Вызывает озабоченность тот факт, что два крупнейших российских военных судна — авианосец «Адмирал Кузнецов» и линейный крейсер «Петр Великий» — направляются на юг, в Средиземное море, к Сирии.

В то время как «Адмирал Кузнецов» — единственный российский авианосец, «Петр Великий» — настоящий флагман российского флота, он является самым крупным в мире чисто военным судном (это определение не включает в себя авианосцы и десантные суда-амфибии).

Пройдя остров Андэйя (Andøya) и побережье Норвегии, российская группировка во главе с авианосцем проследовала в прошлые выходные через Ла-Манш.

По последним сообщениям, группировка сегодня утром прошла Гибралтар, держа курс на восточную часть Средиземного моря, где сейчас уже находятся десять других кораблей российского Военно-морского флота.

Ржавые морские львы

Помимо «Петра Великого» российский авианосец сопровождают противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков».

В группировку также входят несколько вспомогательных судов, включая морской буксир — на случай, если у авианосца по дороге возникнут проблемы, которые помешают ему двигаться дальше.


Дело в том, что не исключено столкновение мощного, на первый взгляд, флота с техническими проблемами. За свежей краской скрываются ошибки в конструкции, старые технологии, ржавчина и проблемы с техническим обслуживанием, сохранившиеся еще со времен Советского Союза — когда суда были заказаны и построены.

Одним из признаков возраста и упадка является черный дым, который валит из трубы «Адмирала Кузнецова». Он сильно контрастирует с современными военными судами, которые не дают обнаружить себя из-за дыма на горизонте. У судна также большие проблемы с паровыми турбинами на борту. Кроме того, якобы половина туалетов на судне засорена.

То невероятное внимание и та озабоченность, которые флот вызывает в западных кругах, объясняется, в первую очередь, политическим климатом,в  котором осуществляется поход, а не его ударной мощью и состоянием.

«Авианосный крейсер»

Изначально, когда его заказывали в 1981 году, «Адмирал Кузнецов» должен был называться «Рига». Когда он был спущен на воду через четыре года, он получил имя «Леонид Брежнев». Во время ходовых испытаний имя поменяли на «Тбилиси», а позже название снова изменили — на «Адмирал флота СССР Н.Г.Кузнецов», с ним судно и поступило на службу в ВМФ в первый день рождества 1990 года.

Но до 1993 года судно не использовалось, оно было приведено в полную оперативную готовность лишь в 1995 году. С тех пор оно попеременно находилось то на верфях — в связи с различными техническими проблемами, ремонтом, техобслуживанием — то вне их. Проблемы были со всем — начиная с паровых турбин, кончая трубами на борту. Из-за высоких расходов авианосец находился в порту, нередко до двух лет подряд его не использовали совсем.

Поэтому то, что «Адмирала Кузнецова» отправили в дальнее плавание, как сейчас — большая редкость. В последний раз это случилось в 2014 году, когда корабль посещал с визитом Кипр, а еще в 2012 году, когда он посетил Тартус в Сирии.

В 2007 году корабль вызвал фурор в Северном море, когда русские упражнялись в проведении авиационных операций прямо поблизости от норвежских нефтяных сооружений. В 2009 году появилась новая сенсация — русские вылили в море 522 тонны топлива, когда заправляли авианосец недалеко от Ирландии.

«Адмирал Кузнецов» не является традиционным авианосцем в западном понимании, он представляет собой скорее гибрид авианосца и крейсера, потому что оснащен крылатыми ракетами большой дальности. К тому же он меньше, чем американские авианосцы.

Флот, в составе которого он сейчас находится в море, едва ли может сравниться с американской авианосной группой. Он меньше и старше; что же касается состояния кораблей, то оно разное. Хотя эти корабли относятся к числу лучших, которыми располагает Россия.

Боязнь ядерной опасности

Ударный крейсер «Петр Великий» изначально назывался «Юрий Андропов» в честь бывшего советского лидера, но из-за распада Советского Союза потребовалось 12 лет, чтобы закончить его сооружение. Когда же он, наконец, был готов в 1998 году, он как флагман вошел в состав Северного флота России.

«Петр Великий» — последний из четырех атомных ударных крейсеров класса «Киров», он был спроектирован в начале 1970-х годов. И он — единственный, который Россия может позволить себе поддерживать в более или менее пригодном оперативном состоянии.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»


В то время как однотипный корабль «Киров» стал на прикол в 1990 г., «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Нахимов» сделали то же в 1999 г. Два первых сейчас в таком плохом состоянии, что должны быть утилизированы. Российский ВМФ надеется спасти «Адмирала Нахимова» — началась реализация программы модернизации, чтобы снова сделать его пригодным к использованию в море.

«Петр Великий» пока смог избежать подобной участи, но все равно вызвал в 2004 году сенсацию, когда командующий российским флотом поднял атомную тревогу из-за грязи в каютах и плохих условий на борту судна.

Последние два года корабль находился в порту Североморска, но пару недель назад вдруг вышел в Баренцевом море и провел там учения, а потом отправился в поход на юг вместе с «Адмиралом Кузнецовым».

18 лет в ремонте

Большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков» начал активно использоваться уже в 1982 году; когда в 1991 году распался Советский Союз, его определили в ремонт. Там он провел 18 долгих лет, прежде чем вернулся на активную службу в 2010 году в составе российского Северного флота.

В 2012 году он сопровождал торговые суда в кишащих пиратами водах Аденского залива и возглавил визит кораблей российского флота в Сирию, Великобританию и Ирландию.

Однотипный «Североморск» с самого своего спуска на воду в декабре 1985 года активно служит Советскому Союзу и России. Поэтому он находится в гораздо худшем состоянии. Четверо из его 12 братьев и сестер уже оказались на переполненных кладбищах военных судов российского флота.

Источники: Dagbladet, Оперативное командование вооруженных сил Норвегии (Forsvarets operative hovedkvarter (FOH), Wikipedia, The Telegraph, Jane’s, Moscow Times, The Wall Street Journal.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.