Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The National Interest (США): Россия утверждает, что Су-57 стал еще более незаметным. (Отнесемся к этому скептически)

© РИА Новости Григорий Сысоев / Перейти в фотобанкМногофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 на военном параде, посвященном 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 на военном параде, посвященном 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор, комментируя применение при остеклении кабин Су-57 материалов, снижающих заметность новейших российских самолетов, утверждает, что речь идет якобы о технологии тридцатилетней давности. При этом, расхваливая, в частности, программу создания Ф-35, считающейся даже в самих США «крупнейшим провалом», обозреватель считает, что модернизация стелс-технологий не поможет российской армии нарастить свою мощь.

Россия, как сообщается, модернизировала стелс-технологию своего малозаметного истребителя Су-57. Но улучшений — немного. Даже после обновления он до сих пор остается экспериментальной машиной, которой не хватает критически важных боевых систем и которую Россия не стремится запускать в массовое производство.

Государственное агентство ТАСС 11 января сообщило, что при остеклении кабины (принятое в авиации название — «фонарь», прим. ред.) Су-57, Ту-160 и других самолетов применен «новый композитный материал, увеличивающий поглощение радиолокационных волн и снижающий радиолокационную заметность». Материал разработали специалисты компании Ростех.

Новый композитный материал «увеличивает поглощение радиолокационных волн вдвое и снижает радиолокационную заметность кабины самолета на 30%», — заявили в Ростехе ТАСС, имея в виду, что новый материал значительно улучшает скрытность Су-57.

Нужно скептически отнестись к этому утверждению. Во-первых, описанная Ростехом технология не нова. Многие истребители во всем мире оснащены радиолокационным отражающим покрытием. Обычно оно сделано из оксида индия-олова. А их золотистое покрытие отражает сигнал радара как единый объект, избегая обнаружения кабины.

Эта технология использована в американских Ф-16. «Локхид Мартин» начал ее применять еще в 1980-х годах в рамках программы Have Glass. Кроме того, технология применена на стелс-истребителях Ф-22 и Ф-35.

И хотя новые «фонари» действительно могут снизить возможности обнаружения кабины Су-57 радарами на треть, вряд ли это поможет предотвратить обнаружение самолета в целом. Ведь след от сопла двигателей, а не кабина с пилотами, обычно создает самые большие проблемы. Впрочем, даже если применение Ростехом технологии 30-летней давности действительно как-то поможет Су-57 снизить свою заметность, вряд ли это пойдет на пользу возможностям российской армии в целом.

С новыми «фонарями» или без них Су-57 слишком дорогой для России. Она просто не может позволить себе закупить значительное количество таких самолетов. Со времени первого полета истребителя в 2010 году ВВС РФ закупили только 10 Су-57. США потратили 60 миллиардов долларов на закупку 180 Ф-22 и собираются потратить еще 400 миллиардов на 2,3 тысячи Ф-35. Но весь оборонный бюджет Кремля на протяжении последних лет составлял 60 миллиардов долларов. Америка тратит на закупку вооружений в среднем в 10 раз больше, чем Россия.

Бюджет Кремля позволяет ему закупать около 100 новых самолетов в год, что составляет примерно треть от того количества, которое покупает Пентагон. И в то время как американцы могут позволить себе приобретать почти сотню истребителей-невидимок каждый год, русские не могут себе это позволить.

Москва признала, что только две трети из примерно 3 тысяч 600 состоящих на вооружении военных самолетов являются «современными». На фоне экономического спада Москва решила не приобретать Су-57 в больших количествах. Российские ВВС заказали первый десяток серийных истребителей-невидимок в августе 2018 года, рассчитывая сформировать первую эскадрилью Су-57 в 2019 году.

Но эти двенадцать Су-57 — все, на что могут рассчитывать российские ВВС в обозримом будущем. Однако Москва этот проект будет держать в резерве, чтобы можно было возобновить производство в случае крупного конфликта.

«Вы знаете, что сегодня Су-35 считается одним из лучших самолетов в мире, следовательно, нет смысла ускорять работу и запускать массовое производство самолета пятого поколения», — сказал зампред правительства России Юрий Борисов во время одной из телевизионных передач.

Между тем сделка по совместной разработке Россией и Индией варианта Су-57 провалилась. Слух о том, что Вьетнам, возможно, захочет приобрести российский истребитель-невидимку, также не подтвердился.

Возможно, остекление кабины с использованием оксида индия-олова делает Су-57 немного более скрытным. Но это едва ли имеет значение с учетом того, что Россия сможет использовать лишь одну эскадрилью этих самолетов.