Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Киргизия: выбор и раскол

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПредвыборная агитация накануне парламентских выборов в Киргизии
Предвыборная агитация накануне парламентских выборов в Киргизии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президентские выборы 30 октября могут вписать Киргизию в историю как первое постсоветское государство Центральной Азии, в котором передача власти состоялась в результате всенародного голосования. Но совсем не обязательно, что этот процесс будет носить мирный характер.

Президентские выборы 30 октября могут вписать Киргизию в историю как первое постсоветское государство Центральной Азии, в котором передача власти состоялась в результате всенародного голосования. Но совсем не обязательно, что этот процесс будет носить мирный характер.

Жители Киргизии готовятся к возможным столкновениям между севером и югом, спровоцированным конфликтом из-за результатов выборов. Один из ведущих кандидатов уже пригрозил вывести «миллионы» своих сторонников на улицы, если заподозрит какую-либо грязную игру. Избиратели же задаются вопросом, не смогут ли закулисные договоренности купировать противостояние между регионами.

Как и на предыдущих выборах, предвыборная кампания проходит с упором на кандидатов, а не на их платформы. В отсутствие надежных данных социологических исследований ведущим кандидатом считается Алмазбек Атамбаев, ушедший в сентябре с поста премьера для участия в президентских выборах. Соратник президента Розы Отунбаевой (занявшей пост президента переходного периода после массовых акций протестов, приведших в апреле 2010 года к свержению Курманбека Бакиева), Атамбаев опирается на поддержку избирателей обрусевшего севера, а также национальных меньшинств юга страны. Двумя его главными соперниками являются киргизские националисты, представляющие более бедный и изолированный южный регион: это Адахан Мадумаров и лидер партии «Ата-Журт» (Отечество) Камчыбек Ташиев. Все трое являются бывшими соратниками Бакиева.

Вопрос сейчас состоит не в том, одержит ли победу 55-летний Атамбаев, а когда именно это произойдет. Он должен набрать 50% голосов, что в первом туре представляется неправдоподобным. Во втором туре ему, скорее всего, придется противостоять кому-нибудь из южан, что легко может еще больше усугубить раскол между севером и югом, углублявшийся с момента падения южанина Бакиева.

Изначально о желании баллотироваться на выборах заявили 83 кандидата, на сегодняшний момент осталось 16 претендентов на высший руководящий пост. Ряд кандидатов сняли свои кандидатуры в самый последний момент. Это означает, что представителям Центральной избирательной комиссии придется вручную вымарывать имена в порядка 3 миллионах бюллетенях.

Атамбаева широко обвиняют в злоупотреблении «административным ресурсом», к примеру, в принуждении студентов участвовать в своих предвыборных митингах. Правда, международные наблюдатели практически не выявили убедительных доказательств каких-либо нарушений и характеризуют обстановку, в которой проходит предвыборная кампания, как относительно свободную и справедливую. И все же местные и иностранные обозреватели опасаются, что проигравшие кандидаты попытаются объявить результаты выборов недействительными и вывести народ на улицы.

Читать также: Президентские выборы в Киргизии поднимают страхи о расколе в регионе

На пресс-конференции 28 октября бывший министр МЧС Ташиев – напавший в этом году как минимум на одного своего коллегу-депутата – пообещал Атамбаеву еще одну революцию, если избиратели Ташиева сочтут, что выборы прошли «грязно». Народ «сметет власть», цитирует Ташиева информагентство Regnum. «Протестовать выйдут не десятки и не сотни тысяч, а миллионы граждан», – заявил он. После чего, продемонстрировав свой потенциал по мобилизации электората на севере страны, Ташиев собрал на бишкекском стадионе несколько тысяч своих сторонников.

