Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Военный эксперт Александр Гольц: о советских корнях российской оборонки

© РИА Новостизапуск ракеты «Булава» признан успешным
запуск ракеты «Булава» признан успешным
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До 2020 года планируется выделить 20 триллионов рублей на перевооружение армии, при этом доля современного оружия в российской армии к этому времени должна составить не менее 70%, - заявил президент Дмитрий Медведев. За комментариями Радио Свобода обратилось к военному эксперту Александру Гольцу.

18 марта президент Дмитрий Медведев выступил на расширенном заседании министерства обороны. Он заявил, что часть обязательств по государственному оборонному заказу была провалена, и пообещал сделать организационные выводы в связи со сложившейся ситуацией. 

 

До 2020 года на новую государственную программу планируется выделить 20 триллионов рублей, при этом доля современного оружия в российской армии к этому времени должна составить не менее 70%, - отметил Медведев. За комментариями Радио Свобода обратилось к военному эксперту Александру Гольцу.

 

- По оценкам Счетной палаты, выполнено 50%, по оценкам Минобороны - 30%. Руководство страны оказалось в дурацкой ситуации. Оно обещает кардинально увеличить объем оборонзаказа, а военная промышленность не в состоянии выполнить и тот, который существует. 

 

Это связано с тем, что до сих пор не решены кардинальные проблемы. Их несколько. Первая проблема: военно-промышленный комплекс РФ не является комплексом. Не существует цепочки связанных кооперативными проектами предприятий, которые нацелены на выпуск конкретной продукции. Дело в том, что в Советском Союзе элементную базу для военной промышленности создавали предприятия гражданской промышленности. За последние 20 лет они переориентировались или закрылись. Поэтому никто не может начать серийное производство того или иного вида военной техники. 

 

Вторая проблема: не обновлявшаяся в течение десятилетий производственная база этих оборонных предприятий. Третья: старый персонал. Средний возраст работника ВПК превышает 50 лет. И, наконец, четвертая: неэффективная организация самого военно-промышленного комплекса. По сути дела, у нас под видом корпораций воссозданы советские оборонно-промышленные министерства. Все это приводит только к тому, что с увеличением денег, выделяемых на производство вооружений, растет стоимость, а не количество самолетов, танков, ракет и т. д.

 

Можно покупать оружие за рубежом – но в исключительных случаях. Как, например, это произошло с беспилотными самолетами, когда более или менее ясно, что российская промышленность не способна их создать сама. Вряд ли можно купить за рубежом межконтинентальные баллистические ракеты, или атомные подводные лодки. Так что, к сожалению или к счастью, это не решение проблемы.

 

При существующей организации военной промышленности нет ни малейшего шанса на то, что новая госпрограмма, на которую до 2020 года государство собирается направить 20 триллионов рублей, будет выполнена. А реструктуризация военной промышленности требует немалой политической смелости, поскольку она фактически будет представлять собой покушение на то государственное устройство, которое именуется у нас вертикалью власти. Потому что все эти госкорпорации выстроены по образцу и подобию этой вертикали. В них царит монополизм. Стоит покуситься на монополизм в одной сфере, как тут же возникнут вопросы - а почему не в остальных, включая ту, в которой властвует одна политическая партия?