Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Панк-молебен Pussy Riot и цвета бейсболки Каприлеса символизируют гражданское неповиновение наших дней. То же самое можно сказать про шапку густых волос Анжелы Дэвис (Ángela Davis), про неповторимый знак движения Солидарность в Польше, про платки Матерей Майской площади в Аргентине, про белую одежду женщин, которые в наши дни выходят на акции протеста в Гаване. И про многое другое.

С любой неполитической точки зрения у России и Венесуэлы нет ничего общего. Но в политическом смысле их кое-что объединяет. В обеих странах - авторитарные выборные режимы. Это - новое явление первого десятилетия XXI века, так что не следует удивляться тому, что в обеих странах происходят похожие, а в данном случае - параллельные события. И действительно, оба авторитарных руководителя – Путин и Чавес - столкнулись с общественными движениями гражданского неповиновения, одинаковыми по своей сути.

Следует уточнить, что выражение гражданское неповиновение, хотя и кажется избыточным, означает осуществление действий, не противоречащих закону, а возникающих в результате неправильного или несправедливого применения закона. Именно это произошло в России с акцией протеста панк-группы Pussy Riot.

Как хорошо известно, члены группы Pussy Riot – Мария Алехина, Екатерина Самуцевич и Надежда Толоконникова - были приговорены к двум годам лишения свободы за то, что исполнили в московском Храме Христа Спасителя панк-молебен против переизбрания Владимира Путина на пост президента России. Против такого необоснованного приговора выступило большинство интеллигенции: деятели искусства и культуры, политики и цивилизованные правительства мира.

В самом деле, с точки зрения религии, закона и политики, ни одна из участниц группы не совершила ничего такого, что противоречило бы закону, морали, верованиям и обычаям своей страны.

С правовой точки зрения, они использовали свое право на свободу слова, закрепленной Уставом ООН, под которым стоит подпись правительства Российской Федерации. С политической - они провели публичную акцию в публичном месте (в церкви). И, наконец, с религиозной, - они обратились к Богу в своем стиле пост-модерна (Бог – это не только барокко) с просьбой освободить их от того, кого они считают (и достаточно обоснованно) воплощением зла: Путина.

Путин, ничтоже сумняшеся, отправил их в тюрьму. В данном случае его цели вполне определенны. В духе царского и сталинского режима он стремится подавить любое проявление оппозиции. Но есть здесь и еще кое-что. В отличие от Сталина, который преследовал Церковь, Путин с помощью несправедливого наказания пытается предстать в качестве защитника православной веры. Он как бы говорит верующим: «Вы молитесь, а я буду править». Большая часть православных верующих, запуганная долгими гонениями, подчиняется диктату Путина. Совсем по-другому обстоят дела в цивилизованном политическом мире, куда сам Путин стремится попасть. Вот почему участницы Pussy Riot получают большую поддержку за рубежом, чем внутри России.

В Венесуэле, «стратегическом» союзнике России, произошло нечто подобное, но в обратном смысле. Национальный избирательный совет, призванный следить за чистотой выборного процесса, пытался запретить кандидату в президенты Энрике Каприлесу (Henrique Capriles) использование цветов государственного флага страны, то есть - то, что было бы вполне нормальным в любой стране мира, но только не в Венесуэле под управлением Уго Чавеса.

Если кто-то и злоупотреблял национальной символикой, так это сам Чавес. И не только потому, что обертывает сам себя венесуэльским флагом. Не только потому, что изменил государственный герб, развернув голову изображенного на нем коня в другую сторону. Не только потому, что он потревожил останки Великого Освободителя. Не только потому, что считает Симона Боливара предшественником Чавеса. Не только потому, что изуродовал лицо героя по своему образу и подобию. Не только потому, что подарил меч Боливара преступнику, по которому тюрьма плачет. И не только потому, что не считает гражданами тех, кто его не поддерживает («Кто не поддерживает политику Чавеса, не может считаться венесуэльцем»).

Именно в силу этих и многих других причин большинство демократически настроенного населения восприняло запрет на использование трехцветной бейсболки как вопиющее беззаконие. Именно поэтому, вместо того, чтобы подчиниться распоряжению официальных властей, последователи Каприлеса воспользовались своим правом на неповиновение. Таким образом, бейсболка с цветами венесуэльского флага стала символом шествий и демонстраций в поддержку Каприлеса.

Венесуэльское движение гражданского неповиновения направлено, если говорить точнее, против трех больших несправедливостей. Первая несправедливость заключается в грубом избирательном давлении президента, использующего все государственные средства связи и информации. Вторая – это откровенная предвзятость Национального избирательного совета. И, наконец, третья и самая важная, заключается в злоупотреблении национальной символикой со стороны правительства Чавеса.

Политика, как все мы знаем, включает в себя и борьбу за право использования символов. Именно поэтому Чавес своим несправедливым распоряжением превратил цвета государственного флага в символ гражданского неповиновения. А цветом Чавеса по-прежнему будет красный, символ стольких революций, закончившихся предательством.

Панк-молебен Pussy Riot и цвета бейсболки Каприлеса символизируют гражданское неповиновение наших дней. То же самое можно сказать про шапку густых волос Анжелы Дэвис (Ángela Davis), про неповторимый знак движения Солидарность в Польше, про платки Матерей Майской площади в Аргентине, про белую одежду женщин, которые в наши дни выходят на акции протеста в Гаване. И про многое другое.