Министр иностранных дел Румынии Теодор Баконски (Teodor Baconschi) надеется, что Молдавия после намеченных на 28 ноября парламентских выборов продолжит двигаться в сторону европейской интеграции. Кроме того, выступает за более активное участие Европы в переговорах по приднестровскому вопросу.

В беседе с корреспондентом RFE/RL Эудженом Томьюком (Eugen Tomiuc), Баконски также с одобрением отозвался о «новой психологической и политической атмосфере», установившейся в отношениях между Россией и НАТО после Лиссабонского саммита, и призвал вывести из Молдавии российские войска, присутствие которых в стране он считает анахронизмом.

RFE/RL: После многолетнего спора Румыния и Молдавия наконец подписали договор о границе. Некоторые считают, что это обеспечит правящей в Молдавии прозападной коалиции преимущество на грядущих парламентских выборах, так как наглядно покажет, что оно смогло получить от Румынии то, чего почти 10 лет не могли добиться коммунисты. Другие говорят, что этот документ имеет весьма ограниченное техническое значение. Тем не менее, подготовка к его подписанию обеими сторонами велась втайне. Если речь идет всего лишь о техническом документе, зачем была нужна такая секретность?

Теодор Баконски: Мы подписали договор сейчас, потому что мы только сейчас завершили переговоры с молдавскими экспертами, разобрались со всеми неясностями и получили все необходимые резолюции. С 2006 года мы провели 12 раундов переговоров. Единственное, мы воспользовались присутствием в Бухаресте премьер-министра Влада Филата, прибывшего на Дунайский саммит. Мы знали, что он его посетит, и решили, что это будет удачный момент, чтобы завершить процесс.

- Обычно за выборами в Молдавии за ее пределами внимательно следят только в Бухаресте, Москве и, конечно, Тирасполе. Однако на сей раз ставки будут выше, чем раньше: победа правящей коалиции откроет стране дорогу на Запад и позволит Западу активнее участвовать в разрешении приднестровского конфликта. Возвращение коммунистов, напротив, будет означать дальнейшую стагнацию и прежние отношения с Москвой и Тирасполем. Чего ожидает от этих выборов Румыния?

- Мы хотим, чтобы Молдавия, которая сейчас проводит реформы, нацеленные на укрепление государства на основе законности и на структурный диалог с Европейским Союзом, продолжала развиваться в том же направлении, так как это поможет быстрее снизить экономическое неравенство между Молдавией и ее соседями из ЕС.

С другой стороны, мы заметили рост интереса к урегулированию приднестровского конфликта в Европе, связанный с тем, что Молдавия особенно важна с точки зрения стабильности в окрестностях Евросоюза. Соответственно, необходимо увеличить роль ЕС на переговорах.

Роль Евросоюза в Приднестровье

- Российский президент Дмитрий Медведев упомянул в октябре Румынию в контексте возможного возобновления переговоров по Приднестровью. Текущий формат международных переговоров («5+2») подразумевает участие Молдавии, Тирасполя, России, Украины и ОБСЕ. Евросоюз и Соединенные Штаты присутствуют в статусе наблюдателей. Румыния пока утверждала, что она участвует в процессе только как член Евросоюза. Не пора ли ЕС начать играть на переговорах более заметную роль?

- Мы хотим, чтобы предстоящий саммит ОБСЕ в Астане стал переломным моментом в этом вопросе. Для этого переговоры в формате «5+2» необходимо продолжить – не только неофициально, но и на официальном уровне. Пока ЕС находился только в статусе наблюдателя, но я считаю, что для него было бы правильным занять на переговорах более заметную позицию. В этом отношении Румыния участвует в переговорах только как член ЕС».

- Через несколько дней после того, как российский президент Дмитрий Медведев упомянул Румынию в контексте возможного возобновления переговоров по Приднестровью, Вы в своем интервью The Wall Street Journal призвали к выводу российских войск из Молдавии. Считает ли Румыния, что спор можно будет разрешить только после того, как уйдут российские солдаты? Не остается ли их присутствие по-прежнему необходимым?

