Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российский смертоносный истребитель Су-35 лучше американского F-15?

Меня просили сравнить почтенный американский истребитель F-15 Eagle («Орел») с российским новым конкурентом Су-35С «Фланкер Е» в борьбе за корону лучшего истребителя четвертого поколения.

© Фото : Wikimedia/Alex BeltyukovИстребитель Су-35
Истребитель Су-35
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Су-35 обладает способностью изменять вектор тяги, и это означает, что сопла его двигателей могут независимым образом поворачиваться. Это позволяет Су-35 совершать резкие повороты и крены, а также поддерживать высокие углы атаки, тогда как обычные самолеты на такое неспособны. Су-35 будет уверенно танцевать вокруг F-15 во время воздушного боя на низких скоростях.

Первый из упомянутых во многом определил то, каким должен быть истребитель четвертого поколения. Впервые он был представлен в 1970-х годах, а затем много раз обновлялся для того, чтобы идти в ногу со временем — и сотни этих истребителей останутся в строю еще в течение нескольких десятилетий.

А последний из упомянутых, модернизированный Су-27 «Фланкер» — в советское время он был соперником истребителя F-15 — в настоящее время может похвастаться усовершенствованной авионикой и вооружением, впечатляющими двигателями с изменяемым вектором тяги и новым покрытием с использованием краски, способной поглощать исходящее от радара излучение.

Я уже подробно писал о Су-35С, а автор журнала National Interest Дейв Маджумдар (Dave Majumdar) опубликовал прекрасную аналитическую статью об этих двух самолетах, которые могут столкнуться в воздушном бою. Он сделал вывод о том, что, независимо от различий, они в большей или меньшей мере сопоставимы друг с другом. И в результате дополнительные качества и подготовка пилотов, вероятнее всего, будут определять результат противоборства этих двух истребителей, а не какое-либо их технологическое отставание.

В данной статье я хотел бы разобрать сильные и слабые стороны этих двух самолетов, а также проанализировать то, каким образом они будут воздействовать на их способность выполнять различные боевые операции.

Сенсоры и малозаметность

Су-35С имеет на борту мощную радиолокационную станцию «Ирбис-Э» с пассивной фазированной антенной решеткой и с радиусом действия 400 километров; он может также использоваться для нанесения ударов по наземным целям. Однако истребитель F-15 оснащен более совершенным радаром APG-63 V3 с активной фазированной решеткой — его сложнее подавить, у него более высокая разрешающая способность и его сложнее обнаружить.

Су-35 обладает инфракрасной системой обнаружения и сопровождения (IRST), которая позволяет определить общее положение любого летательного аппарата в радиусе 50 километров — потенциально она может быть весьма полезной для обнаружения самолетов с пониженной заметностью на более близком расстоянии. У истребителя F-15 подобной системы нет. Однако новая установка Talon HATE не только позволит ему осуществлять обнаружение и сопровождение, но и предоставит возможность проводить обработку данных, получаемых от других воздушных и наземных сенсоров, и даже создавать единую сеть с истребителем пониженной заметности (стелс) F-22 Raptor, который использует нестандартную линию передачи данных. С помощью этой системы истребители F-22, находясь впереди других самолетов, могут идентифицировать враждебные цели и передавать полученные данные относительно оснащенным ракетами истребителям F-35, находящимся позади них на безопасном расстоянии.

Истребитель F-15, действительно, не создавался как истребитель стелс, он не имеет элементов пониженной заметности, а его эффективная площадь отражения, в среднем, составляет пять квадратных метров. В то время как Су-35 обладает технологией стелс, и, по имеющимся данным, его эффективная площадь отражения составляет от одного до трех квадратных метров. Таким образом, Су-35 появится на радарах не так быстро — однако эффективная площадь отражения в один квадратный метр, тем не менее, может быть обнаружена на достаточно большой дистанции с помощью хорошего современного радара, и это не защитит самолет от наведения на него ракет дальнего радиуса действия.

За пределами боя в зоне видимости

Самые современные ракеты воздух-воздух могут быть выпущены для поражения цели с расстояния намного больше 100 километров. В то время как военно-воздушные силы США убеждены в том, что в XXI веке война в воздухе будет проходить, преимущественно, за пределами зоны видимости (BVR), а ракеты будут запускаться с больших расстояний, российское авиационное руководство настроено более скептично. Его представители считают, что меры электронного противодействия и маневры уклонения снизят коэффициент попадания ракеты в активно маневрирующий истребитель, и он будет значительно ниже предполагаемых 50-70%.