На юге 43-летний Ташиев апеллирует к антиузбекским настроениям, набирающим обороты с момента прошлогодних июньских столкновений на национальной почве, унесших жизни по меньшей мере 470 представителей киргизской и узбекской национальностей. Будучи кандидатом от юга страны, пользующимся сильнейшей поддержкой в парламенте – его партии «Ата-Журт» принадлежит большинство мест в законодательном органе власти – он мог бы договориться с Атамбаевым насчет вожделенного поста премьера.

В докладе от 24 октября миссии по наблюдению за выборами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) отмечалось, что наблюдателям стало известно о «ведении кандидатами закулисных переговоров с целью выторговать посты в будущем правительстве в обмен на снятие своей кандидатуры и поддержку более сильных кандидатов».

«Настало время прийти к договоренности, – полагает директор бишкекского социологической агентства «СИАР» Айнура Сагынбаева. – Внешние силы, такие как Россия, могут помочь заключить соглашение за несколько дней до выборов. После выборов будет уже очень трудно прийти к компромиссу».

Атамбаев однозначно пользуется поддержкой Москвы: он неоднократно ездил в Россию, где фотографировался с кремлевским руководителем Владимиром Путиным. Назвав в январе одну из горных вершин в честь Путина, он способствовал еще большему сближению Киргизии с Россией.

«Тот, кого поддерживает Россия, поддержат и представители нацменьшинств. Они видят в России свою защитницу», – отмечает представитель парламентской оппозиции Жоомарт Сапарбаев, именующий себя сторонником Атамбаева поневоле.

Согласно постбакиевской конституции 2010 года президент может занимать свой пост лишь в течение одного шестилетнего срока. Парламент призван служить механизмом сдерживания президентской власти. Для 46-летнего Мадумарова, чьей партии «Бутун Кыргызстан» (Единая Киргизия) не хватило совсем немного голосов, чтобы пройти в парламент после прошлогодних выборов, переговоры о премьерстве – не вариант, потому что он не может рассчитывать на поддержку в Жогорку Кенеше, считает Сапарбаев. И Мадумаров, и Ташиев выступают за усиление президентской власти.

По мнению одних, второй тур выборов заставит Атамбаева разделить власть с премьером-южанином, что потенциально может разрядить региональную напряженность. Социолог же Айнура Сагынбаева опасается, что это лишь обострит соперничество. «Наихудшим развитием сценария станет проведение второго тура выборов. Каждая партия, не набравшая должного – с ее точки зрения – количества голосов, станет жаловаться на нечестность выборов, на использование административного ресурса. А для оспаривания результатов выборов они прибегнут к акциям протеста, особенно на юге страны, – подчеркивает Сагынбаева. – Думаю, после первого тура контролировать протестные настроения будет проще».

Читать также: Киргизская весна

Помимо всего прочего, свою долю неопределенности может внести голосование представителей узбекской национальности на юге Киргизии.

По словам этнического узбека из города Ош, заявившего, что станет голосовать за Атамбаева, потому что тот, «похоже, не такой националист, как остальные двое», большинство жителей узбекских кварталов поддерживают Атамбаева, но голосовать не пойдут. Как рассказали EurasiaNet.org ошские узбеки, представители их национальности опасаются, что после опубликования результатов голосования по отдельным избирательным участкам они могут подвергнуться акциям возмездия. Среди пострадавших в прошлогодних событиях наблюдался перекос: представители узбекской национальности пострадали сильнее, они же чаще всего подвергались и карательным санкциям.

«После прошлогодних событий узбеки стали всего бояться. Можно просто подойти к старейшине и сказать: «Узбекам не надо голосовать». И все, этого будет достаточно», – говорит Айнура Сагынбаева, прогнозирующая невысокую явку узбекского электората на избирательные участки.

В любом случае, почти все считают, что на выборах будет наблюдаться раскол по региональному признаку.

«К сожалению, наш менталитет так устроен, что южане голосуют только за южан, а северяне – за северян», – подчеркивает депутат Сапарбаев.

Дэвид Триллинг является центральноазиатским редактором EurasiaNet.