- Это анахронизм и нелепость. Мы приветствуем новую открытость между Россией и НАТО. Г-на Медведева встречали [на саммите НАТО] в Лиссабоне со всеми почестями. У сторон достаточно политической воли, чтобы покончить со всеми последствиями холодной войны, в том числе и с этими замороженными конфликтами, которые мешают политическим отношениям между НАТО и Россией.

- Кто в таком случае заменит русских, и на каких условиях?


- Давайте представим себе, что составлен график постепенного вывода войск. Далее их будут заменять в основном гражданский миротворческий контингент под эгидой Евросоюза. Разумеется, в его составе могут быть и россияне. Румыния, если такая перемена произойдет, не претендует на участие в процессе.

- Спор вокруг Приднестровья может также служить барометром, демонстрирующим отношения между соседними странами. У Румынии никогда не было сердечной дружбы с Украиной. Сейчас, когда Киев, видимо, снова повернулся к Москве, не пересмотрела ли Румыния свою позицию по отношению к Украине – стране, с которой у вас не только общая граница, но и несколько серьезных проблем в отношениях?

 - Скажу просто. У нас нет территориальных споров с Украиной, хотя на этот счет были определенные спекуляции в российских и украинских СМИ. Мы заинтересованы в добрососедских отношениях, в постоянном честном и полноценном диалоге и готовы разрешать практические вопросы, такие, как права украинского меньшинства в Румынии и румынского – на Украине. С целью развития культурных связей мы открыли в Киеве Институт румынской культуры с отделением в Чернаути [Черновцах].

Диалог Россия-НАТО

- Президент Медведев пообещал в Лиссабоне сотрудничать с НАТО по проекту «противоракетного щита», но только, если Москва будет в нем «абсолютно равным партнером». Он также упомянул некую «секторную ПРО», не уточняя, что он имеет в виду. Румыния уже сейчас сотрудничает с Соединенными Штатами, ищущими место для объектов ПРО. Как Бухарест относится к возможному участию России в проекте?

- Речь идет не об одном «противоракетном щите», но о двух разных системах, потенциально способных взаимодействовать. Впрочем, главное в данном случае – это новая психологическая и политическая атмосфера, корни которой лежат в диалоге России и НАТО. Я считаю, что это внушает оптимизм. Как член НАТО Румыния выступает за долговременное партнерство с Россией.

- Некоторые считают, что Россия с помощью подобных инициатив рассчитывает ослабить влияние США в Европе. Как Румыния – член НАТО и союзник США воспринимает действия России в черноморском регионе?

- Лично я не вижу противоречия между отношениями Соединенных Штатов с Европой и развитием европейско-российского партнерства, тем более на фоне перезагрузки отношений между Америкой и Россией.

Однако, чтобы система работала, с обеих сторон должно быть, так сказать, одинаковое программное обеспечение - одни и те же ценности и принципы. Румынию, естественно, интересуют действия России и проекты, которые она реализует в наших общих окрестностях. Поэтому мы уделяем так много внимания любым дискуссиям о европейской безопасности.

- В последнее время у Румынии были дипломатические трудности с Парижем, связанные с высылкой румынских цыган из Франции. Финляндия, Нидерланды и, разумеется, Франция, в которой Вы в свое время были послом, дали понять, что они против назначенного на март 2011 года вступления Румынии в Шенгенскую зону, так как опасаются неконтролируемой миграции цыган. Ситуация с румынскими цыганами – это европейская проблема, или национальная?

- Очевидно, что каждая страна, входящая в Евросоюз, должна защищать свои меньшинства и принимать реальные меры по их социальной интеграции. В то же время, мы не можем ограничивать свободу передвижения румынских граждан, вне зависимости от их этнического происхождения.

Нам необходимо сотрудничать, как с теми странами, в которые направляются мигранты, так и с ЕС в целом. Мы все должны выполнять свои обязанности, но нам также требуется политическое взаимодействие, так как очень трудно социально интегрировать уязвимое меньшинство, которое сталкивают на обочину общества и используют как политический инструмент. Нам нужен диалог, хотя мы не собираемся перекладывать свою ответственность ни на Францию, ни на другие европейские страны.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.