Российские самолеты также создаются для ведения боя за пределами видимости, но при этом предполагается, что после обмена ракетными залпами из зоны за пределами видимости, вероятно, будут проходить бои на близком расстоянии.

Что касается боевой нагрузки, то Су-35 имеет 12 или даже больше точек подвески для ракет, тогда как F-15C имеет только восемь. Это говорит о явном преимуществе Су-35, который, судя по всему, сможет осуществить залп одновременно несколькими ракетами для повышения вероятности поражения цели. Однако такого рода преимущество может оказаться лишь временным. Компания Boeing предлагает модернизировать F-15 и установить на нем устройство подвески с четырьмя направляющими, что позволит увеличить загрузку до 16 ракет. В таком случае появляется возможность использовать находящиеся в арьергарде истребители F-15 в качестве «ракетных катеров», направляющих свои ракеты по целям, подсвеченным работающими впереди истребителями пониженной заметности F-22. Однако пока у F-15 на борту недостаточное количество ракет.

И F-15, и Су-35 оснащены управляемыми с помощью радиолокатора ракетами воздух-воздух дальнего радиуса действия — ракетами AIM-120D (радиус действия 160 километров) и К-77М (радиус действия 200 километров). Эти ракеты, по сути, находятся в одном классе — однако сравнительная эффективность их систем наведения еще должна быть установлена, и они, вероятно, будут запускаться с меньшей дистанции для увеличения вероятности поражения цели.

Су-35 имеет на вооружении ракеты Р-37М с большим радиусом действия (300-400 километров), предназначенные для борьбы с громоздкими летающими заправщиками, а также с самолетами поддержки типа AWACS.

Еще одним преимуществом Су-35 является комплекс радиоэлектронной борьбы Л175М «Хибины». Хотя принято считать, что американские радары AESA защищены от подавления, этого нельзя сказать о радарах ракет AIM-120. Ракеты воздух-воздух будут иметь большую долю промахов в борьбе против самолетов, оснащенных системой «Хибины». В отличие от этого, установка радиоэлектронной борьбы истребителя F-15 была разработана еще в 1970-х годах, а новая система предлагается в рамках пакета по модернизации, реализация которой предусматривается в период до 2040 года.

Воздушный бой в пределах видимости

F-15 не лишен маневренности — на самом деле, это первый самолет, который доказывает, что тяжелый истребитель способен сохранять маневренность, демонстрировать энергоэффективность при выполнении разворотов и ускоряться при наборе высоты, и все это происходят благодаря низкому расположению крыла, а также высокой тяговооруженности.

Однако Су-35 просто представляет собой отдельный класс. Он обладает способностью изменять вектор тяги, и это означает, что сопла его двигателей могут независимым образом поворачиваться. Это позволяет Су-35 совершать резкие повороты и крены, а также поддерживать высокие углы атаки (во время которых нос самолета направлен не в том направлении, в котором он движется), тогда как обычные самолеты на такое неспособны. Су-35 будет уверенно танцевать вокруг F-15 во время воздушного боя на низких скоростях.

С точки зрения вооружений, F-15 и Су-35 примерно сопоставимы с учетом их ракет с тепловыми головками самонаведения AIM-9X и Р-73 — обе эти ракеты могут быть запущены со смещенного относительно оси направления по целям за пределами фронтального конуса самолета, и делается это с помощью нашлемного прицела. Подобные ракеты, как считают, имеют вероятность поражения в диапазоне от 70% до 80%.

Смертоносная эффективность подобных ракет воздух-воздух ближнего радиуса действия — а также тот факт, что самолету больше не нужно быть направленным в сторону неприятеля для пуска по нему ракеты — может, на самом деле, снизить выгоду от сверхманевренности в будущих воздушных боях на ближней дистанции.

Поражение наземных целей


Су-35С может иметь около 8 тонн вооружений на своих точках подвески, то есть, до 14 ракет, которые можно использовать для поражения наземных целей. А F-15C — ни одной такой ракеты. Потому что этот истребитель используется только для завоевания превосходства в воздухе (Если быть честным, то переоснащение его для поражения наземных целей не является нереальной задачей — Израиль в 1970-х годах переоснастил свои F-15 именно таким образом и использовал их для уничтожения иракского ядерного реактора «Осирак»).

