19 членов группы военной разведки смотрели друг на друга в переговорной комнате в октябре 2015 года. Это было первое заседание рабочей группы. Присутствующие представились друг другу и обменялись контактами.


Перед военными и высокопоставленными чиновниками, которые собрались в Главном штабе, стояла важная задача: подготовить закон о разведке, который дал бы право Силам обороны заниматься разведкой — как в Финляндии, так и за границей. Подобные права на проведение разведки получит и Полиция безопасности Финляндии, которая ведет гражданскую разведку.


Проведение решительных преобразований — не преувеличение, так как всеобъемлющего законодательства, которое касалось бы задач или полномочий военной разведки, в Финляндии пока нет. Поэтому военная разведка разработала для себя секретные модели действий, которые никогда не рассматривались в парламенте, и о которых не сообщалось посторонним.


Секретным является и место, с которым рабочая группа решила ознакомиться в следующий раз. Рабочая группа военной разведки на первом же заседании в октябре запланировала посещение «разведывательного центра в Тиккакоски» — уже в ноябре.


Кто-то перечеркнул красной ручкой слово «Тиккакоски», однако название места все же ясно видно в официальных протоколах.


Однодневный визит рабочей группы в итоге растянулся на два дня.


Чем же так интересен Тиккакоски — небольшой пригород Ювяскюля?


Многие пытались выяснить секрет Тиккакоски. Финская программа MOT государственной телерадиокомпании Yle, которая занимается журналистскими расследованиями, дошла до Высшего административного суда, когда журналисты не получили информации о подразделении в Тиккакоски.


Журналистам Yle пришлось довольствоваться решением Высшего административного суда в 2007 году, согласно которому организация, ее деятельность, ее клиенты и международное сотрудничество подразделения являются секретными сведениями.


Исключением являются отчеты о деятельности подразделения и стратегия. Они являются сверхсекретными.


Главный штаб ссылался на это решение Высшего административного суда и в нынешнем году, когда издание Helsingin Sanomat сделало запрос о документах, относящихся к бюджету, персоналу и организации работы Исследовательского центра связи.


Главный штаб до сих пор не сообщает об Исследовательском центре связи даже основные данные, хотя он разрабатывает новые программы, которые будут нарушать неприкосновенность частной жизни граждан Финляндии. Сейчас Центр прослушивает и обрабатывает сигналы, полученные из воздушного пространства. Позже Исследовательский центр связи может получить право на разведку в интернете, то есть на отслеживание трафика.


Силы обороны Финляндии делают все возможное, чтобы никто посторонний не заинтересовался деятельностью подразделения или что-либо о нем не просочилось в печать. Работающие в Центре обязуются хранить молчание, в случае же необходимости интересующийся человек получает ответы, вводящие его в заблуждение.


Еще в 1987 году Главный штаб туманно заявил журналисту Helsingin Sanomat, что Исследовательский центр связи и дочернее подразделение Электротехнический научно-исследовательский институт «проводят исследования и опыты, результаты которых являются секретными».


Уже устаревшее название «Исследовательское ведомство связи» звучит так, словно деятельность подразделения никак не связана с разведкой. В 2014 году Исследовательское ведомство связи объединилось с разведывательным ведомством Сил обороны Финляндии, и подразделение получило новое название — Исследовательский центр связи.


Части военной разведки Финляндии — центры, ведомства и подразделения — так часто переименовываются, что непосвященному трудно разобраться в произошедших переменах. Но названия не так уж и важны, поскольку задачи организации в целом не менялись на протяжении десятилетий.


Современный Исследовательский центр связи — подразделение, которое в первую очередь специализируется на радиоэлектронной разведке и фоторазведке. Оно занимается прослушиванием сигналов, получаемых из воздушного пространства, и ведет электронную разведку.


Официально подразделение осуществляет слежение по разным направлениям, но на практике оно сосредоточено на России.


