Благодаря своей сверхманервенности Су-35 не имеет аналогов в воздушном бою. Тем не менее, грядущие столкновения в воздухе с использованием новейших ракет (Р-77, «Метеоры», AIM-120), возможно, развернутся на обширных территориях, и даже в ближнем бою будут применяться универсальные ракеты наподобие AIM-9x и Р-74, которые не требуют непосредственного наведения на цель. Тем не менее, скорость Су-35 (а она способствует и скорости выпущенной ракеты) вкупе с высокой допустимой нагрузкой означают, что самолет хорошо покажет себя и в бою без зрительного контакта с целью. Вместе с тем, маневренность и средства радиоэлектронной борьбы помогут Су-35 избежать ракет противника.
Отличаясь своей непревзойденной маневренностью, Су-35 практически догнал свои западные аналоги, такие как F-15, в том, что касается электроники и вооружений. Но даже при том, что Су-35 наверняка окажется смертоносным для F-15, «Еврофайтера» и «Рафаля», его способность соревноваться на равных с истребителями пятого поколения, такими как F-22 и F-35, вызывает вопросы.
Предыстория
Су-35 — это дальнейшее развитие платформы Су-27, разработанной в ходе заключительной стадии холодной войны как конкурент F-15. Это был тяжелый двухмоторный многоцелевой истребитель, сочетающий отличную скорость и прекрасную боевую нагрузку с маневренностью в воздушном бою.
В 1989 году Су-27 ошеломил публику на Парижском авиашоу, продемонстрировав «кобру» Пугачева — маневр, при котором истребитель резко задирает нос вплоть до отклонения назад на 120 градусов, однако сохраняет прежнее направление полета.
Несмотря на широкий экспорт по всему миру, Су-27 пока не сталкивался с западными истребителями в прямом бою, однако отлично зарекомендовал себя на службе у Эфиопии в ходе приграничной войны с Эритреей, сбив 4 МиГа-29 противника без единой потери. Применялся истребитель и для наземных атак.
История же разработки Су-35 гораздо сложнее. Модернизированная версия Су-27 с закрылками в передней части фюзеляжа, названная Су-35, впервые появилась в 1989 году. Однако это была еще не современная модель с таким же обозначением. Всего было выпущено 15 таких истребителей. Двухместный Су-30 — еще одна модернизация Су-27 — был запущен в серию и пошел на экспорт почти в дюжину стран.
Правильное наименование нынешней модели, уже без закрылок — Су-35С. Это наиболее передовой самолет из всей семьи Су-27. Разработка истребителя началась в 2003 году на заводе в Комсомольске-на-Амуре, ведущем производственном предприятии холдинга «Сухой». Первые прототипы появились в 2007 году, а серийное производство началось в 2009-м.
Корпус и двигатели
Семейство Су-27 отличается сверхманервенностью. Это значит, что данные самолеты предназначены для выполнения контролируемых маневров, невозможных при использовании стандартных аэродинамических механизмов. В Су-35 это частично достигается за счет двигателей с отклонением вектора тяги: сопла его турбореактивных АЛ-41Ф1С, разработанных НПО «Сатурн», могут во время полета смотреть в разные стороны — что облегчает самолету переворот через крыло и рыскание. Лишь один из действующих западных истребителей — F-22 — может похвастать аналогичными возможностями.
Благодаря этому Су-35 также может достигать очень высоких углов атаки. Другими словами, самолет может двигаться в некотором направлении, даже если его нос направлен совсем в другую сторону. Высокий угол атаки облегчает нацеливание на ускользающую цель и выполнение сложных маневров.
Эти маневры могут прийтись как нельзя более кстати при уклонении от ракет или в воздушном бою накоротке — хотя самолет при этом и переходит в низкоэнергетическое состояние.
Максимальная скорость Су-35 на больших высотах достигает 2,25 Мах (что равно F-22 и превосходит F-35 или F-16). Кроме того, самолет имеет превосходное ускорение. Однако вопреки первоначальным заявлениям, Су-35, похоже, неспособен выполнять сверхзвуковой крейсерский полет при полной боевой загрузке без использования форсажа. Его рабочий потолок составляет порядка 18 тысяч метров — наравне с F-15 и F-22 и на три тысячи метров выше, чем у «Супер Хорнет», «Рафаля» и F-35.
