Вот она - первая годовщина событий 7 апреля 2009 года. Самое время расставить все по своим местам... Рассмотрим события по порядку: первой главой повествования станут парламентские выборы 5 апреля 2009 года. Радикальные оппозиционеры во главе с В. Филатом и его группировкой заранее, еще до подведения итогов выборов 5 апреля, провели обширную пропагандистскую операцию, которая была направлена на подготовку общественного мнения внутри страны и на международной арене к усвоению следующего тезиса - коммунисты организовали фальсификацию выборов.

Выходит, такая беспроигрышная позиция (и очень удобная!): если наши революционеры-радикалы выходят победителями на выборах, то принимают победу как должное, быстренько забывают лозунги о нечистоплотности политических оппонентов и почивают на лаврах. А если результат выборов не удовлетворит Филата и его союзников, значит, они начнут драку за правое дело против крупного электорального мошенничества, исказившего конечный результат, и выйдут на улицы с требованием повторных выборов. Именно так все и вышло. Выборы 5 апреля радикальная оппозиция оспорила, а повторные - 29 июля - принесли достаточное для ее амбиций число мандатов.

Стало быть, и незачем что-то оспаривать или кричать о беззаконии власти. Отметим в подтверждение, что после местных выборов в 2007 году, где оппозиционные партии добились хороших результатов, их итоги никто не пытался оспаривать. На лицо очень простая логика: когда победа за нами - все нормально, ну, а если мы проиграем - скажем, что победу у нас украли.

Итак, Владимир Филат представил в столичную примэрию уведомление о том, что 7 апреля ЛДПМ будет проводить мирные акции протеста с целью обжалования результатов выборов (см. прилагаемую копию). Цитирую:

Предварительное заявление

№ 139 от 07.04.09

Организатор мероприятия: ЛДПМ

Примэрия мун. Кишинэу

Господин примар,

Доводим до вашего сведения, что 07 числа, месяца апреля, с 14.00 до 17.00  часов, планируем провести мероприятие в форме митинга в знак протеста против фальсификации результатов парламентских выборов.

В мероприятии примут участие около 3 000 человек.

Маршруты от и до места проведения митинга: Площадь Национального Собрания  - Бул. Штефан чел Маре - Президентура РМ.

Цель мероприятия состоит в манифестации  протеста против фальсификации выборов.

Уверяем, что данное мероприятие пройдет мирно.

Г.г. Ангел Агаки, Виктор Рошка уполномочены вести мероприятие, обеспечивать его бесперебойную работу и отвечать за то, чтобы мероприятие проходило мирно и не переросло в насилие. (Подчеркнуто мною– Ю.Р.)


На данном документе стоит подпись Владимира Филата и печать ЛДПМ.

В тот же день в примэрию приходит еще одно предварительное заявление от имени Гражданской коалиции Выборы 2009 (см. прилагаемую копию). Цитируем:

Предварительное заявление

№ __ от 07.04.09

Организатор мероприятия: Гражданская коалиция Выборы 2009

Примэрия мун. Кишинэу

Господин примар,

Доводим до вашего сведения, что 07 числа, месяца апреля, год 2009, с 14.00 до 21.00  часов, на территории Кишинэу, планируем провести мероприятие в форме спонтанного протеста.

В мероприятии примут участие около 20 000 человек.

Маршруты от и до места проведения митинга: Площадь Национального Собрания  - Бул. Штефан чел Маре – Президентура РМ.

Уверяем, что данное мероприятие пройдет мирно.

Г.г. Елена Згардан,  Артур Гурэу, Наталья Морарь уполномочены вести мероприятие, обеспечивать его бесперебойную работу и отвечать за него, чтобы мероприятие проходило мирно и не переросло в насилие.

 

(Обратите внимание на занятную формулировку «спонтанный протест» для акции, которая планируется заранее и о которой в письменной форме сообщается в примэрию.) Заметим, что и число участников уже известно - около 20 000 человек. На этом документе стоит подпись некой Елены Згардан.

Что происходило на деле, мы все видели. Мероприятие, заявленное как мирное, переросло в акты насилия, град камней и нападения молодежи на полицейских, которые не дали повода для подобной ярости, ни единым жестом не задели демонстрантов. Затем последовал штурм, разгром и поджог зданий Президентуры и Парламента. Эти ужасные сцены, которые потрясли общественность и возмутили международное сообщество, были прокомментированы по-разному. Одни назвали кишиневскую ситуацию словом "революция", другие сказали "путч", кто-то возложил вину на власти. Но и по прошествии года после трагических событий 7 апреля 2009 года истинные организаторы этих актов вандализма все еще не названы. Далее прошли повторные выборы 29 июля, и вся полнота власти перешла к четырем партиям, так называемому Альянсу за европейскую интеграцию. Для расследования данных событий была создана следственная Парламентская комиссия, а Генеральная прокуратура инициировала свою серию расследований.

