Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Капитан, ты не станешь майором

© REUTERS/Gleb GaranichРеферендум в Молдавии
Референдум в Молдавии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На своем последнем в 2011 году заседании парламент установил дату повторных президентских выборов. На грани допустимого срока — 15 января. Сделано это было по предложению Мариана Лупу, который до этого вдруг заявил журналистам, что не будет баллотироваться на высший государственный пост. Таким образом, он в любом случае войдет в историю Молдовы со своеобразным антирекордом как четырежды кандидат в президенты.

На своем последнем в 2011 году заседании парламент установил дату повторных президентских выборов. На грани допустимого срока — 15 января.

Сделано это было по предложению Мариана Лупу, который до этого вдруг заявил журналистам, что не будет баллотироваться на высший государственный пост. Таким образом, он в любом случае войдет в историю Молдовы со своеобразным антирекордом как четырежды кандидат в президенты. Но «лишь» трижды — проваленный кандидат. Решение Лупу сняться с гонки лишило его коллег, в том числе союзников по альянсу, удовольствия не избрать Лупу в четвертый раз.

Антирекорд


С учетом того, что в свое время Мариан Лупу покинул взрастившую его Партию коммунистов как раз из-за того, что та не стала выдвигать его в главы государства после апрельских выборов 2009 года, для него этот стыд и позор стал еще и свое-образным наказанием за предательский шаг. Возглавить государство — такой была его голубая мечта. Это признавали даже симпатизирующие Лупу люди из его ближайшего окружения. Когда-то давно очень неглупый представитель штаба Демпартии в частном разговоре говорил: «Изберите Лупу президентом, и «феномен Лупу» навсегда исчезнет из молдавской политики», — явно намекая на то, что президентский пост для новоиспеченного на тот момент лидера и «локомотива» ДПМ является болезненной самоцелью, а вовсе не средством для реализации позитивных общественных политик и даже не одним из этапов политической карьеры.

Что ж, стать президентом у Лупу так и не вышло, а за два последних года, в особенности за последний год, его пресловутый «феномен», построенный исключительно на умении округло и высокопарно выражаться мало кому понятными словами, рассосался как-то сам собой. Во всяком случае сегодня никто — ни аналитики, ни избиратели, ни даже здравомыслящие члены Демпартии — не возьмется прогнозировать повторение весьма относительного успеха ДП под руководством Лупу в случае досрочных парламентских выборов.

Ай-яй-яй, АЕИ


Вдруг выяснилось, что решение Лупу снять свою кандидатуру с президентской гонки было принято в узком кругу однопартийцев, а вовсе не в альянсе. Во всяком случае «заклятый союзник» Лупу по АЕИ Владимир Филат сделал вид, будто подобное развитие событий стало для него и его партии полнейшей неожиданностью. Оказывается, еще накануне, на заседании совета альянса, Лупу по формальным признакам оставался единственным кандидатом от АЕИ. Сегодня, когда ситуация вдруг изменилась, никто не дает вразумительного ответа: что будет с этой шаткой политической конструкцией?

Опять же — по формальным признакам — АЕИ-2 с отказом Лупу баллотироваться в президенты прекратил свое бесславное существование. Общеизвестно, что соглашение о создании альянса предполагало вовсе не «принципы и ценности», а банальный распил должностей и сфер влияния. Каждая из партий, вошедших в коалицию, получила свой кусок пирога, каждый из лидеров этих партий — высший государственный пост. Филат — премьерство, Лупу — президентство, Гимпу — спикерство. Но поскольку голосов правящего альянса хватило лишь на то, чтобы назначить на оговоренную в соглашении должность лишь Филата, Гимпу и Лупу остались при виртуальных взаимных гарантиях. Без избрания Лупу президентом Гимпу не может стать спикером. Таким образом, соглашение о формировании альянса вместе со всеми «секретными приложениями» к нему, если отбросить благоглупости о «принципах и ценностях», в которые никто из членов АЕИ не верит, уже можно считать нарушенным, неактуальным, недействительным.

При этом альянс как бы продолжает сущес-твовать: правительство Филата, составленное по алгоритмическому, коалиционному принципу, не ушло в отставку, а навязанный этим кабинетом пакет «похоронных» бюджетных документов был в рекордные сроки принят всеми голосами членов АЕИ. При этом Гимпу утверждает, что альянсу ничего не угрожает, поскольку Лупу, мол, снял свою кандидатуру не навсегда, а лишь на тур президентских выборов, намеченных на 15 января (чем невольно раскрывает некоторые планы АЕИ продолжать тянуть с избранием президента, проводя тур за туром, возможно, вновь с участием Лупу). Другие же лидеры партий альянса заявляют о том, что соглашение о создании АЕИ можно будет и пересмотреть, в зависимости от развития ситуации, так, чтобы никто из них не оказался вдруг обделенным государственными постами и рычагами влияния.

Что это было?

С одной стороны, отказ Лупу баллотироваться в четвертый раз — свое-образный удар по Филату. Ни у кого сегодня не возникает сомнений в том, что именно Филат через так называемую «группу Додона» сорвал избрание Лупу, перестраховавшись на всякий случай от возможных договоренностей «демократов» с кем-то из представителей оппозиции. Безусловно, Филат планировал провалить Лупу и в четвертый раз, да так, чтобы на провоцируемых им досрочных парламентских выборах от Демпартии не осталось даже неприятных воспоминаний. Сегодня реализация этого, наиболее вероятного, наиболее желаемого, судя по подспудной подготовительной работе ЛДПМ к досрочным выборам, плана Филата — как будто под угрозой. Во всяком случае, насколько известно, никаких договоренностей внутри альянса относительно другого общего кандидата в президенты на сегодняшний день не существует. С этой точки зрения, по всей вероятности, Лупу пытается переложить часть ответственности за срыв этого процесса и досрочные выборы на пока что «чистенького» Филата, который «убрал» Лупу, повторимся, чужими руками. А впрочем, кто там что-то сказал о досрочных выборах?

ДПМ, для которой эти выборы — путь в политическое небытие, постаралась перестраховаться заблаговременно. Еще до того, как Лупу заявил о решении больше не баллотироваться в президенты, якобы независимый Михай Годя опротестовал результаты предыдущего тура президентских выборов в Конституционном суде. По причине того, что, мол, была нарушена тайна голосования. Крайний цинизм: получается, они сознательно нарушали Конституцию, демонстрируя друг другу бюллетени, в надежде на то, что впоследствии сами на себя подадут в Конституционный суд, с радостью его проиграют, и процедура избрания президента начнется с нуля. Ну, а прибавить к этому, что Конституционный суд может рассматривать этот запрос в течение долгих полугода…

Весь смысл игры в том, чтобы можно было не избирать президента, сохраняя при этом альянс. И тянуть с этим до бесконечности: все поправки к действующему законодательству, регламентирующему президентские выборы, принятые АЕИ в последнее время, позволяют добиться этой задачи. Найдут кандидата, не хватит голосов, не найдут — все начнется сначала, и так — до ишачьей пасхи.

И вообще, вся логика действий нынешней власти говорит лишь об одном: что бы ни происходило в процессе избрания главы государства, они найдут повод не распустить парламент и не объявить о досрочных выборах. А даже если и не найдут, все равно не распустят. Они уже узурпировали власть и почти приучили нас жить в условиях, когда власть ими узурпирована. И значит, не стоит надеяться на то, что узурпаторы отдадут узурпированное в ходе честного, демократического соревнования.