Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Туркменбаши – единственный писатель эпохи независимости

Ниязов - отец степи picture
Ниязов - отец степи picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Естественно, власти страны не признают факт деградации туркменской культуры в целом и литературы в частности, но, очевидно понимают, что и скрывать это долгое время не удастся.

За 20 лет независимости в Туркмении не было опубликовано ни одного литературного произведения достойного включения в золотую сокровищницу национальной литературы. Естественно, власти страны не признают факт деградации туркменской культуры в целом и литературы в частности, но, очевидно понимают, что и скрывать это долгое время не удастся.

С приходом к власти Г. Бердымухамедова в 2007 году началось обновление школьных учебников, в том числе учебников родного языка и литературы. Уже в 2009 году в школах появились новые учебники.

Напомним, что во времена Ниязова, основную часть учебников литературы составляли произведения под авторством самого Сапармурата Туркменбаши. А в разделах учебника «Туркменская литература в эпоху независимости» были размещены только работы писателей и поэтов посвященные С.Ниязову.

В новые учебники включены произведения известных зарубежных писателей. Но в то же время, в упомянутом разделе «Туркменская литература в эпоху независимости», по-прежнему речь только об одном писателе – С.Ниязове. И это во всех учебниках литературы — с четвертого по десятый классы.

А где же другие писатели? Где их творения? Почему они не появились за эти два десятка лет?

Основная причина деградации туркменской литературы в том, что Ниязов еще в 1992 году ввел «черные списки» писателей и поэтов, чьи произведения было запрещено издавать. В частности, в эти списки попали Рахим Эсенов, Тиркиш Джумагельдыев и ряд других. Многие потеряли работу, некоторые уехали из страны. Остальные литераторы, побоявшиеся репрессий, стали работать на создание культа личности С.Ниязова.

До сих пор, писатели и поэты, попавшие в опалу при Ниязове, остаются запрещенными. Хотя многие из них надеялись, что с приходом нового президента, их реабилитируют и позволят вернуться в литературу. Но эти  надежды не оправдались.

Надо сказать, что Бердымухамедов не приемлет не только тех писателей и поэтов, кто был критически настроен к Ниязову, но и тех, кто воспевал Ниязова. В новой команде придворных литераторов смогли остаться только Гозель Шагулыева и Ходжамухаммет Какалыев. Остальные – это берущая  пример с Шагулыевой и Какалыева молодежь.

В этой команде никогда не появятся литераторы уровня Берды Кербабаева или Гурбанназара Эзизова. Пока есть жесткая цензура и спрос на произведения, восхваляющие властителя, туркменская литература будет и дальше деградировать.