Прошлая неделя ознаменовалась важным событием: в Молдавии побывали представители МВФ и ЕС, которые дали высокую оценку действиям правительства В. Филата. Так, по словам главы миссии МВФ Н. Георгиева, "молдавская экономика отлично развивается. Показатели все лучше. Остаются определенные проблемы, но они решаемы, так что я могу с уверенностью сказать, что все идет хорошо". В свою очередь В. Филат, воодушевленный тем, что его одобрительно похлопали по плечу, отметил, что правительству удалось стабилизировать ситуацию в стране и начать процесс экономического возрождения (!). И далее заявил, что власти начали важные структурные реформы, реформы по либерализации экономики (выделено мною. — З. Т).

Пожалуй, никогда ранее ложь в отношении деятельности какого-либо правительства не была столь наглой и бесстыдной. Никогда ранее разрыв между реальным положением дел в экономике и официальными заявлениями властей не был столь чудовищным. Может быть, только в России во времена реформ Гайдара — Чубайса.

К чиновникам МВФ и ЕС у меня вопросов нет. Они отрабатывают свой номер. Не могут же они признать, что деньги, направляемые этими организациями в Молдавию, вылетают в трубу и только увеличивают внешний долг государства. На наших глазах происходит превращение Молдавии в еще один вариант Греции. И лишь сформированный в прежние годы "запас прочности" дает некоторое время, а с ним и надежду, на то что правительство АЕИ не успеет своими реформами довести страну до ручки. Совесть у них резиновая (если она вообще есть). Они будут и дальше говорить, что добились "ошеломляющих успехов" и достижений.

Самый живописный пример "успеха" реформ МВФ на пространстве СНГ представляют собой Киргизия и Грузия. Я хорошо помню, какие пышные оды слагали специалисты МВФ тамошним либеральным реформаторам. Как их нахваливали, как ставили другим, "непрогрессивным", премьерам и президентам в пример. Когда шел по разоренному Тбилиси с немногочисленными, хорошо охраняемыми островками цивилизации "для своих", после поездки по лежащей в руинах и нищете Грузии, думал: чем черт не шутит? Может, действительно так и надо проводить реформы — через хаос и всеобщее разрушение?

Жизнь доказала обратное. Нет в этом никакой необходимости.

Сейчас ни Киргизия, ни Грузия не представляют собой единого целого ни в экономическом, ни в политическом плане. В геополитическом отношении — это не государства, а территории агонии и распада.

В России в 90-е годы творилось то же самое. МВФ для правительства был царь и Бог. Пока не наступил болезненный и вместе с тем отрезвляющий дефолт 1998 года. После этого МВФ вежливо попросили из страны. Либералов — Гайдара, Немцова, Чубайса, Попова, Ясина и прочих задвинули подальше. И только после этого Россия стала, наконец, выходить из чудовищного, разрушительного, неконтролируемого разгула экономического либерализма. Только тогда начала возрождаться.

Похоже, в правительстве Молдавии сидят совсем некомпетентные люди. Либо шарлатаны, ни во что не ставящие народ.

Какие структурные реформы?! Какая либерализация?!

Зачем они нужны?

Молдавия почти 20 лет живет в условиях рыночной экономики. Здесь самые либеральные экономические законы в СНГ и Восточной Европе. Структурные реформы, как правило, проводятся в самых редких, исключительных случаях: при смене экономической системы (например, после распада СССР); с целью избежать экономического кризиса; либо для выхода из него и ликвидации последствий (например, новый курс Ф. Рузвельта в 1933 году в США).

Мировой финансовый кризис Молдавия прошла более-менее успешно. Необходимости радикально менять "правила игры" не было никакой. Экономические показатели в августе-сентябре прошлого года в целом были благоприятны. В ходе структурных реформ обычно проводят приватизацию; обеспечивают защиту прав собственников и инвесторов; уменьшают налоговую нагрузку на предприятия; совершенствуют налоговую систему; проводят банковскую реструктуризацию с целью создания устойчивой банковской системы; стимулируют экспорт и защищают внутренний рынок.