Например, в 2008 году Комитет командующего Силами обороны в 2008 году постановил, что Исследовательское ведомство связи, «являясь составной частью военной разведки, полностью отвечает за отслеживание действий Вооруженных сил России».


В мирное время Исследовательский центр связи должен следить за мобилизацией войск, которые находятся на территории бывшего Ленинградского военного округа.


На практике Исследовательский центр связи перехватывает электромагнитное излучение военной техники и объектов российских вооруженных сил, а также анализируют и классифицируют их. Таким образом формируются оперативные сводки, на основании которых оцениваются войска, находящиеся на территории России, определяется род войск, задачи и изменения их действий.


Говоря военным языком, Исследовательский центр связи обязан создать электронную разведывательную карту врага. Такая карта должна отражать планы врага, степень его готовности, передвижения, состояние огневой поддержки, разведки целей воздушной обороны, а также используемых элементов связи, радаров и датчиков телеметрии.


Согласно информации, полученной Helsingin Sanomat, в разведывательном подразделении Тиккакоски в 2010 году в общей сложности работали 150 человек.


Большая часть, то есть 70 человек, работали в разведывательном центре Исследовательского ведомства связи. Он отвечал за самые секретные вопросы — например, за оперативные данные, стратегический и оперативный анализ, шифровальные алгоритмы, анализ сообщений и так называемые библиотеки сигналов.


Если учесть всех сотрудников разведки Главного штаба и сотрудников центра разведки Сил обороны, то на службе военной разведки Финляндии в 2010 году в общей сложности было 320 человек. Это больше, чем было в гражданской разведке Полиции безопасности на тот момент (225 человек).


Секретный меморандум 2004 года свидетельствует о том, что проблемы Исследовательского ведомства связи заключались как в человеческом факторе, так и в организационных моментах: командующих было слишком много, а подчиненных — слишком мало. «Большое количество начальников подразделения», сообщает меморандум, в котором предлагается сократить восемь подразделений до четырех и создать исследовательский центр.


В будущем число служащих в Тиккакоски возрастет в два раза. За десять лет Силы обороны должны вложить в киберзащиту 200 миллионов евро и принять на работу 200 человек, из которых лишь 40 человек сосредоточатся на киберразведке.


Исследовательский центр связи нуждается в дополнительном числе служащих еще и потому, что новые законы о разведке могут сделать военные подразделения подведомственными гражданской разведке, то есть Полиции безопасности. Согласно законопроектам о разведке, Исследовательский центр связи должен отфильтровывать и фиксировать в интернете трафик, который интересует Полицию безопасности.


Увеличится и численность сотрудников Полиции безопасности, поскольку в следующем году она собирается принять на работу сначала 50 человек, а потом еще 94 человека в дополнение к нынешним 320 служащим.


Хотя Исследовательский центр связи — это военное подразделение, оно сообщает в секретных отчетах о «клиентах» и «продуктах», как и любое другое предприятие. Информация, собранная подразделением, сначала идет в разведывательное подразделение Главного штаба, который объединяет, анализирует и доставляет окончательный продукт клиенту.


Клиентами разведки Исследовательского центра связи и остальных разведывательных органов Сил обороны являются только избранные личности. В 2007 году Исследовательское ведомство связи классифицировало клиентов, отнеся к первой группе, в том числе, президента республики, премьер-министра и министра обороны, а также высшее руководство Сил обороны.


Ко второй группе Исследовательское ведомство связи отнесло министра иностранных дел, Полицию безопасности, обычную полицию, Пограничное ведомство и таможню.


Согласно секретному меморандуму, ко второй группе также относятся Управление гражданской авиации Финляндии, Управление радиационной и ядерной безопасности, Департамент сейсмологии, Министерство транспорта и коммуникаций, Банк Финляндии, университеты и Технический исследовательский центр VTT.


Важнейший клиент — президент республики. Он — главнокомандующий Силами обороны Финляндии, который получает любые услуги. Другие клиенты получают услуги в соответствии с характером продукта, сообщает секретный меморандум 2007 года.