Надо отметить, что новые представители власти и лично, и с помощью своей обширной и разветвленной пропагандистской сети, с самого начала поспешили перенаправить общественное мнение от явной необходимости установить имена организаторов, непосредственно виновных в организации этих насильственных действий, на виновность «априори» без суда и следствия, без права на оправдание - виновность сил правопорядка, выполнявших в рамках своих обязанностей отданные приказы. Вот так, с неприкрытым цинизмом, легко и непринужденно переворачиваем с ног на голову причину и следствие. Если поддаться пропаганде властей, можно вообразить, будто невинная и безобидная группа демонстрантов была жестоко избита полицией. Но истина все-таки в том, что сначала агрессоры смяли не оказавшие сопротивления отряды правоохранительных органов и, сметая все на своем пути, разгромили в пух и прах два здания государственной власти, разграбили все, что подвернулось под руку - от компьютеров до мебели. И только после всех этих актов вандализма, в ночь с 7 на 8 апреля силы безопасности освободили оба здания и задержали при этом определенное число протестующих, после чего доставили их в отделения полиции. В эти же ночные часы, по свидетельству некоторых задержанных,  некоторые сотрудники полиции немотивированно применяли к ним силу. Выходит, что злоупотребления со стороны полиции, все какие там были, являются прямым следствием насилия и жестокости в беспрецедентных для нашей страны масштабах, то есть, действий, ставших причиной жесткой реакции полиции.

И если реакция полиции может быть квалифицирована как незаконное или несоразмерно-жестокое обращение с демонстрантами, куда более серьезна правовая и моральная ответственность организаторов этой бойни - и тех, кто красовались на переднем плане, и тех, кто прятались за кулисами катастрофы 7 апреля 2009 года. Естественно, должны быть проведены расследования полицейских злоупотреблений и, по результатам, состояться суд, справедливый и объективный. Так что же фактически происходит сейчас? Воспряло ли правосудие в Республике Молдова после ухода из власти коммунистов? К сожалению, нет. Новое правительство поспешило объявить героями и мучениками демонстрантов 7 апреля 2009 года и преступниками - представителей сил правопорядка. Объявлена настоящая "охота на ведьм" как в советские времена: и вся карательная машина, и государственная пропаганда мобилизованы для подавления "классовых врагов", на сей раз "внутренних" в лице полиции. Генеральная прокуратура, которая по-прежнему остается дубинкой в руках власти, ей полностью подчиняется и самым примитивным образом отстаивает ее интересы,  - в результате открыто множество уголовных дел в отношении лиц, подозреваемых в жестоком обращении с демонстрантами. А новый генеральный прокурор Валериу Зубко даже опубликовал призыв к гражданам обращаться с жалобами на действия полиции. То есть, видимо, не  действительно пострадавшие представляют интерес для прокуроров, а массовое доносительство, раздраженность, недоверие, клеветничество. В то же время "массам" лидеры режима внушают каленым железом жечь "врагов" и всецело отдаться безграничной любви к своим новым руководителям.

На фоне столь масштабных уголовных расследований деятельности сотрудников полиции, удивительно и даже несколько подозрительно отсутствие всякой инициативы со стороны Прокуратуры в том, что касается проведения следственных мероприятий с целью выявления и установления организаторов акций протеста, в результате которых пострадали сотни людей, а государству был нанесен гигантский материальный ущерб. В состояние этого «должностного паралича» впал весь штат Прокуратуры,  что в свете прочей деятельности нынешней власти является вопиющим беззаконием. Отсутствие беспристрастности и независимости государственных институтов при расследовании данных событий подрывает доверие граждан к органам юстиции. И результаты подобных недобросовестных действий, и неверие большей части граждан в честную и независимую Фемиду - все это может привести к совершенно непредсказуемым последствиям.

Абсолютно очевидно, что, как оба официальных организатора со своими заявками на 7 апреля 2009 года, так и агрессивные группы манифестантов, которые нападали на сотрудников полиции и пожарной охраны, уничтожили два государственных здания, разгромили и разграбили принадлежащие государству ценности, уничтожили официальные документы, похитили имущество, принадлежащее работникам государственных учреждений, подпадают под широкий набор статей Уголовного кодекса Республики Молдова. Ниже приводим следующие:

Статья 151. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения или иного тяжкого вреда здоровью, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет, 5 до 12 лет, от 8 до 15 лет.
Статья 152. Умышленное причинение телесного повреждения средней
тяжести или иного средней тяжести вреда здоровью, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, и от 3 до 6 лет.
Статья 187. Грабеж, наказывается лишением свободы на срок до 3 летб от 3 до 6 лет, от 5 до 10 лет,  от 7 до 12 лет,  от 8 до 15 лет.
Статья 197. Умышленное уничтожение или повреждение имущества, наказываются лишением свободы на срок до 6 лет.
Статья 278. Террористический акт, наказывается лишением свободы на срок от 6 до 12 лет, от 12 до 20 лет, от 16 до 20 лет
Статья 285. Массовые беспорядки, наказываются лишением свободы на срок до 2 лет, от 3 до 7 лет, от 4 до 8 лет.
Статья 287. Хулиганство, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, до 5 лет, от 3 до 7 лет.
Статья 288. Вандализм, наказывается лишением свободы на срок до 1 года, до 3 лет.
Статья 339. Захват государственной власти, наказываются лишением свободы на срок от 10 до 15 лет, от 12 до 20 лет.
Статья 341. Призывы к свержению или насильственному изменению
конституционного строя Республики Молдова, наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, от 3 до 7 лет.
Статья 342. Покушение на жизнь Президента Республики Молдова,
Председателя Парламента, премьер-министра, наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет или пожизненным заключением.
Статья 343. Диверсия, наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.
Статья 348. Восприпятствие законной деятельности должностного лица, наказывается лишением свободы до оногот года.
Статья 349. Угроза или насилие в отношении должностного
лица или лица, выполняющего общественный долг, наказываются лишением свободы на срок до 2 лет, до 3 лет, от 4 до 8 лет.
Статья 350. Покушение на жизнь сотрудника полиции, наказываются лишением свободы на срок от 7 до 20 лет, от 15 до 25 лет или пожизненным заключением.


Продолжение следует