Запасов горючего у Су-35 хватает на 3 500 километров, при этом дальность полета может быть увеличена до 4 500 километров благодаря внешним топливным бакам. Срок службы как титанового планера, более легкого по сравнению с предшественниками, так и моторов был значительно повышен — до 6 000 и 4 500 летных часов соответственно. Для сравнения, заявленный срок эксплуатации F-22 и F-35 — 8 000 часов.
Планер Су-35 не отличается малой заметностью. Тем не менее, изменения, внесенные в конструкцию воздухозаборников и фонаря, а также применение материалов, поглощающих радиолокационное излучение, значительно снижают эффективную площадь отражения. По данным одной статьи, она колеблется между 1 и 3 метрами. Но даже при значительно суженном диапазоне обнаружения истребителем-невидимкой в полном смысле этого слова Су-35 не является.
Вооружение
Су-35 имеет от 12 до 14 держателей и узлов подвески вооружения, что обеспечивает самолету превосходный набор вооружений по сравнению c F-15C и F-22 (у них держателей по восемь) или даже F-35, у которого имеется четыре ракеты внутрикорпусного расположения.
На дальних дистанциях Су-35 может использовать ракеты радиолокационного самонаведения K-77M, имеющие заявленную дальность свыше 190 километров.
В воздушном бою на более коротких дистанциях ракета Р-74 с инфракрасным управлением может быть выпущена непрямой наводкой: благодаря оптическому прицелу, установленному на шлеме, пилот может нанести удар по противнику в диапазоне до 60 градусов. Р-74 обладает дальностью действия свыше 40 километров и также имеет режим отклонения вектора тяги.
Арсенал Су-35 класса «воздух-воздух» дополняют ракета Р-27 средней дальности и Р-37 высокой дальности (рассчитанная против систем дальнего радиолокационного обнаружения и самолетов-заправщиков в условиях радиоэлектронной войны).
Наконец, на Су-35 установлена 30-миллиметровая пушка со 150 снарядами на случай ближнего боя или атаки с бреющего полета.
Грузоподъемность Су-35 рассчитана почти на восемь тысяч килограммов боеприпасов класса «воздух-земля». Исторически сложилось так, что высокоточное оружие Россия по сравнению с военно-воздушными силами Запада применяет ограниченно. Тем не менее, возможности для широкомасштабного использования такого оружия существуют, если это допускается военной доктриной и запасами вооружений.
Датчики и электронное оборудование
Наиболее значительные улучшения Су-35 по сравнению с предшественниками произошли на аппаратном уровне. Истребитель оснащен мощным комплексом радиоэлектронного противодействия Л175М «Хибины», который предназначен для искажения радиолокационных волн и создания помех при наведении ракет противника, что значительно повышает безопасность самолета.
Предполагается, что радар Су-35 «Ирбис-Е» с пассивной антенной решеткой с электронным сканированием окажется наиболее эффективным против самолетов-невидимок. По заявленным данным, он может отслеживать до трех десятков воздушных целей с радиальным поперечным сечением от трех метров в радиусе 400 километров, а также более мелких целей с поперечным сечением от сантиметров в радиусе 80 километров. Однако радары с пассивной антенной решеткой легче обнаружить и заглушить, чем их активные аналоги, использующиеся западными истребителями в настоящее время. «Ирбис» также имеет режим работы «воздух-земля», в котором может отслеживать до четырех наземных целей для атаки высокоточным оружием.
Дополнением к радару служит оптико-локационная система ОЛС-35. Она включает в себя тепловизор, осуществляет сопровождение цели и обладает радиусом действия в 80 километров — представляя собой потенциальной угрозу для самолетов-невидимок.
Существующие подразделения и будущие покупатели
В настоящий момент на вооружении ВВС России находятся лишь 48 истребителей Су-35. Еще 50 было заказано в январе 2016 года и будут выпускаться по 10 штук в год. Четыре истребителя были развернуты в Сирии в январе этого года после того, как турецкий F-16 сбил российский Су-24. Задача вооруженных ракетами класса «воздух-воздух» Су-35 заключалась в том, чтобы дать понять, что российские войска представляют собой угрозу и в воздушном пространстве.
