Согласно поступившим недавно сообщениям, Украина разрабатывает новый отечественный легкий истребитель. Правда, проект этот существует в той или иной форме вот уже 10 с лишним лет.


Как сообщило издание Jane's, украинский президент Петр Порошенко объявил, что Киев создаст свой собственный двухмоторный многоцелевой истребитель. Сделал он это во время посещения машиностроительного конструкторского бюро «Ивченко-Прогресс». Эта машина, которая сегодня существует только в чертежах, получила название «легкий боевой самолет». И у нее далеко не поверхностное сходство с МиГ-29.


Перспективный украинский истребитель будет похож на МиГ-29, но его оснастят отечественными двигателями и бортовой электроникой. На самолете будет установлена пара двигателей АИ-322Ф, а его авионика будет западного и украинского производства. «Нам в ближайшее время удастся создать собственный авиадвигатель для истребителя», — сообщил Порошенко.


Информация об украинском истребителе появлялась еще до 2005 года, а бывший генеральный конструктор авиационного научно-технического комплекса «Антонов» Дмитрий Кива в 2014 году заявил, что Украина может самостоятельно конструировать ударные вертолеты и истребители. Но на самом деле, весьма сомнительно, что у Киева есть промышленная база и деньги для создания отечественной истребительной авиации. В частности, поскольку промышленная база на Украине в основном советская, очень маловероятно, что она найдет средства и возможности, чтобы самостоятельно разработать бортовое радиоэлектронное оборудование для нового истребителя, в том числе, РЛС.


«Эскизный проект это что-то вроде игривого рисунка от руки, какие любит рисовать мой сын, — рассказал The National Interest вице-президент консалтинговой фирмы по авиакосмическим вопросам Ричард Абулафия (Richard Aboulafia). — Об этом можно сказать и по-другому. Это то же самое, как если бы ОАЭ и МиГ решили совместно создать новый самолет».


Если украинский самолет все же появится на свет, в нем будет очень много иностранного. Скажем, такие компоненты как РЛС могут поставить Соединенные Штаты, Израиль или Европа. Например, израильская РЛС Elta 2052 с активной фазированной антенной решеткой хорошо подходит для планера размером с МиГ-29. Однако узлы и агрегаты иностранного производства увеличат стоимость истребителя. Кроме того, непонятно, согласятся ли западные страны поставлять на Украину самые современные системы — ведь информация о новейших технологиях вполне может попасть в Москву.


В любом случае, тот украинский самолет, который может появиться в конечном итоге, наверняка будет намного скромнее, чем о нем сейчас говорят. Хотя в настоящее время украинская разработка похожа на попытку создать полновесный истребитель, изначально конструкторы намеревались спроектировать более скромный самолет. Первые сообщения свидетельствуют о том, что Киев хотел создать самолет под названием Д-14, который можно было бы модифицировать под разные задачи, как корейский Т-50. На одной из схем показана концепция Д-14, который планировалось использовать в качестве истребителя, современного учебно-тренировочного самолета и штурмовика.


Время покажет, какой истребитель получится у Украины — если его вообще построят.


Дейв Маджумдар — редактор The National Interest, освещающий военные вопросы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.