Предприятия стремятся продать свой товар всем. Товары Исследовательского центра связи не находятся в свободном доступе — ведомство, напротив, пытается их максимально засекретить.


Презентации Исследовательского центра связи часто начинаются с напоминания о том, что присутствующие находятся в секретном месте, где любой телефон может оказаться микрофоном.


«СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО


— никаких записей


— отключите GSM телефоны»


Начинается доклад о российском радаре SAR в России 2005 года. Это — пример проанализированных докладов и исследований, одного из главных «товаров» Исследовательского ведомства связи.


Как сообщает секретный меморандум, датируемый декабрем 2008 года, к таким ежегодным «товарам» Исследовательского ведомства связи относятся доклады с заголовками «Деятельность Вооруженных сил России», «Оценка уровня угрозы со стороны России» и «Оценка уровня угрозы электронной войны».


В докладах содержатся конкретные наблюдения, например, о развитии систем управления Вооруженными силами России, военных учениях, о подготовке руководящих кадров и штаба сопредельных регионов.


«Уровень учений улучшился, готовность реагирования войск повышается», — сообщается в докладе 2007 года под грифом «совершенно секретно».


В заключение Исследовательское ведомство связи сообщило, какие различия были замечены в сравнении с официальными заявлениями России о приграничных войсках. Российские войска связи не сообщали о своей военной технике и о транспортных единицах с ядерными установками вблизи границы.


Западным странам и их разведке в докладах уделялось очень мало внимания. Например, в годовом отчете за 2015 год 43 страницы были посвящены разведке западных стран, и одна страница — наблюдательным полетам. Приграничным территориям, то есть, на практике, России, было отведено 40 страниц.


Исследовательский центр связи и военную разведку интересует все, что связано с Россией, и сегодня. Одним из проектов, вызывавших беспокойство специалистов по вопросам политики безопасности Финляндии, была газовая труба, проходящая по дну Балтийского моря от российского Выборга до немецкого Грайфсвальда. Проект «Северный поток» вызывал обеспокоенность как военной разведки Финляндии, так и Полиции безопасности.


Военная разведка рассматривала этот вопрос в секретном анализе «Как Россия становится угрозой» еще в конце 2006 года, хотя строительство газопровода началось только в 2010 году.


По оценкам военной разведки, газовая труба протяженностью 1,2 тысячи километров и станции техобслуживания могут использоваться для военных целей: на трубу технически возможно установить разные разведывательные системы. Станции техобслуживания позволяют постоянно отслеживать происходящее на поверхности воды, обеспечивать контроль и «установку разведывательной аппаратуры».


Военная разведка Финляндии, тем не менее, пришла к выводу, что такие действия не являются целесообразными с военной, технической и экономической точки зрения. Это предполагало бы сотрудничество с Германией.


Военная разведка решила, что Россия не будет подвергать отношения и сотрудничество с Германией такому риску.


Подобная обеспокоенность впоследствии появилась и у Полиции безопасности, отвечающей за гражданскую разведку. Согласно оценке Полиции безопасности Финляндии, со строительством газовой трубы связаны возможные риски проведения разведывательных операций.


Беспокойство Полиции безопасности было связано с радиоэлектронной разведкой — конструкции из труб, проходящие рядом с противоположным берегом, дали бы России возможность проводить разведку в Эстонии. Оценка военной разведки была совсем иной: на стадии строительства может усилиться, в том числе, и разведка, проводимая западными странами.


Кроме «главных товаров» Исследовательское ведомство связи ежегодно готовило от 70 до 120 отдельных докладов. В 2008 году появлялись доклады, в том числе, по таким темам, как «Развитие российской системы слежения и предупреждения», «Ракеты комплекса «Бук», а также «Оценка действий Вооруженных сил России в Грузии».


