Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Реанимированная российская техника плывет в Сирию

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Осторожность в российских сообщениях может быть связана с техническим состоянием российского авианосца. В предыдущие годы стало отчетливо видно, что в чрезвычайных ситуациях его аварийные системы могут подвести. Неофициально говорится о двух инцидентах: вблизи Мальты и Шотландии, когда у корабля отказали все двигатели, и он чуть было не налетел на скалы.

Российское министерство обороны сообщило, что «атомный подводный крейсер» «Смоленск» выполнил стрельбу из подводного положения по береговой мишени при помощи ракеты «Гранит». Ровно на день раньше из Баренцева моря в Средиземное отправились авианосец «Адмирал Кузнецов» и атомный крейсер «Петр Великий», то есть корабли, оснащенные практически идентичными ракетами.

На первый взгляд все разворачивалось по стандартному сценарию российского оборонного ведомства: 17 октября появилось краткое сообщение о проведенных 16 октября учениях, в которых принимала участие самая большая ударная подлодка мира «Смоленск» (проект 949А «Анте́й», подводное водоизмещение 24 000 тонн). Кроме того сообщалось, что при стрельбе в Баренцевом море была использована крылатая ракета П-700 комплекса «Гранит».

Хотя эта ракета классифицируется в первую очередь как противокорабельная, на этот раз целью стал объект на острове Северном — одном из двух самых крупных островов архипелага Новая Земля. В своем сообщении россияне отметили, что экипаж отличился большим профессионализмом, однако подробностей об успехе стрельбы не последовало. Отмечалось только, что учения были плановыми и выступали одним из последних элементов учебного цикла 2016 года.

«Кузнецов» грозен лишь благодаря самолетам?

На самом деле, действия россиян, по всей видимости, имели куда более глубокий смысл. Ведь днем ранее, 15 октября 2016 года, из Баренцева моря в направлении Средиземного отправилась группа кораблей Северного флота. Ее главными элементами выступают единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» и атомный крейсер «Петр Великий» проекта 1144 «Орлан». В состав корабельной группы входит в сумме восемь единиц, в том числе два больших противолодочных корабля проекта 1155 «Фрегат»: «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков».

И здесь появляется общий знаменатель со стрельбой, проведенной подлодкой «Смоленск». Как российский авианосец, так и крейсер «Петр Великий» оснащены крылатыми ракетами П-700 «Гранит». Эта система ненова, ее приняли на вооружение в 1983 году. Поэтому многие западные эксперты считают эти ракеты устаревшими. Их легко обнаружить (их длина составляет 10 метров, диаметр 0,85 метра, стартовый вес — 7 тонн) и сбить, хотя движутся они со скоростью более 2,5 М. Существовали также сомнения по поводу технического состояния «Гранита» на отдельных кораблях, поскольку информации о стрельбе при помощи этой системы не поступало.

Именно поэтому большинство наблюдателей сосредоточили внимание в первую очередь на авиагруппе авианосца «Адмирал Кузнецов», которая состоит из двух десятков самолетов МиГ-29КР, МиГ-29КУБР и Су-33, а также ударных вертолетов К-52 «Аллигатор» и многоцелевых вертолетов Ка-27/31.

Между тем группа этих воздушных кораблей в регионе Средиземного моря не будет иметь практически никакого значения, ведь россияне могут пользоваться постоянными авиабазами в Сирии — гораздо более удобными, чем неустойчивая палуба корабля. Кроме того защиту с воздуха обеспечивает им там, в частности, ракетный комплекс С-400.


Возможности российской авианосной группы в плане поражения воздушных целей ограничены: во-первых, в ее состав не входит ни одного корабля ПВО, которые составляют основу защиты такого рода групп. У американцев это всегда как минимум два корабля с системой Aegis, такую же схему принял китайский флот.

Сомнительно выглядят также возможности самой авиационной группы. В ней нет самолетов раннего предупреждения, так что пилотов можно ориентировать только по корабельным радарам наблюдения за воздушной обстановкой. В большинстве случаев это радиолокационные станции, которые помнят 1980-90-е годы, а их техническое состояние отнюдь не идеально.

