С начала этого года в Таджикистане - в социальных сетях и СМИ - идут бурные дискуссии о том, необходимо ли республике отказаться от кириллицы и перейти на арабскую вязь. Сторонники арабского письма в качестве аргумента приводят доступ к персидской литературе. Их оппоненты говорят, что страна просто не перенесет третью смену письменности за неполные 100 лет.

 

Споры возникли не в первый раз

 

Таджикистан за последние 100 лет дважды менял письменность. Первый раз это произошло в 1929 году. Тогда республика отказалась от арабской вязи в пользу латиницы. Но уже в 1940 году в Душанбе было принято решение о переходе с латиницы на кириллицу. Вплоть до распада СССР разговоры о смене системы письменных знаков в стране больше не возникали. Первые призывы вернуться к арабской вязи стали раздаваться в 2000-е годы среди представителей интеллигенции. Тогда дискуссии прервал своим заявлением президент Эмомали Рахмон, отметивший, что смены письменности не будет. Но с начала этого года дебаты разгорелись вновь.

 

8 января министр образования Таджикистана Нуриддин Саидов, выступая на пресс-конференции в Душанбе, высказался за действующую систему графических знаков, заявив, что прошлое нужно помнить, но возвращаться к нему не надо. Спустя 20 дней начальник отдела лингвистической экспертизы Комитета по языку и терминологии при правительстве страны Мухаммад Муродов осторожно пояснил, что переход к арабской вязи возможен, но при определенных условиях, которых сейчас нет. Именно этих слов оказалось достаточно, чтобы вызвать полемику в социальных сетях.

 

Плюсы и минусы

 

Историк Сайфулло Муллоджанов считает, что вопрос о таджикском алфавите очень политизирован. Эта тема тесно связана как с внутренней, так и с внешней политикой Таджикистана. По словам ученого, власти склонны видеть в сторонниках возвращения арабской вязи своих политических оппонентов. Что касается внешней политики, по словам Муллоджанова, «можно с уверенностью предположить, что Иран поддержит возвращение Таджикистана к арабской вязи, а вот с Россией отношения могут испортиться».

 

Ученый несколько лет работал над историографией реформы письменности в Таджикистане в XX веке, размышляя о плюсах и минусах возвращения к арабской вязи в наши дни. Муллоджанов признается, что вначале был сторонником трансформации письменности. Сейчас к этому вопросу он относится скептически. «Только на издание учебных материалов и подготовку учителей потребуются сотни миллионов долларов. Такие финансовые затраты Таджикистан себе позволить не может. А надеяться на внешнюю финансовую поддержку - это значит ставить под вопрос национальную независимость», - говорит ученый, добавляя, что каждая страна должна проводить свою языковую политику самостоятельно.

 

Не повторить ошибок

 

В Комитете по языку и терминологии при правительстве Таджикистана отмечают, что арабское письмо сейчас преподается во всех школах страны. Но полностью перейти на арабскую вязь в обозримом будущем невозможно. «Против перехода на арабскую вязь существует два довода. Во-первых, не надо повторять ошибок, которые были сделаны в ХХ веке. Тогда дважды после смены письменности народ в один миг становился неграмотным. Второй аргумент - вся научная база за последние 70 лет строилась на основе кириллицы», - полагает начальник отдела лингвистической экспертизы Комитета по языку и терминологии Мухаммад Муродов.

 

Муродов в интервью DW сообщил, что его слова на пресс-конференции в Душанбе 28 января были неправильно поняты, и он не призывал к смене системы графических знаков. «Я только сказал, что изучение персидской графики позволит народу познакомиться с литературой, которая складывалась у таджиков в течение 1200 лет. Но это в итоге вызвало резонанс, чего я не хотел», - пояснил Муродов.

 

Тенденции в Центральной Азии

 

Сайфулло Муллоджанов считает, что Таджикистан мог бы взять модель Армении и Грузии, которые параллельно в советские годы развивали сразу две системы графических знаков - национальную и кириллицу. «В этом не надо видеть какую-то угрозу. К тому же, число тех, кто уже сейчас владеет арабским письмом, растет. В 1991-м году я был единственным на курсе, кто мог читать персидскую литературу, сейчас это делает не менее половины моих студентов», - говорит ученый.

 

Эксперт убежден, что споры вокруг письменности в стране остановить не удастся. Более того, он предрекает, что катализатором новых идей в отношении письменности могут стать события в Казахстане, где уже создается госкомиссия по вопросу перехода на латиницу. Ранее в регионе от кириллицы отказались Узбекистан и Туркмения. «Нельзя исключать, что возможный переход на латиницу в Казахстане подстегнет сторонников арабской вязи в Таджикистане», - полагает Муллоджанов.

 

Критики смены письменности считают, что возвращение к арабской вязи отбросит Таджикистан назад. «Сегодня, когда мир стремительно движется вперед, реформа письма затормозит развитие. Нужно упрощать, а не усложнять доступ к информации», - отмечает глава Альянса национальных меньшинств Таджикистана Виктор Ким.

 

В качестве примера он приводит опыт Кореи, где уже давно не идут разговоры о возвращении к китайским иероглифам. «Да, с их помощью написаны многие литературные первоисточники в Корее, но ведь ими занимается узкая группа специалистов-филологов и их интересы не отражают позицию масс. Такой опыт может быть полезен и для Таджикистана», - говорит Ким.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.