Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Знакомьтесь: российские бомбардировщики и их ракеты

© РИА Новости Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкСамолет Т-50 ПАК ФА во время показательных выступлений на всероссийском этапе международного конкурса "Авиадартс-2015" в Воронеже
Самолет Т-50 ПАК ФА во время показательных выступлений на всероссийском этапе международного конкурса Авиадартс-2015 в Воронеже
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кремль выступает с громкими заявлениями о разработке нового бомбардировщика-невидимки ПАК-ДА, но, скорее всего, российским ВВС придется еще долго делать основную ставку на ветерана дальней авиации Ту-95МС. Со временем «Медведь», как его называют в НАТО, уступит место новым бомбардировщикам Ту-160, способным развивать скорость М=2,0, однако шансов на появление ПАК-ДА пока очень мало.

Кремль выступает с громкими заявлениями о разработке нового бомбардировщика-невидимки ПАК-ДА, но скорее всего, российским ВВС придется еще долго делать основную ставку на ветерана дальней авиации Ту-95МС. Со временем этот «Медведь», как его называют в НАТО, уступит место новым бомбардировщикам Ту-160, способным развивать скорость М=2,0, однако шансов на появление ПАК-ДА пока очень мало.

«Русские любят объявлять о новых программах, потому что честолюбивые заявления стоят недорого, хотя на деле такие программы могут не осуществиться, особенно в условиях бюджетной экономии», — рассказал The National Interest исследователь Майкл Кофман (Michael Kofman), работающий в CNA Corporation и специализирующийся на российских военных делах.

Кофман отметил, что российский график разработки ПАК-ДА в условиях финансовых ограничений совершенно нереалистичен, и более того, Россия так пока и не приступила к разработке соответствующего двигателя для нового бомбардировщика. Российские СМИ в своих сообщениях говорят о продолжении НИОКР по созданию усовершенствованного варианта турбореактивного двигателя НК-32 с форсажной камерой для ПАК-ДА, однако этот двигатель в большей степени подходит для новой, более совершенной версии Ту-160.

У России осталось 16 оригинальных образцов Ту-160. Из них для выполнения боевых задач пригодны 11 машин. В остальном российская стратегическая бомбардировочная авиация представлена 63 оставшимися у нее Ту-95МС, причем в годном для полетов состоянии находится примерно 55.

Ту-95 с четырьмя винтовыми двигателями имеет устаревшую конструкцию, но самолет многократно модернизировали, и сегодня он вооружен современными крылатыми ракетами большой дальности как в обычном, так и в ядерном снаряжении. Российские бомбардировщики продемонстрировали свои возможности в небе над Сирией, осуществляя пуски крылатых ракет Х-101 в рамках оказания поддержки наземным войскам. «На самом деле, главное это ракеты, — говорит Кофман. — Ту-95 старый, но он работает, как и В-52».

В отличие от таких самолетов американских ВВС, как B-2 Spirit компании Northrop Grumman, и дальнего ударного бомбардировщика В-21, находящегося в разработке, российские бомбардировщики не предназначены для глубокого проникновения в воздушное пространство противника. Их задача — занять позицию и произвести пуск крылатых ракет с недосягаемого для противника расстояния. Причина отчасти заключается в том, что хотя российские крылатые ракеты с ядерной начинкой типа Х-102 невидимы, сам бомбардировщик весьма заметен и посылает четкий сигнал о своем присутствии вероятному противнику. Это одна из причин, по которой бомбардировщик-невидимка с ракетой большой дальности, запускаемой вне зоны поражения ПВО (LRSO), может существенно дестабилизировать обстановку, говорит Кофман. Дело в том, что противник по ошибке может принять это за мощный удар.

Со временем Москве придется менять свой бомбардировочный парк. По словам Кофмана, на смену старым образцам может прийти не ПАК-ДА, а нечто иное. Наиболее вероятным кандидатом эксперт считает Ту-160М2. Используя новый вариант планера Ту-160, русские сэкономят много денег на разработке, поскольку основная модернизация коснется оружия и систем управления. Но если с новой версией Ту-160 все понятно, то неизвестно, какая машина придет на смену бомбардировщику средней дальности Ту-22M3.


Часто думают, что истребитель-бомбардировщик Су-34, разработанный на базе Су-27, придет на смену фронтовому бомбардировщику Су-24. Однако Кофман говорит, что Су-34 обладает более совершенными характеристиками и может поспорить со средним бомбардировщиком. На самом деле, Су-34, прекрасно зарекомендовавший себя в Сирии, может в конечном итоге заменить и Су-24, и Ту-22М3. Нет никакой логики в разработке замены Ту-22М3, если Су-34 может занять эту нишу, обладая большей универсальностью.

У Су-34 большая дальность, хорошие приборы обнаружения и приличное вооружение, в связи с чем он может выполнять задачи Ту-22М3 по борьбе с кораблями противника. Но он будет вынужден использовать противокорабельные ракеты меньшего размера и веса, чем Х-22 производства МКБ «Радуга», которые устанавливаются на Ту-22М3. Однако Кофман утверждает, что Су-34 вполне может нести на борту сверхзвуковые противокорабельные ракеты П-800 «Оникс». Он отмечает, что индийские Су-30МКИ будут вооружаться вариантом П-800 под названием «БраМос». Это практически та же самая ракета, но характеристики у нее немного хуже. Получив на вооружение П-800, Су-34 сможет наносить удары по кораблям с большой дальности, причем они будут намного мощнее, чем при применении Х-22. Правда, Су-34 сможет брать на борт только одну ракету «Оникс».

Вывод из всего вышесказанного таков. Хотя сегодня бомбардировочный парк российских вооруженных сил по своим размерам существенно уступает советскому периоду, капиталовложения СССР в разработку современных крылатых ракет сегодня начинают приносить дивиденды. Если бы Советский Союз не распался, такие ракеты как Х-101 и Х-102 поступили бы на вооружение в начале 2000-х годов. Благодаря новым ракетам российская бомбардировочная авиация даже в таком усеченном виде обладает возможностью наносить точные удары на большом расстоянии, хотя еще недавно это мог делать только Пентагон. Таким образом, хотя в будущем российская бомбардировочная авиация может использовать те же планеры, как и в прошлые десятилетия, со временем эти самолеты будут оснащаться все более совершенным оружием. Но вопрос в том, насколько быстро Москва сможет осуществлять модернизацию в свете своих непрекращающихся экономических неурядиц.

Дейв Маджумдар — редактор The National Interest, освещающий военные вопросы.