Война в Грузии считается поворотным моментом международной политики. Тогда Россия продемонстрировала западным странам, что готова использовать военную силу, в том числе, и против независимых государств. Россия подавила армию Грузии быстрым ударом и огневым натиском. Примерно так в Финляндии представляют стратегический удар по собственной стране.


Другой менее известной задачей Исследовательского центра связи и сегодня является сбор и поддержание всех библиотек сигналов и способов создания помех, существующих у Сил обороны Финляндии. Они являются вторым «главным продуктом» Исследовательского центра связи, сообщает меморандум 2008 года.


Библиотека сигналов на практике является базой данных, в которой зафиксировано электромагнитное излучение, перехваченное Силами обороны.


Излучение радаров и радиоустройств сравнимо с отпечатком пальца. При помощи библиотеки сигналов Исследовательский центр связи или боевые подразделения могут опознавать объекты, которые необходимо уничтожить.


У Сил обороны также есть библиотека распознавания образов и так называемые библиотеки акустических импульсов для распознавания подводных лодок.


В секретном меморандуме военной разведки сообщается, что без библиотек сигналов и помех сложные системы вооружения не могут быть готовы к ведению боевых действий. К ним относятся, в том числе, истребители F-18 Hornet, вертолеты NH-90, корабли военно-морских сил, пассивные системы ПВО, системы ведения электронной войны и так называемые системы электронного влияния.


«Без библиотек сигналов эффективность противодействия самодельным взрывным устройствам тоже была бы значительно ниже», — сообщается в меморандуме о пользе библиотек. Создание помех для оказания противодействия самодельным взрывным устройствам необходимо и в мирное время во время проведения операций по урегулированию кризисов.


У особой библиотеки Исследовательского центра связи есть еще одна важная задача в мире международной военной разведки: она — важный инструмент обмена. Вот какое заключение делается в секретном меморандуме, подготовленном военной разведкой в декабре 2008 года:


«Библиотеки сигналов и помех нельзя купить в других странах, для обмена требуется соответствующий материал».


Законы о разведке обосновываются именно тем, что чиновникам нужно больше «средств» для обмена, чтобы получить информацию, которая пошла бы Финляндии на пользу. Например, депутаты часто слышат этот аргумент в парламентской группе по мониторингу, задача которой состоит в том, чтобы тщательно отслеживать подготовку законов о разведке.


Самый новый и самый секретный «продукт» Исследовательского центра появился в 2008 году. Это, говоря военным языком, «составление карты потенциальных объектов с точки зрения оказания оперативного влияния».


Исследовательский центр связи помогает проверить, насколько важно повреждение тех или иных объектов. Для этих целей в 2008 году Исследовательское ведомство связи создало первые «комплекты мишеней».


По этим причинам Исследовательский центр связи отвечает за фоторазведку с воздуха и из космоса. Но важнее — электронная прослушка и измерения.


Исследовательский центр связи помогает в обозначении мишеней при помощи прослушки и измерений, обеспечиваемых многочисленными сенсорами как с поверхности земли, так и с воздуха. В воздухе важнейшую роль играет новый разведывательный самолет Сил обороны, который похож на обычный грузовой самолет Casa.


В самолете есть необходимые сенсоры, а внутри находится контейнер с военной техникой. В систему также входят находящиеся на земле приемники, которые принимают отправленную с разведывательных самолетов секретную разведывательную информацию.


Разведывательные самолеты не оснащены серьезным вооружением, однако они должны быть способны защищаться, например, от ракет, постановил Исследовательский центр связи в 2005 году.


Система воздушной разведки от оружейного гиганта Lockheed Martin должна была появиться уже в 2013 году, но Силы обороны сообщили, что поставки «системы наблюдения для установки в самолетах» были произведены только летом 2017 года, то есть с опозданием на четыре года.


Самолет воздушной разведки, который собирает информацию о возможных мишенях, является важной частью сверхсекретного проекта разведки Сил обороны Finstar-A. Хотя Силы обороны говорят о безошибочной «системе контроля», проект означает воздушную разведку, развитие уровня контроля и определения мишени.