Китай заказал двадцать четыре самолета Су-35 стоимостью два миллиарда долларов, но от дальнейших закупок, скорее всего, воздержится. Считается, что интересы Пекина состоят главным образом в копировании турбореактивных двигателей Су-35 с отклоняемым вектором тяги для последующего их использования в собственных разработках. На вооружении ВВС НОАК уже стоит Шеньян J-11, копия Су-27.
Попытки выйти с Су-35 на международный рынок — включая Индию и Бразилию — по существу провалились. Тем не менее, недавно о своем желании приобрести восемь истребителей заявила Индонезия, однако подписание контракта раз за разом откладывается. Сообщалось также о намерениях Алжира приобрести десять истребителей за 900 миллионов долларов. В числе потенциальных клиентов также называются Египет, Венесуэла и Вьетнам.
Заявленная цена Су-35 колеблется между 40 и 65 миллионами долларов. В экспортных же контрактах фигурирует цена, превышающая 80 миллионов долларов.
Против истребителей пятого поколения
Су-35 по меньшей мере сопоставим с лучшими западными истребителями четвертого поколения — если не превосходит их. Сможет ли он конкурировать с пятым поколением истребителей-невидимок, таких как F-22 или F-35 — и если да, то насколько успешно — пока что большой вопрос.
Благодаря своей сверхманервенности Су-35 не имеет аналогов в воздушном бою. Тем не менее, грядущие столкновения в воздухе с использованием новейших ракет (Р-77, «Метеоры», AIM-120), возможно, будут происходить на обширных территориях, и даже в ближнем бою будут применяться универсальные ракеты наподобие AIM-9x и Р-74, которые не требуют наведения на цель. Тем не менее, скорость Су-35 (а она способствует и скорости ракеты) вкупе с высокой допустимой нагрузкой означают, что самолет хорошо покажет себя и в бою без зрительного контакта с целью. Вместе с тем, маневренность и средства радиоэлектронной борьбы помогут Су-35 избежать ракет противника.
Более серьезная проблема заключается в том, что мы можем предугадать, сколь эффективной окажется технология малой заметности против высокотехнологичного противника. Оказавшись лицом к лицу с Су-35, истребитель-невидимка F-35 попадет в серьезную передрягу — но каковы шансы, что у российского истребителя при всей его скорости и маневренности вообще получиться обнаружить F-35 и приблизиться к нему на расстояние ближнего боя?
По мнению ВВС США, истребители-невидимки смогут обнаруживать противника на расстоянии до 160 километров и выпустить по нему целый град ракет, на который противник не сможет ответить, пока не подберется ближе — в зону действия визуального и инфракрасного обнаружения. Сторонники российского истребителя парируют, что Су-35 сможет полагаться на наземные радары с узкой полосой пропускания, а также бортовую ИК поисково-следящую систему и радар с пассивной антенной решеткой. Однако эти технологии считаются несовершенными и в большинстве случаев не могут служить для наведения вооружения.
Очевидно, что у обеих сторон имеются значительные экономические и политические стимулы настаивать на своей правоте. Хотя технические достоинства обеих школ заслуживают того, чтобы рассматривать их в деталях, окончательно разрешится вопрос, скорее всего, лишь в ходе боевых испытаний. Кроме того, на исход воздушного боя влияет и ряд других факторов, таких как вспомогательное вооружение, профиль полета и уровень подготовки пилотов.
Может, Су-35 и правда лучший истребитель ближнего боя за всю реактивную эру, но хватит ли его характеристик и обширной оружейной базы для обеспечения превосходства в воздухе в эпоху технологии малой заметности — это еще вопрос.
Себастьен Роблин — обладатель степени магистра по решению конфликтов Джорджтаунского университета, ранее работал преподавателем при Корпусе мира в Китае. Кроме того, он занимался вопросами образования, а также переселением беженцев во Франции и США. В настоящее время пишет статьи о безопасности и военной истории для портала «Вор из боринг» (War Is Boring).
