любом случае, AQIM обретает известность и дурную славу. Аналитики по проблемам безопасности предупреждают, что деньги, получаемые AQIM от контрабандных перевозок кокаина через Сахару, могут преобразить эту маленькую и подвижную группировку, численность боевиков которой в южном Сахеле составляет от 100 до 200 человек. Она может стать более грозной силой в этом регионе, который простирается от Мавритании до Нигера. В этом районе зарубежные компании осуществляют огромные капиталовложения в нефтедобычу, разработку месторождений полезных ископаемых, а также в планируемый к строительству газопровод через всю Сахару.

"У этих групп будет намного больше денег, чем раньше, и я думаю, что вскоре у них появится более современное оружие", - говорит старший научный сотрудник из вашингтонской аналитической организации по проблемам безопасности Международный центр оценки и стратегии (International Assessment Strategy Center) Дуглас Фарах (Douglas Farah).

ОГРОМНЫЙ СКЛАД НАРКОТИКОВ

Район Тимбукту занимает более трети северной части Мали. Там опаленный солнцем и поросший кустарником Сахель незаметно переходит в Сахару с ее бесконечным передвигающимися песчаными барханами. Этот район по площади в несколько  раз превосходит Швейцарию, а большая его часть неподконтрольна государственным властям.

Таможенный чиновник Мулайе Хайдара (Moulaye Haidara) говорит, что наплыв в Тимбукту кокаина, перевозимого по воздуху, превратил этот район в "огромный кокаиновый склад".

Сидя в своем темном и прохладном кабинете в Тимбукту, где кочевники-туареги живут вперемешку с арабами и африканцами из народностей сонгаи, фулани и манде, Хайдара с беспокойством говорит о тех проблемах, с которыми сталкиваются местные правоохранительные органы.

На деньги от наркоторговли контрабандисты уже приобрели "автоматическое оружие, и они настроены очень решительно", рассказывает Хайдара. Он добавляет, что эти люди называют себя "Аль-Каидой", хотя на его взгляд, их группировка не имеет с религией ничего общего, а лишь прикрывается ею как "идеологической ширмой".

Представители местных властей говорят, что в стандартную экипировку контрабандистов входят полноприводные джипы "Тойота", оснащенные глобальной системой навигации и спутинковыми телефонами. По словам местных жителей, наркоторговцы спускают воздух в шинах, чтобы повысить силу сцепления с неплотным песком Сахары. Так они могут передвигаться в составе конвоев на скорости до 100 километров в час, следуя по определенным маршрутам в Северную Африку.

Как считает губернатор Тимбукту полковник Мамаду Мангара (Mamadou Mangara), у наркоторговцев есть палатки с кондиционерами, что позволяет им действовать в таких районах Сахары, где летняя жара "сжигает вашу обувь". Он отмечает, что у военных такого оснащения нет. В этом нищем регионе, где главным транспортным средством до сих пор является  верблюд или осел с тележкой, все большее количество людей начинает заниматься наркотрафиком. Всего за одну поездку, перевезя партию кокаина, они могут заработать примерно 9-11 тысяч долларов.

"Контрабанда привлекает местных людей, которые иначе могут зарабатывать всего 100-200 долларов в месяц", - говорит туарег Мохаммед Аг Хамалек (Mohamed Ag Hamalek), работающий в Тимбукту туристическим гидом. Его семья до недавнего времени зарабатывала на жизнь тем, что перевозила верблюжьими караванами каменную соль, ориентируясь в Сахаре по звездам.

Хайдара говорит, что север Мали это запретная зона для таможни. "Через север Мали проведена красная линия, и туда никто не может поехать, - говорит он, рисуя на клочке бумаги шариковой ручкой карту своей страны, - если вы отправитесь туда без денег … то назад не вернетесь".

ДВУСТОРОННЯЯ ТОРГОВЛЯ


Выступая на этой неделе в Дакаре, представитель ООН Шмидт сказал, что мировое сообщество должно срочно предпринять какие-то действия в связи с ростом тайных воздушных перевозок.

