Генеральная инспекция министерства внутренних дел (IGAI) возлагает ответственность на трех руководителей Национального управления гражданской обороны (ANPC), включая его президента, который подал в отставку в минувший понедельник, за 99 недостатков — технически называемых «несоответствиями» — в контроле за техобслуживанием принадлежащих государству пяти вертолетов «Камов».

Технический анализ документации воздушных судов осуществлялся Генеральной инспекцией ВВС, которая оказывала техническую поддержку инструкторам IGAI. Последние, на основании этой оценки, пришли к выводу о наличии «явных упущений в сфере управления полетопригодностью» со стороны ANPC — об этом сообщается в одном из документов данного процесса, с которым смогла ознакомиться Público.

Управление полетопригодностью подразумевает набор процедур, гарантирующих то, что на протяжении своего срока службы самолет отвечает требованиям, предъявляемым к безопасной эксплуатации. С тех пор как в октябре 2014 года была упразднена Компания воздушного транспорта (EMA), созданная для управления парком государственных вертолетов, и вплоть до перехода «Камов» в руки Everjets в конце мая прошлого года, эта ответственность лежала на ANPC.

В период с января по октябрь 2014 года отвечать за парк вертолетов «Камов» выпало тогдашнему директору по ресурсам гражданской обороны, назначенному в ликвидационную комиссию ЕМА. Таким образом, он выступает одним из фигурантов в этом деле. На этой должности его сменил тогдашний президент учреждения, генерал-майор Граве Перейра (Grave Pereira), один из трех военных, которым IGAI предлагает вынести дисциплинарные взыскания за недобросовестное исполнение обязанностей. Третий обвиняемый — ответственный за обслуживание воздушных средств, управляющий полетопригодностью в ANPC.

В центре — вопрос безопасности


Упущения, которые ВВС вменяет в вину уполномоченным данной службы, делятся на несколько категории. Большинство «несоответствий», 64 из 99, связаны с недостатком контроля за сроками эксплуатации установленных на вертолетах деталей. Подразумевается, что могли быть использованы запчасти, исчерпавшие свой срок службы. А это, как пишут инструкторы в одной части доклада, к которому получила доступ Público, может «привести к ситуациям, при которых воздушные суда будут использоваться в работе без соблюдения необходимых условий полетопригодности, в результате чего под вопросом немедленно оказывается безопасность полетов».

Еще один из распространенных недостатков (встречается 16 раз) касается «неэффективного управления процессом технического обслуживания», который, возможно, привел к установке на вертолетах комплектующих, которые не отвечают соответствующим требованиям. Также были обнаружены проблемы в установке компьютерной программы, подробно регистрирующей все действия по техническому обслуживанию и его завершению. Инструкторы подчеркивают, что эта система имеет крайне важное значение для определения посредством оборудования реальной ситуации с точки зрения технического обслуживания и эксплуатации.


В документе речь также идет о недостаточном контроле за ремонтными работами, требования проводить которые должны были направляться компании, которая обеспечивает техническое обслуживание тяжелых вертолетов, Helisuporte, дочерней компании Heliportugal, той, которая продала «Камов» государству. Кроме того, инспекторы отмечают, что не был выполнен план аудита на 2014 год, который включал проверку полетопригодности и технического обслуживания, а также подчеркивают, что в период с февраля 2014 года по май 2015 года не проводилось какой бы то ни было проверки качества.

IGAI приходит к выводу о наличии «существенных недостатков в системе качества», которая является обязательной во всех организациях, управляющих воздушными судами, а также о том, что трое военных руководителей продемонстрировали «полную отчужденность» от этих вопросов. За счет непрерывного мониторинга данная система гарантирует соблюдение минимальных условий для функционирования воздушного средства.

Недостатки, выявленные ВВС после анализа всей документации «Камов» (а не физического состояния летных устройств), приписывались не только ответственным органам, но и компании, которая осуществляла техобслуживание «Камов», Helisuporte. ВВС возлагает ответственность за 121 «несоответствие» на «организацию, ответственную за техническое обслуживание», ясно давая понять, что речь идет о Helisuporte. Однако инспекторы не приводят подробный анализ этих недостатков, оправдываясь тем, что исследование предназначалось для определения наличия дисциплинарной ответственности среди сотрудников государственных учреждений, между тем как частные организации не подлежат каким-либо дисциплинарным мерам.

Вертолеты на земле

Тем не менее известно, что другая инспекция, проведенная Национальным управлением гражданской авиации (ANAC) в июне 2015 года, выявила у вертолетов «Камов» 86 «несоответствий»: 69 физических и 17 документальных. Тогда на эксплуатацию вертолетов были наложены временные ограничения — в настоящее время работают только три из них, тогда как остальные с тех пор ожидают ремонта — и был начат процесс в отношении Helisuporte из-за административных правонарушений, процесс, который, как подтверждает ANAC, еще не завершен. «Процесс близится к завершению», — через пресс-службу сообщил этот орган.

Президент Heliportugal, Педру Силвейра (Pedro Silveira), с которым связалась Público, уверяет, что из выявленных ANAC недостатков только четыре имели отношение к Helisuporte и все они были быстро устранены. Что касается самой оценки, проведенной ВВС, он говорит, что с ней не знаком и никогда не сталкивался. Он настаивает, что до того, как Everjets провела проверку вертолетов «Камов», все данные гражданской обороной поручения по ремонту были выполнены, а в бортовых технических отчетах, где пилоты в обязательном порядке должны сообщать об обнаруженных неисправностях, не было зарегистрировано никаких нарушений.

«Управление техобслуживанием „Камов“ всегда находилось в руках государства. Helisuporte только получала приказы по ремонту и выполнила все из них», — утверждает Педру Силвейра, признавая, однако, что за восемь лет, в течение которых его компания обеспечивала техобслуживание вертолетов «Камов», могли быть совершены какие-то ошибки.

280 «несоответствий», обнаруженных ВВС, которые изучали документацию пяти вертолетов Камов, это гораздо больше, чем 17 документальных недостатков, выявленных ANAC у трех из этих воздушных судов (у одного не было никаких документов). Эта цифра ближе к 222 документальным недостаткам, выявленным Everjets при подготовке к получению вертолетов в свое ведение. В целом, эта компания, которая в настоящее время работает с вертолетами «Камов», подсчитала 554 нарушений применяемых правил (332 — при физическом осмотре воздушных судов).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.