На проект Finstar-A в 2008-2020 годы в общей сложности будет потрачено 250-270 миллионов евро, сообщает секретный меморандум военной разведки 2007 года. Это более чем в два раза превышает сумму, ушедшую на воздушную систему контроля, которая обошлась в 112 миллионов евро и о которой Силы обороны сообщили только осенью 2017 года.


Цель Finstar-A заключается в том, чтобы все системы вооружения работали эффективнее благодаря полученным данным с разведывательных самолетов. Разведка, улучшающая уровень атаки и определение мишени с воздуха — абсолютно новые услуги, которые Исследовательский центр связи может предложить Силам обороны.


Технические требования к «летающим системам» уже в 2005 году были довольно строгими:


Система должна фиксировать, определять и опознавать, а также отслеживать радиосигналы и сигналы сообщения (1,5 мегагерц — 40 гигагерц). Чтобы отслеживать определенный объект, летающая система радиоэлектронной разведки должна одновременно работать, по меньшей мере, на ста частотах.


Поскольку систему и ее составляющие можно отправлять и на операции по урегулированию кризисов, система должна быть совместима с аналогичными системами НАТО, отмечается в документе от декабря 2005 года. О связях Финляндии с Западом свидетельствует и следующее заявление:


«Новая летающая система радиоэлектронной разведки должна использоваться в вооруженных силах США или какой-нибудь страны ЕС и быть опробованной в реальных боевых условиях.


Самая молодая и развивающаяся область деятельности Исследовательского центра связи посвящена электронной войне. Это значит, что военные используют электромагнитную энергию при борьбе с врагом.


В секретном меморандуме 2006 года сообщается, что подразделение отвечает за обеспечение ведения электронной войны. Это обеспечение состоит в подготовке к ведению электронной войны, и главная ответственность возлагалась на сухопутные войска.


Фоторазведка и радиоэлектронная разведка обходится дорого и предоставляет лишь небольшую часть данных. Высокая стоимость вызвана тем, что техника, необходимая для прослушки, стоит дорого.


Согласно секретному докладу разведывательного отделения Главного штаба от января 2002 года, посвященному развитию разведки, Исследовательский центр связи поставляет примерно 5-10% всех используемых разведданных. Примерно столько же, то есть 5-10% поступает из других секретных источников разведывательного отделения Главного штаба.


По сообщению разведывательного отделения, открытых источников больше всего, 80-90%. В составленном в 2005 году меморандуме сообщается, что информация, полученная из открытых источников, находится на высоком уровне и предоставляет «возможность для составления секретных докладов».


Однако Силы обороны тратят большие суммы денег и много времени для получения секретной информации потому, что полученные данные могут оказаться последней решающей деталью в запутанной и разрозненной мозаике.


В 2005 году Исследовательское ведомство связи сообщило в меморандуме:


«Несмотря на относительную дороговизну, радиоэлектронная разведка является необходимым и многогранным видом разведки, который предоставляет информацию для выполнения всех основных задач разведывательной деятельности. Она держится в секрете в мирное время и не должна освещаться в прессе».


В начале декабря 2017 года пейзажи Тиккакоски кажутся бесцветными, практически черно-белыми. Прошло больше двух лет с тех пор, как рабочая группа, готовившая закон о военной разведке, побывала здесь, чтобы ознакомиться с сверхсекретной деятельностью.


Тогда рабочая группа попала на участок разведывательного ведомства и в его помещения, однако теперь военные, болото и полицейская собака чужих и близко не подпускают. Отсюда виднеются только антенны и купол Исследовательского центра связи.


По крайней мере, пока у служащих Тиккакоски нет доступа к трафику, идущему по кабелям — в том числе и из России.


Вторая версия законопроекта о разведке готова, и он будет рассматриваться в парламенте в начале 2018 года. Если депутаты одобрят законы, в пещерах Тиккакоски начнется новое незримое копошение.