Первые попытки придать казахстанскому законодательному органу черты современного парламента были заложены в 1990 годах, в период становления независимости государства. Основой для формирования парламентаризма в Казахстане тогда послужили принципы европейского парламентаризма. Об основных этапах становления профессионального парламента Казахстана за его уже 15-летнюю историю рассказал депутат мажилиса парламента РК Николай Турецкий.

– Становление парламентаризма в Казахстане условно можно поделить на четыре этапа. Особая роль в истории отводится Верховному Совету Казахской ССР ХII созыва, в период работы которого был принят ряд важнейших правовых актов, законодательно обеспечивших проведение реформ в 1990-х годах. Верховный Совет являлся высшим органом государственной власти и был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР к ведению республики.

Если быть поточнее, выборы в Верховный Совет Казахской ССР ХII созыва состоялись в марте 1990 года. Это были первые наиболее демократичные выборы в условиях еще достаточного влияния административно-командной системы. Их особенностью было и то, что впервые проходило выдвижение кандидатов от политических партий и республиканских общественных организаций.

– Помнится, в то же время был принят Закон об учреждении поста первого президента и ряд других важнейших законодательных актов…

– Совершенно верно. Законом Казахской ССР от 24 апреля 1990 года был учрежден пост президента Казахской ССР, и первым президентом страны был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Следующим логическим шагом в процессе суверенизации Казахстана стало принятие Верховным Советом 25 октября 1990 года декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР», в которой впервые была закреплена неделимость и неприкосновенность территории, страна определена как субъект международного права, введен институт гражданства, а также равноправие форм собственности.

Конституционный закон РК «О государственной независимости Республики Казахстан», принятый Верховным Советом 16 декабря 1991 года, провозгласил принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. В результате этого был сделан важный шаг для создания парламента и парламентаризма.

28 января 1993 года Верховный Совет принял первую постсоветскую Конституцию Казахстана, завершившую становление суверенитета республики. Конституция 1993 года проводит определенную черту, завершая правовое отделение Казахстана от советского прошлого и подытоживая первый этап становления казахстанского парламентаризма.

– Период 1993-1995 годов является чрезвычайно важным в истории развития казахстанского парламентаризма. Второй этап становления, если мне не изменяет память, был связан с тем, что Верховный Совет ХII созыва не смог справиться со своими функциями… С чем, по-вашему, это было связано?

– Как говорят, «корень зла» был в Конституции 1993 года. Многими правоведами тогда отмечалось, что Основной закон того периода содержал в себе внутренне противоречивую правовую базу государственной власти.

По мнению академика Салыка Зиманова, «согласно Конституции РК 1993 года, Верховный Совет признан единственным законодательным и высшим представительным органом республики. Верховный Совет был наделен весьма широкими полномочиями, что сводило почти на нет принцип разделения государственной власти». К тому же не была закреплена система сдержек и противовесов. Таким образом, Конституция заложила противоречивую правовую базу государственной власти.

Проблемы осуществления принципа разделения государственной власти в тот период академик Султан Сартаев охарактеризовал следующим образом: «Анализ событий того времени позволяет заключить, что конструктивного взаимодействия ветвей власти не получилось».

13 декабря 1993 года Верховный Совет ХII созыва объявил о своем досрочном самороспуске и назначил выборы на 7 марта 1994 года, тем самым положив начало развитию парламентаризма в стране.

Верховный Совет ХIII созыва, функционировавший с апреля 1994-го по март 1995 года, стал первым профессиональным парламентом Казахстана, в котором депутаты работали на постоянной основе. Он уменьшился в численности. Из общего числа депутатов 52 процента были самовыдвиженцы, а 48 процентов – представители политических партий и общественных объединений. Впервые в истории Казахстана политические партии и движения получили доступ к реальным рычагам власти, возможность влиять на формирование и принятие государственных программ.

Судьба Верховного Совета ХIII созыва оказалась непредсказуемой и даже драматичной. Проработав немногим меньше года, он был признан нелегитимным, так как Конституционный суд признал не соответствующими Конституции некоторые нормы избирательного законодательства, в соответствии с которыми проводились выборы депутатов (постановление Конституционного суда РК от 6 марта 1995 г.). В то же время следует признать, что Верховный Совет ХIII созыва заложил предпосылки для дальнейшего развития парламентаризма в Казахстане.

– Когда, если можно так выразиться, был ликвидирован Верховный Совет и официально введено понятие «парламент Республики Казахстан»?

