Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Преподавание истории румын нарушает права граждан Молдавии

© коллаж ИноСМИОбъединение Румынии и Молдавии
Объединение Румынии и Молдавии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сама концепция истории румын этнократична, нарушает национальные права и ментальность народов и проникнута идеями построения «Великой Румынии» за счет других народов. Ее отвергли не только в самой Румынии, но и за ее пределами. В том числе решительный отказ преподавания данной дисциплины прозвучал и в Совете Европы. Более того, сами румынские специалисты отмечают, что введение — на недолгое время — этого курса в самой Румынии в 1990 году было ошибкой.

Руководство Молдавии, разрешив Румынии влиять на издание учебников по истории, намерено нарушить законы молдавской государственности, - заявил мультимедийному агентству Новости-Молдова историк и политолог Сергей Назария, прокомментировав инициативу Министерства образования РМ ввести с 1 сентября новые учебники по истории румын, изданные в Румынии.

«Это из ряда вон выходящий случай! Если раньше подобные инициативы проходили довольно скрыто, то сейчас их пытаются претворить в жизнь явно и без стеснения. Таким образом, закладывая идеологическую базу в прорумынском воспитании молодежи, руководство Молдавии стремится сделать ее частью другой страны», - сказал Назария.

«Сама концепция истории румын этнократична, нарушает национальные права и ментальность народов и проникнута идеями построения «Великой Румынии» за счет других народов. Ее отвергли не только в самой Румынии, но и за ее пределами. В том числе решительный отказ преподавания данной дисциплины прозвучал и в Совете Европы. Более того, сами румынские специалисты отмечают, что введение — на недолгое время — этого курса в самой Румынии в 1990 году было ошибкой. Напомним, что единственной страной в мире, где преподавалась не история государства, а история нации, был Третий рейх, где изучалась «История арийского народа». Не думаю, что это самый лучший пример для подражания. Сегодня есть еще одна страна с подобными тенденциями — Косово, где в школах изучается история албанского народа, но вряд ли кто последует примеру Косово, а не цивилизованных стран. По всей Европе уже давно отказались от этнократического подхода к преподаванию истории. Ведь именно националистические настроения и этноцентризм в разных интерпретациях сыграли свою пагубную роль в развязывании Первой и Второй мировых войн», - пояснил историк свою точку зрения.

По его словам, «в любой стране периодически меняется власть, но нельзя постоянно лишь по причине смены руководства полностью пересматривать историю и принцип ее преподавания».

«В преподавании и изучении истории как местной, так и всемирной, мы должны идти по пути национальной, культурной и религиозной толерантности. В Европе уже давно в школах изучают историю по нескольким источникам — на столе у учащихся лежит минимум по два учебника. Но для того, чтобы научить ребят рассматривать совершенно разные точки зрения на одни и те же события, необходимо подготовить к этому и учителей. Молдавских преподавателей 20 лет назад начали приучать к преподаванию истории румын, теперь необходимо их грамотно переучивать. Учитель не должен навязывать детям свою точку зрения, вне зависимости от ее направленности. Пусть дети сами учатся анализировать и делать выводы, давать свою оценку событиям», - подчеркнул Назария.

Министр образования Молдавии Михаил Шляхтицкий заявил, что учебники по истории румын и всеобщей истории будут переизданы при поддержке правительства Румынии.

«Эти учебники необходимы нам для того, чтобы граждане Молдовы знали историческую правду», - сказал Шляхтицкий.

Разработанные в 2001 году, в 2006 году эти учебники были изъяты из школьной программы и заменены на пособия по «Интегрированной истории».

По словам советника премьер-министра по проблемам образования Леонида Бужора, инициатива переиздания данной учебной литературы обсуждалась с президентом Румынии Траяном Бэсеску еще в январе 2010 года во время его посещения Молдовы.

Также остро стоит и вопрос о пересмотре всей учебной программы по истории. Инициаторы нововведений, по словам Бужора, планируют распределить школьные часы исторической науки следующим образом: 45 процентов — история румын, 5 процентов — местная история и 50 процентов — всемирная история.