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 7 По мнению ВВС США, истребители-невидимки смогут обнаруживать противника на расстоянии до 160 километров Очевидно, чтобы оставаться невидимкой только в результате спиритического сеанса который будет проводить пилот.. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 1 Ржевский, как только они свою бортовую рлс включают для поиска , они сами светятся, так что янки врут нагло 
| 0 Грац, с другой стороны, один стелз со включенным радаром может издалека направлять других с выключенными. Обмен данными между бортами фишка 4+ и 5 поколений. 
| 0 jadefalcon, " один стелз со включенным радаром может..." (С) А может, и не может. Вы говорите так, как будто Су-35-е полетят валить всяких там "Рапторов" голышом, без поддержки с наземных РЛС и без работы А-50/100. Мало того, строго следуя заветам товарища Уфимцева, восьмерка "Сушек" разворачивается в пеленг, объединяет все свои радары и ЭВМ в комплекс и привет - все встречные корыта как на ладони. Только выбирай, кого кушать первым. Про наличие средств РЭБ на земле и в воздухе, и про то, что они умеют, вообще мало что известно, но о том, что они способны на многое, мы догадываемся... 
| 0 Jackson 57, на войне всякое бывает. Например, развал сложных, прежде лишь эмулировавшихся, сценариев. 
| 3 Фокус в том, что Россия и Запад вряд ли сойдутся в бою. А бомбить в странах третьего мира технология стелс не нужна. Так зачем платить больше. Кстати, эту стелс придумал советский физик Уфимцев. И ее вначале перестройки сперли амеры. А может и не сперли, а им подбросили - типа упирайтесь, делайте плохо летающие утюги. 
| -5 А какой-нибудь без лётчика и из пенопласта окажется дешевле, вот и весь ответ. 
| 5 Ну, конечно, "впереди планеты всей", вот только пилоты Фу-22 - "Я, Вань, такую же хочу!", кричат о шлемах "русских", которые у наших, с прошлого века, а так, конечно - "себя не похвалишь, ходишь как оплёванный", правда, Роблин... Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 1 as.volodia, Грабить весь мир, а потом гордиться своей "Фантомасией" - это конечно достойно автора этой статьи, но, видимо, французский сериал, автор не смотрел - участь учёных, там незавидна... 
| 0 as.volodia, Мне это нравится - объединённый "цивилизованный мир" гордится, что их "супер-пупер продвинутый хай-тэк", не уступает нашему, созданному нашими - в одиночку, в условиях их изоляции нашей страны... Целые КБ, полностью упакованные всем необходимым, гордятся, что у них - не хуже, чем у "кустаря-одиночки" - какое высокомерие за гранью здравого смысла... Вам "роблины", ему, этому "кустарю", отвёртки подавать надо, а не высокомерно гордиться своими достижениями - тогда достижений было бы, гораздо больше и воевать не пришлось бы, меж собой - но вас науськивают, используя все "ваши слабости", в своих корыстных интересах, ваши реально власть имущие Запада и вы, при них, свободны, как аквариумные рыбки - сегодня кормят, холят, пока нужны, а завтра - "перекроют кислород" "во имя стабильности и безопасности"... 
| 4 "Модернизированная версия Су-27 с закрылками в передней части фюзеляжа, названная Су-35, впервые появилась в 1989 году."-обгоняем инженерную мысль противника. Думаю круче станет модель с предкрылками в задней части фюзеляжа. Это будет уже 6 поколение, не "самолет-неведимка", а "самолет-непонятка". 
| 4 Где Иносми берёт таких безграмотных переводчиков? Каким образом у него отсутствует ЗАКРЫЛОК в передней части фюзеляжа? В оригинале то правильно написано "additional small wings", что дословно переводится, как дополнительные маленькие крылья. В российской терминологии - это переднее горизонтальное оперение. А закрылки - это подвижная задняя часть крыла и по английски звучит как FLAPs. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| -1 flightnavigator, Но функцию то это "переднее горизонтальное оперение" несёт не как крыло (поверхность для создания подъёмной силы), а именно как закрылок, точнее элерон 
| 0 Tembl44, Эй, грамотей. Ты меня будешь учить конструкции ВС? ПГО обеспечивает продольную устойчивость. Закрылки служат для увеличения подъёмной силы, а элероны это грубо говоря рули крена. А если они совмещены с рулем высоты, то это будет элевон. Закрылок он потому и называется, что он находится в ЗАДНЕЙ части крыла, а предкрылок в ПЕРЕДНЕЙ. Никогда не пиши на ту тему в которой не разбираешься. 
