Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Шахматы, покер и кикбоксинг в молдавской политике

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПрезидент Республики Молдова Владимир Воронин
Президент Республики Молдова Владимир Воронин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Услышав о том, что его некролог был опубликован в The New York Journal, Марк Твен произнес свою знаменитую фразу: «Сообщения о моей смерти слишком преувеличены». То же самое можно сказать о похоронном звоне по Коммунистической Партии Молдовы (ПКРМ), идущем от некоторых взбудораженных аналитиков, после того, как ПКРМ решила бойкотировать на прошлой неделе выборы нового президента Молдавии.

Редакция ИноСМИ благодарит редакцию РИА Днестр за любезно предоставленный перевод.

 

Услышав о том, что его некролог был опубликован в The New York Journal, Марк Твен произнес свою знаменитую фразу: «Сообщения о моей смерти слишком преувеличены».

То же самое можно сказать о похоронном звоне по Коммунистической Партии Молдовы (ПКРМ), идущем от некоторых взбудораженных аналитиков, после того, как ПКРМ решила бойкотировать на прошлой неделе выборы нового президента Молдавии. Хотя теория о дезориентированной и тающей ПКРМ имеет искусственное происхождение, существует более сложная игра, в которую играют в Кишиневе. Игра, соединяющая в себе элементы трехмерных шахмат, безграничного покера и кикбоксинга.

Несомненно, лидеру коммунистов и бывшему президенту Молдовы Владимиру Воронину пришлось пройти сложную адаптацию: он сейчас должен играть «черными» вместо «белых», оказывая сопротивление политическим событиям, нежели управляя ими. И, вероятно, его враждебность по отношению к Альянсу за Европейскую Интеграцию (АЕИ) и особенная неприязнь к перебежчику Марианну Лупу занимают все его мысли.

Но, в конце концов, главной целью коммунистов Молдавии является повиснуть на власти, оставаясь незаменимыми в политических процессах РМ. Если отбросить эмоции и пожелания, анализируя поведение ПКРМ, его можно оценить как «расчетливая, но слишком рискованная стратегия».

Смыкание шеренги

Воронин и его команда борются за будущее своей партии – пользуясь выражением игры в покер – «поставив все свои деньги», ожидая, что они смогут прожить дольше АЕИ, вынудить Альянс на внутреннюю борьбу, сохранить блокирующие меньшинство в парламенте и найти добровольного коалиционного партнера. ПКРМ либо удастся разделить и победить своих конкурентов и продолжить свое правление, закрепившись в качестве элемента правящей коалиции, либо ПКРМ ждет ярость избирателей. Тогда их жестоко накажут за то, что они стоят на пути европейского будущего Молдовы.

Коммунисты выбрали эту стратегию, потому что они понимают две вещи. Первая – время играет против их партии, и их «брэнд» сегодня несостоятелен. Демографическая реальность диктует то, что в честной схватке сумма мест, отходящих к ПКРМ будет продолжать уменьшаться, как это и происходило от 71 места в 2001 до 56 в 2005 и до 48 мест в 2009. Тем не менее, они ожидают 41 место по итогам новых выборов, что может привести к формированию правящей коалиции без коммунистов.

Вторая – Воронин и его главные советники хорошо знают политическую историю Молдавии, так как они сами определяли ее течение с тех пор, как Молдова приобрела независимость. Они помнят, с каким трудом в Молдове уживалась широкая мультипартийная коалиция; большинство альянсов распались под весом и амбициями своих составляющих частей. То, что четырехпартийный АЕИ остается единым так долго, является исключением в политической культуре Молдовы.

Уже очевидны общественные трещины с обоих сторон, но приведут ли эти трещины к развалу пока не ясно. Например, апрельский опозорившийся флагман Владимир Турчан – член парламентской фракции коммунистов, но не самой ПКРМ – заявил, что он и другие покинут орбиту ПКРМ в качестве протеста против партии, бойкотирующей голосование за Марианна Лупу. Не называя имен, Турчан недавно заявил, что некоторое число депутатов от коммунистов также были готовы поддержать Лупу, но им не хватило смелости (как и самому Турчану) оставаться в парламенте, когда Воронин вывел свою партию за двери во время голосования.

То, что Воронин все еще мог таким образом воздействовать на свою фракцию является показательным. Если бы группа ПКРМ в парламенте действительно почувствовала, что их стратегия бойкота является неразумной борьбой против АЕИ, борьбой, которая разрушит страну, их партию и их средства к существованию, конечно же, 8 членов фракции коммунистов Молдавии нашли бы мужество публично этому воспротивиться. И даже теория о том, что у Воронина есть «компромат» на многих членов ПКРМ, противоречиво выдвинутая в прошлом месяце Валерием Пасатом, является недостаточной, чтобы объяснить уход ПКРМ с голосования в полном составе. В конечном счете, способность коммунистов вызывать политически мотивируемые обстоятельства была принижена Альянсом за Европейскую Интеграцию. Это означает лишь то, что ПКРМ предлагала людям что-то более привлекательное, чем АЕИ.

