Особенно опасными нынешние отношения между НАТО и Россией делает то, что позиция Кремля в сфере обороны будет ухудшаться, а, значит, у Москвы возникнет искушение попытаться воспрепятствовать укреплению восточных рубежей Альянса — и, вероятно, очень скоро.

Но возможности России к препятствованию укреплению НАТО крайне ограничены. Все методы, которые она пробовала до сих пор, оказались неэффективными и, с точки зрения Москвы, только ухудшили ситуацию. Поэтому существует риск, что Кремль сочтет единственным приемлемым вариантом провоцирование полномасштабного кризиса с НАТО.

Западным лидерам нужно знать об этих рисках в процессе укрепления сдерживающих мощностей на восточном фланге. Я считаю, что им следует заняться основной проблемой, вызвавшей кризис отношений с Россией: архитектурой системы безопасности в Европе, а также контролем за вооружениями и усилением гарантий для союзников в Европе. Попытки снять напряжение, активизируя сотрудничество в других регионах — к примеру, в Сирии или на Ближнем Востоке в целом — не сработают, поскольку они являются второстепенными для Кремля.

Подлинной стабилизации отношений — не говоря уже о полной нормализации — не произойдет, если и не будет достигнут взаимоприемлемый компромисс по основному вопросу: европейской безопасности.

Я вижу приоритеты Запада в урегулировании отношений с Россией следующим образом:

1. Помешать России нападать на государства-члены НАТО, не провоцируя при этом ее на войну.

2. Помешать России нападать на союзников НАТО, не провоцируя при этом ее на войну.

3. Принять любые возможные односторонние меры для усиления стратегической стабильности (в широком смысле, включая традиционный и ядерный уровни) в отношениях между НАТО и РФ. В то же время, дать Москве понять, что Запад стремиться согласовать новые условия контроля за вооружениями, главной целью которых является уменьшение риска войны, а второстепенной — сокращение экономических затрат на нынешнюю гонку вооружений и улучшение политических взаимоотношений.

4. Стремиться постепенно нормализовать политические и экономические отношения, используя как «пряники», так и «кнуты» в сфере экономики и безопасности, а также смириться с тем, что в ближайшее время Россия не станет европейской (если вообще когда-либо станет). Также признать, что полная нормализация потребует некого компромисса в сфере безопасности Украины и Грузии (и, возможно, Белоруссии), а также какого-то компромисса между Киевом и Москвой по статусу Крыма.

Конечно, сказать намного проще, чем сделать.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.