Дальность полетов воздушных судов также ограничена из-за невозможности дозаправиться в воздухе: у россиян нет палубных самолетов-заправщиков, а высылать такие машины с суши в Средиземное море — это чрезвычайно сложная и практически невыполнимая во время боевых действий задача. В свою очередь, палубные истребители не могут взять дополнительные резервуары с топливом: взлетная полоса слишком коротка, стартовые катапульты отсутствуют, поэтому им пришлось бы оставить часть вооружений.

Кроме того у (впрочем, превосходных) российских пилотов мало опыта полетов с палубы авианосца, поскольку тот в последний год с лишним большую часть времени провел на верфи. Именно поэтому во время рейса в Средиземное море уже в Норвежском море можно было наблюдать, что самолеты занимаются отработкой взлета и посадки с палубы «Кузнецова». Россияне задействовали при этом особые средства безопасности: в это время в воздухе со спасательными целями находились три вертолета одновременно. А в пропагандистских роликах, рассказывающих про новый рейс авианосца, появляются кадры из авиационных операций предыдущих годов.

Многое таким образом указывает на то, что в этом всем много импровизации. Чтобы выполнить поставленную задачу, морякам Северного флота пришлось ограничиться полумерами. Пример, который сильнее всего бросается в глаза, — это две стоящие на палубе авианосца гражданские пожарные машины с лестницами, которые можно заметить на фотографиях. Их, конечно, можно использовать для тушения пожаров, но смогут ли они заменить профессиональные средства для спасения пилотов из горящих самолетов в бушующем море?

Есть ли чего опасаться?


Сейчас россияне пресекли дискуссии, стараясь показать, что российские корабли везут на юг Европы нечто большее. По всей вероятности, с этой целью были устроены демонстративные учения с применением системы «Гранит» (хотя выстрел проводился с подводного корабля). Одновременно россияне доказали, что ракеты П-700 могут наносить удары по наземным целям, то есть представляют угрозу не только для плавучих объектов. Конечно, можно сомневаться в точности этих ракет, однако, стоит напомнить, что они могут переносить ядерные боеголовки мощностью в 500 кТ.

Единственной проблемой может быть радиус поражения, поскольку официально дальность полета ракет «Гранит» составляет 625 километров. Возможно, поэтому россияне демонстрируют свое присутствие, проходя относительно близко от норвежских и британских берегов, а также пользуясь каналом Ла-Манш. Они игнорируют присутствие следящих за ними кораблей НАТО, в частности, современного эскадренного миноносца проекта «Тип-45» «Дункан». Более того, они как будто специально «позируют для фотографий», показывая «силу и решимость». Российские СМИ говорят при этом об игре в «кошки-мышки» и размышляют, кто играет роль догоняющего.

Кроме того россияне, которые обычно подробно рассказывают о своих «успехах», на удивление, до сих пор не сообщили на официальном сайте оборонного ведомства о том, что в сторону Сирии отправилась большая группа кораблей с авианосцем. Это кажется особенно поразительным на фоне того, что в то же самое время действия флотилии подробно освещаются в прессе — пока преимущественно в британской и норвежской. Более того россияне не скрывают эту операцию на международной арене: они сами сообщили норвежцам, что их авианосная группа направляется в Средиземное море. О ней говорят также в российских СМИ, в которых выступил в том числе министр обороны генерал Сергей Шойгу.

Однако официально он сообщил лишь о том, что в состав корабельной группы в Средиземном море входят «не менее шести боевых кораблей и трех-четырех судов обеспечения из состава всех флотов». И добавил: «для наращивания боевых возможностей группировки, мы планируем включить в ее состав корабельную авианосную группу с крейсером “Адмирал Кузнецов”».

Осторожность в российских сообщениях может быть связана с техническим состоянием российского авианосца. В предыдущие годы стало отчетливо видно, что в чрезвычайных ситуациях его аварийные системы могут подвести. Неофициально говорится о двух инцидентах: вблизи Мальты и Шотландии, когда у корабля отказали все двигатели, и он чуть было не налетел на скалы. Также сложно найти объяснение, почему такому большому авианосцу пришлось встать на якорь у шотландского берега во время шторма, с которым могут справиться даже корабли намного меньшего размера. Так что «Адмирал Кузнецов» представляет опасность не только для Запада, но и для самих россиян. Последствия гипотетической катастрофы оценить очень сложно. Витающую в воздухе тревогу усиливает тот факт, что в последний раз пресс-служба российского министерства обороны столь же последовательно дозировала информацию по активно комментирующейся на Западе теме во время аннексии Крыма.