Эскалация

На другом конце коридора, одна из партий АЕИ – Альянс Наша Молдова (АНМ) – оказывается в свободном падении. Когда Вячеслав Унтила на последнем съезде партии оспорил право вечного лидера АНМ Серафима Урекяна на главенствующую роль в АНМ, Альянс Наша Молдова также встряхнули протесты и выходы из организации, когда молодежное крыло покинуло заседание (и, возможно, саму партию) из-за, якобы, процессуальных нарушений. Урекян был переизбран подавляющим большинством оставшихся депутатов, но Унтила пообещал оспорить в Министерстве Юстиции результаты голосования, а также то, как ведет работу АНМ. Это именно те виды трений, которые ищет ПКРМ, чтобы обострять и использовать, затягивая политическую драму Молдовы.

Риторика с обеих сторон стала еще уродливее, приняв формы борьбы не на жизнь, а на смерть. Премьер Министр РМ Влад Филат запричитал, что АЕИ «не сделал все возможное», чтобы избрать Лупу, «будучи чрезмерно снисходительным» с коммунистами. Объясняя, что он этим хотел сказать, Филат вновь напомнил о политических преследованиях: «Нам нужно быть тверже и дать правоохранительным органам сделать свою работу». Таким образом, премьер министр Молдовы предположил, что переговоры по поводу избрания Лупу провалились, потому что АЕИ обеспечил «недостаточную мотивацию» против коммунистов, включая отсутствие уголовных дел по «преступлениям, совершенным предыдущим (коммунистическим) правительством.»

Конечно, попытки или угрозы посадить за решетку оппонентов могут быть довольно эффективным способом заполучения власти, но альянс перешел на другую платформу, не продолжая искать компромат на ПКРМ. Филат заключил, что если «мы, АЕИ, имеем возможность разделить ПКРМ на части, мы должны это сделать». Это мнение поддерживает Урекян, который является также заместителем спикера парламента: «Мы сделаем все возможное, чтобы разрушить эту партию». Итак, есть, о чем вести переговоры.

Воронин ответил в похожем тоне. Выступая недавно в передаче «Резонанс», лидер коммунистов насмехался на АЕИ, называя и.о. президента Молдавии Михая Гимпу лучшим «агитатором» за ПКРМ, потому что «чем больше он говорит, тем выше наш рейтинг». Воронин высмеял «Альянс за Евро», и затем очень серьезно добавил, что АЕИ привел «уголовников» в парламент, которые предадут молдавские «интересы… и разрушат суверенитет и идентичность нации», намекая, что драматическое улучшение отношений Альянса с Румынией может привести к исчезновению Молдовы как независимого государства.

«Ядерная опция»

Лупу, тем временем, успешно воспротивился соблазну пойти в последний момент на сделку, предложенную коммунистами - сформировать новое правящее большинство (вместе, коммунисты и демократы Лупу имели бы достаточно голосов, чтобы избрать Лупу президентом). Теперь частью коммунистической стратегии будет перетасовка карт через повторные выборы, чтобы посмотреть, кто пойдет на сделку. В следующий раз, кто-нибудь другой (не забывайте неожиданную договоренность Юрия Рошки с ПКРМ в 2005 году, что привело к перевыборам Воронина как президента) может завладеть джокером и быть готовым сформировать коалицию с коммунистами взамен на хороший пост и другие блага.

Это отчасти объясняет, почему ПКРМ стремится к немедленному роспуску парламента из-за второго провала выборов президента. Кроме всего прочего это продвигает следующий момент - парламент можно распустить лишь один раз в год, а это означает, что роспуск может произойти в январе 2010 года (коммунисты не принимают то, что они считают интерпретациями конституции Альянсом в свою пользу и хотят, чтобы Конституционный Суд все расставил по местам). АЕИ, в свою очередь, наслаждается рычагами влияния и использует административный ресурс, и, таким образом, хочет оттянуть статус кво насколько возможно, чтобы зацементировать свою власть. Следовательно, альянс считает, что по Конституции РМ парламент можно распустить снова через целый календарный год после роспуска последнего парламента. Это должно произойти в июне 2010 года, за чем последуют осенние выборы.

Это снова приводит нас к ядерной опции Альянса за Евроинтеграцию, которой всех часто пугают – внести поправки в Конституцию, чтобы выбраться из политического кризиса. Гимпу категорически заявил, что «не будет никаких ранних парламентских выборов», потому что он настоит на принятии новой конституции, чтобы избежать их. Покинув зал заседаний во время голосования за Марианна Лупу, коммунисты драматически увеличили шансы того, что АЕИ придется нажать «красную кнопку» и запустить этот процесс. Но этот шаг приведет к еще большей эскалации на уровне юридических споров с непредвиденными последствиями.

На данном этапе, к сожалению, наверное, нет другого выхода из ситуации. Гимпу на протяжении долгого времени говорил о «неожиданном появлении у него нужной карты». Но бросание ее на стол является мошенничеством в покере, хотя в молдавской гибридной политике всё сойдет.

 

Льюис О'Нилл - бывший посол ОБСЕ и глава Миссии в Молдове в 2006-08 гг.