"Власти должны проявить в связи с этим высшую степень обеспокоенности … Для стран Западной Африки, для стран Западной Европы, для России и США этот вопрос должен стать главенствующим в повестке дня", - заявил он.

Наркоторговцы несомненно понимают, что остановить такую торговлю крайне сложно - в дипломатическом, организационном и экономическом плане.

Венесуэла, ставшая пунктом вылета или дозаправки для кокаиновых рейсов, вступила в конфронтацию с Колумбией, где президент Альваро Урибе сосредоточил свои усилия на ликвидации повстанческого движения FARC, ведущего борьбу вот уже 45 лет. Левацкий лидер Венесуэлы Уго Чавес не разрешает Управлению по борьбе с наркотиками США действовать в своей стране.

Демонстрируя свое враждебное отношение к Вашингтону, Чавес на прошлой неделе поднял по тревоге в небо два истребителя F16 на перехват американского самолета Р3, который применяется для поиска и слежения за перевозчиками наркотиков. Президент заявил, что этот самолет дважды нарушил воздушное пространство Венесуэлы. По его словам, Соединенные Штаты и Колумбия, прикрываясь операциями по борьбе с наркоторговцами, готовят вторжение в эту богатую нефтяными месторождениями страну. Вашингтон и Богота такие заявления опровергают.

В рамках борьбы с наркотрафиком американское Управление по борьбе с наркотиками сосредоточило за рубежом самые крупные силы своих сотрудников из всех федеральных правоохранительных ведомств США. У него в 62 странах имеется 83 отделения. Но в Африке присутствие управления очень незначительное, там у него имеется всего четыре представительства - В Нигерии, Гане, Египте и Южной Африке. Правда, есть планы открыть пятое представительство - в Кении.

Правоохранительные органы Европы и Интерпол тоже пытаются сдержать объемы наркоторговли. Однако представители стран Африки обреченно признают, что континент проигрывает войну с наркотиками.

Самая острая проблема, как видно из примера Мали, это нехватка средств. Единственные аресты в связи с обнаружением Боинга в пустыне были произведены лишь спустя несколько дней. Да и то оказалось, что арестовали кочевников из пустыни, которые растаскивали обшивку самолета (видимо, для того, чтобы сделать из нее кастрюли). Вскоре их отпустили.

Тем временем, представитель полиции Гвинеи-Бисау сообщил Reuters, что у нее очень мало оружия, нет денег на топливо для заправки автомашин, переданных ей странами-донорами, а также отсутствуют хорошо охраняемые тюрьмы, где можно было бы содержать преступников.

Еще одна проблема - это коррупция. По словам полицейских и представителей правозащитников, армия недавно освободила нескольких наркоторговцев, которые в рамках борьбы с наркотиками были задержаны правоохранительными органами с предъявлением им обвинений.

Остается также без ответа и вопрос о том, почему власти Мали так долго не сообщали международным органам охраны правопорядка о найденном Боинге.

Особое беспокойство у США вызывает то, что самолеты наркокартелей не просто летят в одном направлении, перевозя в Африку кокаин из латиноамериканских стран. Они возвращаются на американский континент, причем с грузом.

В служебной записке министерства внутренней безопасности США, которую удалось прочитать журналистам Reuters, приводится один случай, когда в Мексике сел самолет из Африки с пассажирами и непроверенным грузом.

Это был Gulfstream II, прилетевший в Канкун из Африки через венесуэльский остров Маргарита. На борту этого самолета, внесенного в список подозрительных, было всего два пассажира. Один - житель США без багажа, второй - гражданин Республики Конго с дипломатическим паспортом и портфелем, который не досматривался.

"Очевидная и очень серьезная проблема состоит в том, что существует система перевозок, способная перебрасывать с запада на восток тонны кокаина", - заявил эксперт по авиации, подготовивший доклад для министерства внутренней безопасности США.

"Но было бы беспечностью думать, что назад эти самолеты не везут ничего. А поскольку по обе стороны этого канала перевозки действуют террористические организации, необходимо выяснить, что перевозят на этих самолетах обратно".