Ничего подобного сейчас не делается, прежде всего потому, что все это было сделано раньше. Задача правительства состоит в том, чтобы регулировать и совершенствовать эту систему дальше. Особенно в части снижения налогов, увеличения экспорта и развития конкурентной среды. Судя по всему, правительство В. Филата об этом и не помышляет. Его деятельность сводится к попрошайничеству кредитов, игре на курсе валют и повышению цен, тарифов, акцизов.

Либерализация экономики и переход к рынку в стране были совершены в 90-е годы. Плохо, дикими методами, по живому, "с мясом", но через это Молдавия уже прошла. Возвращаться назад нет никакого смысла.

Когда не очень далекие журналисты и политологи твердят про "самую бедную страну Европы", они, во-первых, забывают о существовании Албании, Македонии, такого странного государства, как Босния и Герцеговина, а также про Богом забытые регионы Болгарии и Румынии. Вот уж где бедность, так бедность.

Во-вторых, они не учитывают, что Молдавия, хоть и жила небогато, зато по средствам. В стране был достигнут необходимый баланс между либеральной экономикой и регулирующей ролью государства, что позволяло поддерживать экономические показатели на достойном уровне и выполнять социальные обязательства перед населением. Разумеется, свою положительную роль в этом играл устойчивый рынок сбыта в СНГ и денежные переводы из-за рубежа. У Молдавии был скромный внешний долг, ей не грозил дефолт.

Разговоры о "структурных реформах" и "либерализации" — это фактически признание правительства в том, что в Молдавии на ровном месте, безо всяких на то оснований и показаний, снова начата шоковая терапия. По рецепту, который выписан драгоценным и многомудрым МВФ. Этот путь — к экономическому кризису, долговой яме и дефолту. К той самой яме, в которой сейчас находится Греция и куда постепенно сползают Румыния, Португалия, страны Прибалтики.

Все это можно сравнить с тем, как если бы у вас были сильная простуда и кашель, а вам доктор, вместо капель и легких таблеток, жахнул со всей своей дури пригоршню антибиотиков (чтобы убить внутри все живое) и для пущего результата — назначил полостную операцию.

До недавних пор еще была надежда на то, что власти постараются избежать глупостей. Поостерегутся, хотя бы из чувства самосохранения. Но нет. Они будут тупо выполнять рекомендации МВФ. Почему? Потому что им это выгодно.

В 90-е годы либеральные эксперименты, по крайней мере, воспринимались как неизбежное и необходимое зло с целью перехода к капитализму и рыночной экономике. Но за что населению страны предлагается платить сейчас? Почему надо затягивать пояса? Молдавия не жила вольготно в долг, как Греция, не поглощала без счета кредиты, как Румыния (если не считать те, что набрало правительство В. Филата и которые предстоит отдавать в будущем), не позволяло экономическим показателям выйти из-под контроля. Так ради чего терпеть лишения сейчас?

На это есть только один ответ.

Дело в том, что существует еще одна причина, по которой говорят о необходимости проводить "структурные реформы" и "либерализацию экономики". Это делается в том случае, когда необходимо провести перераспределение собственности, чтобы покрыть все свои долги и долги своих партнеров, а также получить компенсацию за страдания при "тоталитарном режиме". Все издержки и трудности, которые неизбежны в этом случае, возлагаются на простых людей, которым повышают тарифы и цены, лишают положенных зарплат, льгот, пенсий, пособий и т.д. То есть все то, что мы наблюдаем сегодня.

Чтобы по второму разу не вляпаться в 90-е годы с их катастрофическим падением уровня жизни, ростом цен, инфляцией, тотальным воровством, разгулом коррупции и преступности, и все это под блеяние придворных журналистов "о небывалом росте рейтинга" этого самого непрофессионального правительства за всю историю Молдавии, необходимо дождаться досрочных выборов и отстранить АЕИ от власти. Это единственный шанс для Молдавии избежать пропасти, к которой ее подталкивает правящий альянс.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.