| 1 Красавчик! Очень достойная машинка. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 Товарищ подполковник, Мой товарищ в Сирии на такой машинке с помощью Бетаб-500 штаб бусурманов уничтожил, а следом Хищника, слишком уж близко приблизившегося к нему. Но об этом мало пишут, что бы скандалы не раздувать. 
| 0 flightnavigator, если не в тягость, просветите, что есть Бетаб-500? Насчет авиационной бомбы с боевой частью в 500 кг я усвоил ( это еще при Советской власти такие обозначения были). 
| 1 Отличаясь своей непревзойденной маневренностью, Су-35 практически догнал свои западные аналоги, такие как F-15, в том, что касается электроники и вооружений. ---------- Аналитик, однако. 
| -1 То, что выпускается по 10 шт в год - для боевых действий не пригодно. Это для диверсий. Для боевых действий против равного противника нужна техника, которую можно штамповать 1000 экземпляров за месяц. Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| 0 Dub, по 1000 экземпляров не выпускали даже во времена Великой Отечественной войны, когда контроль за всем был несопоставимо выше. Я даже не указываю на то, что Верховный главнокомандующий не ленился лично писать письма с нахлобучкой директорам заводов. 
| 0 RJDio, Да, мне это известно, но во времена Великой Отечественной войны возможности зенитных средств были не скажу что в зачаточном состоянии, но в сравнении с нынешними днями - видимо та оно и есть. Так что тов. Сталин сегодня сказал бы: "...если думаете отбрехнуться 10 штуками в год ... не выводите правительство из терпения. Предупреждаю последний раз" 
| 0 RJDio, Бетаб-500 это противобункерная бетонобойная бомба. 
| 1 Dub, параллельно Су-27 модернизируются в СМ, идёт серийное производство Су-30СМ, МиГ-35. Скоро в серийное производство поступит Су-57. И это только по истребителям, а ведь есть ещё бомбардировщики всех классов, транспортная авиация, вертолёты, беспилотники... Европейцы (с нелетающими "Тайфунами" и "Торнадо") не зря дрожат. 
| 0 Dub, приведите пример современного реактивного истребителя, выпускаемого такими сериями. 
| 3 "Лишь один из действующих западных истребителей — F-22 — может похвастать аналогичными возможностями" - и давайте сразу же сравним цену на ф-22 и Су-35. Как-то кисло получается. "Однако вопреки первоначальным заявлениям, Су-35, похоже, неспособен выполнять сверхзвуковой крейсерский полет при полной боевой загрузке без использования форсажа" - сами мы точно не знаем, но один мужик из пивной высказал это мнение. "Срок службы ... был значительно повышен — до 6 000 и 4 500 летных часов соответственно. Для сравнения, заявленный срок эксплуатации F-22 и F-35 — 8 000 часов" - а как с ценой обслуживания, длительностью обязательных регламентных работ и условий проведения этих работ? "Однако радары с пассивной антенной решеткой легче обнаружить и заглушить, чем их активные аналоги" - а не наоборот? Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 RJDio, "Однако радары с пассивной антенной решеткой легче обнаружить и заглушить, чем их активные аналоги" - а не наоборот? ********************************************* Не наоборот. Но самолеты с активными радарами нам легче обнаруживать и соответственно сбивать 
| 0 good-society, Вы вероятно путаете АФАР как техническое решение и "активность" как включение РЛС. 
| 0 good-society, если пассивная решетка ничего не излучает ( по моему непросвещенному мнению), то каким образом ее легче обнаружить, чем активно излучающую РЛС?
Показать новые комментарии (0)Ржевский
Грац
jadefalcon
Jackson 57
jadefalcon
зуб33
inegeld
as.volodia
as.volodia
as.volodia
Sil
flightnavigator
Tembl44
flightnavigator
Товарищ подполковник
flightnavigator
RJDio
GreyCat
Dub
RJDio
Dub
flightnavigator
jadefalcon
2m
RJDio
good-society
Товарищ подполковник
RJDio
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)