– Понятие «парламент» впервые официально было закреплено именно в Конституции РК, принятой 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Только после этого президент страны подписал указ, имеющий силу Конституционного закона, «О выборах в Республике Казахстан», согласно которому процесс избрания депутатов состоялся в конце 1995 года. Таким образом, Основной закон окончательно ликвидировал советскую систему представительных органов, впервые закрепив двухпалатную структуру парламента РК: сенат и мажилис. Он провозгласил Казахстан президентской республикой, а Конституционные законы «О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О правительстве Республики Казахстан», «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» урегулировали статус и функции каждой ветви власти.

Проведенная в мае 2007 года конституционная реформа стала логичным этапом эволюции политической системы страны, примером политической зрелости казахстанского общества. Обновленная Конституция страны явилась основой формирования новой системы организации высшей представительной власти. Введение пропорциональной системы выборов в мажилис кардинально изменило избирательную систему и усилило значение политических партий в обществе.

Немаловажным фактором укрепления общественных отношений в рамках конституционной реформы, несомненно, становится внедрение в избирательную систему республики принципа представительства членов Ассамблеи народа Казахстана. Кроме того, наделение парламента РК важными полномочиями по контролю за деятельностью исполнительной власти увеличило политический вес и авторитет парламента в триединой структуре государственной власти.

Основываясь на этих конституционных поправках, был изменен и дополнен Конституционный закон «О выборах в РК», на основе которого 18 и 20 августа 2007 года были проведены выборы в мажилис по новой системе. Были избраны 107 депутатов, из них 98 – на основе партийных списков по системе пропорционального представительства, девять – от Ассамблеи народа Казахстана. Все 98 депутатов являются членами партии «Нур Отан». Совершенствуя законодательную практику и методы отражения и представительства народных интересов, депутаты всех четырех созывов внесли свой уникальный вклад в строительство новой системы парламентаризма.

Но наиболее уникальный шанс поднять на новую высоту понятие «парламентаризм» выпал на долю депутатов последнего созыва, так как благодаря конституционной реформе 2007 года они получили очень важные инструменты влияния на государственную политику – ряд контрольных полномочий по отношению к исполнительной власти и право согласования высших должностных лиц государства.

– Но все течет и изменяется, и не за горами, думается, пятый этап развития казахстанского парламентаризма. И все прежние обстоятельства – лишь подтверждение тому…

– Да, прежние обстоятельства позволяют с уверенностью сказать, что парламентаризм на нынешнем этапе вступил в новый период своего развития, качественно отличный от предшествующих этапов. И это стало новым свидетельством позитивной динамики его институциализации и признаком зрелости казахстанской демократии.

За годы независимости заложены основы парламентаризма, который рассматривается как один из факторов стабильного развития государства и общества. Парламентом выработана целостная система взаимоотношений с президентом, правительством, судебной властью. Сегодня парламент успешно реализует возложенные законом функции, представляет собой орган политической власти и самостоятельный правовой институт.

Нельзя не сказать и о том, что 30 августа минувшего года Конституция РК отметила свой пятнадцатилетний юбилей. В своем выступлении на международной научно-практической конференции, посвященной юбилею Конституции РК, глава Конституционного совета РК Игорь Рогов отметил: «Конституционная политика, как и само государство, постоянно эволюционирует, иначе она становится «тормозом» дальнейшего развития. Сама Конституция предусматривает порядок внесения в нее изменений и дополнений. Конституционные реформы, проведенные в Казахстане в 1998 и 2007 годах, – наглядные тому примеры. Время показало своевременность и правильность принятых решений».

Сегодня парламентаризм в Казахстане продолжает развиваться. При НДП «Нур Отан» создан институт парламентаризма. Он ведет активную работу по всем направлениям своей деятельности, играет заметную роль в информационно-аналитическом, экспертно-правовом и организационно-практическом обеспечении политической деятельности НДП «Нур Отан» и ее фракции в мажилисе, формирует интеллектуальный имидж партии, выполняет функцию медиатора в обсуждении актуальных проблем общества, способствует привлечению новых сторонников партии. Одновременно с этим продолжается процесс организационного и функционального развития института в соответствии с новыми приоритетами в деятельности правящей парламентской партии.

Но становление подлинного парламентаризма – процесс длительный. В мире существует много моделей парламентаризма. Нам еще требуется анализ передового опыта различных стран мира, который, думаю, можно будет при необходимости адаптировать в нашу политическую систему, находя свой, казахстанский путь правового становления.