F-15E Strike Eagle способен нести на своем борту 11 тонн боеприпасов. Он способен летать также быстро, как и F-15C и имеет такие же ракеты воздух-воздух, однако из-за большего веса его маневренность будет несколько ниже в условиях воздушного боя в пределах видимости.

Что касается других практических аспектов, то российские военные в меньшей степени используют высокоточное оружие, чем Соединенные Штаты, а также меньшее количество типов вооружений. Вместе с тем, Су-35 хорошо оснащен для использования ракет при переводе своего радара «Ирбис-Э» в режим работы по наземным целям.

Эксплуатационные характеристики

В целом Соединенные Штаты склонны производить дорогие самолеты с длительным периодом использования. Советский Союз, а позднее Россия склонны производить дешевые самолеты с коротким жизненным циклом и более высокими требованиями относительно обслуживания. Некоторые российские истребители, в том числе ранние версии Су-30 «Фланкера», также страдали от значительных проблем в области надежности.

Су-35, судя по всему, в определенной мере сократил этот разрыв — его ресурс составляет 6 тысяч летных часов. F-15C и F-15E рассчитаны на 8 тысяч часов и на 16 тысяч часов, соответственно, а что касается первого из перечисленных, то его, вероятно, ожидает модернизация по программе продления жизненного цикла. С другой стороны, сходящие с заводского конвейера Су-35 сейчас находятся в начале своего жизненного цикла, тогда как большинство планеров F-15 были произведены в 1970-х и 1980-х годах.

Новое поколение F-15?

Компания Boeing уже давно предлагает обновленную версию F-15 с элементами пониженной заметности, и, возможно, она уже нашла себе покупателя в лице Израиля. Недавно компания Boeing начала рекламировать пакет обновления для F-15C (Eagle 2040C), который должен продлить жизнеспособность этой модели обеспечения превосходства в воздухе до 2040 года.

Смогут ли модификации F-15 «Тихий орел» (Silent Eagle) с пониженной заметностью и версия Eagle 2040 сократить количество недостатков современных истребителей F-15?

Прежде всего, следует сказать, что преимущество Су-35 в маневренности останется без изменений. F-15 «Тихий Орел», вероятно, сможет похвастаться тем, что его эффективная площадь отражения во фронтальной плоскости составит одну десятую квадратного метра, и это в десять раз меньше, чем у Су-35. Однако сзади и сбоку он не будет иметь пониженную заметность, хотя и сохранит свое преимущество в области малозаметности при сближении на встречных курсах.

Пакет обновления Eagle 2040C также включает в себя систему инфракрасного обнаружения и сопровождения, возможность обмена данными с F-22 с помощью установки Talon HATE, новый комплекс электронного противодействия, а также удвоение количества ракет на точках подвески.

Заключение

В конечном итоге, будущие возможности ведения воздушного боя могут все больше определяться эффективностью ракет и систем электронного противодействия, а не самим самолетом, на борту которого они установлены — особенно это относится к планерам, не обладающим пониженной заметностью.

Тем не менее, Су-35 получает корону лучшего истребителя в воздушном бою, и он остается весьма эффективной и разнообразной ракетной платформой для поражения как воздушных, так и наземных целей, хотя его и сдерживает отсутствие современного радара с активной фазированной антенной решеткой.

Вместе с тем современные модели F-15 остаются истребителями, способными обеспечить превосходство в воздухе, они обладают усовершенствованным радаром, а F-15E сохраняют возможность иметь на борту более значительный боезапас для поражения наземных целей.

Модернизированная версия F-15 будет обладать исключительным набором ракет воздух-воздух, а также непревзойденной системой обработки данных, поступающих с кораблей, спутников и самолетов. F-15 «Тихий орел», вероятно, будет иметь интригующую, хотя и ограниченную способность сокращения фронтальной заметности. В соответствии с имеющимися планами, менее сотни истребителей Су-35С будут находиться на вооружении в России, Китае, Малайзии и Алжире, хотя могут поступить и дополнительные заказы. Более 200 истребителей F-15E и меньшее количество истребителей F-15C и F-15D, как ожидается, еще десятки лет будут использоваться Соединенными Штатами, и, кроме того, более 400 истребителей F-15 в настоящее время входят в состав военно-воздушных сил Саудовской Аравии, Израиля, Южной Кореи, Сингапура и Японии.

Себастьян Роблин имеет степень магистра в области разрешения конфликтов Джорджтаунского университета Он работал университетским инструктором в составе Корпуса мира в Китае. Роблин регулярно публикует статьи по вопросам безопасности и военной истории на сайте War is Boring.