Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва осторожно отнеслась к призыву вмешаться в конфликт

© РИА Новости / Перейти в фотобанкОбстановка в городе Ош
Обстановка в городе Ош
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия не торопится направлять в Киргизию крупные силы без четкого, международно признанного мандата. Последнее, чего хотела бы Россия – это оказаться вовлеченной в гражданскую войну в несостоявшемся государстве. Подобный шаг вызвал бы сомнения за рубежом, особенно на фоне войны с Грузией, которая была успешна с военной точки зрения, но привела к дипломатической катастрофе.

В понедельник вечером пророссийская межправительственная организация предложила снабдить временное правительство Киргизии вертолетами, грузовиками и другой техникой, чтобы помочь ему остановить охватывающее страну кровопролитие.

Это решение Организация Договора о коллективной безопасности, объединяющая несколько бывших советских республик, приняла после того, как президент России Дмитрий Медведев призвал положить конец беспорядкам и назвал их угрозой региональной стабильности.

«Сейчас обстановка действительно нетерпимая. Погибли люди, продолжает литься кровь, массовые беспорядки на этнической почве, что чрезвычайно опасно в Центральной Азии. Поэтому должны быть предприняты абсолютно все меры для пресечения подобного рода действий», - заявил г-н Медведев на встрече с главой Совета безопасности Николаем Патрушевым и главой ОДКБ Николаем Бордюжей.

Тем не менее, российское руководство очевидным образом не торопится в одностороннем порядке направлять в Киргизию крупные силы без четкого, международно признанного мандата.

«Последнее, чего хотела бы Россия – это оказаться вовлеченной в гражданскую войну в несостоявшемся государстве», - считает глава московского Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов.

Подобный шаг вряд ли был бы популярен в самой России и, возможно, вызвал бы сомнения за рубежом, особенно на фоне войны 2008 года с Грузией, которая была успешна с военной точки зрения, но привела к дипломатической катастрофе.

Направляя войска в Грузию, Россия ссылалась на то, что вторгнуться в сепаратистскую Южную Осетию ее заставляют гуманитарные соображения. Однако многие сочли, что она просто осуществляет свои имперские замыслы на постсоветском пространстве - в регионе, который считает зоной своих «привилегированных интересов».

В субботу, после того, как начавшиеся на юге Киргизии беспорядки на национальной почве  унесли жизни по меньшей мере 124 человек и заставили от 50 до 100 тысяч человек стать беженцами, президент страны Роза Отунбаева публично попросила о военном вмешательстве извне, обратившись, в том числе, к России. В ответ на выходных Медведев заявил, что подходящие условия для этого пока не сложились, но при этом все же направил батальон десантников защищать российских граждан и военные базы.

США, которых Россия хотела бы лишить авиабазы в киргизском аэропорту «Манас», крайне холодно отнеслись к идее российского вмешательства, заявив в воскресенье, что они выступают за «координируемые ООН и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе меры по поддержанию мира и порядка».

Международная легитимность должна быть ключевым фактором российских миротворческих усилий, считает специалист по Средней Азии из московского Института востоковедения Ирина Звягельская. По ее мнению, Россия не должна посылать в Киргизию солдат иначе как «в составе коллективных сил с четким мандатом, законность которого признана всеми».

«Мы не хотим посылать войска на свой страх и риск, чтобы нас опять не обвинили в империализме и так далее», - добавила она.

Кроме того, как считают эксперты, существует еще вопрос цены. Россия сейчас борется с бюджетным дефицитом, и ей не нужна дорогостоящая и неограниченная по срокам военная компания. По мнению Марты Олкотт (Martha Olcott), эксперта по Средней Азии из Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Foundation for International Peace), долговременная интервенция в Киргизию «станет для России тяжелой нагрузкой с точки зрения финансов и ресурсов».

Тем не менее ситуация на юге ухудшается день ото дня, правительство в Бишкеке с ней не справляется, и по-видимому других альтернатив кроме иностранного вмешательства при активном участии России осталось немного.

В 2008 году Медведев фактически провозгласил регион сферой российских интересов. Теперь для того, чтобы подтвердить свой статус локальной сверхдержавы и последней инстанции, России, вероятно, придется играть в Киргизии активную и позитивную роль.

Возможно, Россия использует для этого ОДКБ - созданный в 2002 году военный блок наподобие НАТО, в который входят как Россия, так и Киргизия.

Впрочем, в настоящий момент доктрина ОДКБ подразумевает коллективную оборону от внешних угроз, а не от внутренних, и это может сделать ее мандат весьма сомнительным.

Вдобавок участие других среднеазиатских держав может подлить масла в огонь национальной розни на юге Киргизии, и без того охваченном межэтническим конфликтом.

Однако генеральный секретарь ОДКБ Бордюжа заявил вчера информационному агентству «Интерфакс», что у организации есть «необходимый потенциал» - вплоть до миротворческих сил - для того, чтобы действовать в подобных ситуациях.