На Ратушной площади Копенгагена стоят сотни, а может быть даже тысячи людей. В руках у них смартфоны, направленные на ратушу. Они фотографируют? Нет, на экранах они видят желтых покемонов, выглядывающих из ратуши.


Они смотрят на экран и бросают в покемонов шары poke-baller, чтобы собрать очки poke-poeng (candy). Получив много очков, они получат много шаров, из которых они могут собрать фигуры. В конце игроки борются фигурами друг с другом как воины.

Некритичная похвала

В прошедшие дни я читал статью за статьей об этой игре и о том, как овладеть этой игрой, и тому подобное. Почти все прочитанное было инструкциями для пользователей или похвала без всякой критики.

А где же анализ? Размышления? Разве не это газеты должны давать людям?

Но меня  действительно огорчает, что слишком немногие видят проблему в соединении вымысла с действительностью.

Вымысел и действительность

Pokémon Go в настоящий момент загружен в смартфоны десятков миллионов, которые двигаются повсюду в поисках фантастических фигур (которых можно определить по координатам GPS). На экране ты видишь фигуры в реальном окружении, потому что в игре используется технология так называемой «расширенной реальности» (Mixed Reality): фантастический мир экрана перемешивается с действительностью.

По-прежнему относительно легко можно отличить вымысел от действительности в Pokémon Go, потому что покемоны без сомнения являются фантастическими фигурами, но мы легко можем подумать о том, что виртуальные элементы настолько схожи с реальностью, что мы едва улавливаем разницу. Это технология. И что же происходит?

От мобильного телефона к очкам

Еще больше проблем возникает, если мобильный телефон поменять на очки Mixed Reality, где тебе даже не нужно смотреть на экран, чтобы очутиться в смешанной реальности. В настоящее время эта технология бурно развивается, в частности, компанией Oculus og Leap Motion.

Microsoft и Apple тоже выделяют большие деньги на это. Расширенная реальность вберет в себя не только игру, это всего лишь вопрос времени. Уже идет работа над компьютером, где нет ни экрана, ни клавиатуры.

Лондонский дизайнер Кейичи Матсуда (Keiichi Matsuda) дает интересную (хотя и дистопическую) картину того, как все может развиваться в своем мультипликационном фильме Hyper-reality.

Преувеличение? Не будьте столь самоуверенными.

Шар в движении

Большой интерес к Pokémon Go и внимание со стороны СМИ привели шар в движение: на подходе многочисленные продукты, смешивающие действительность и вымысел, и переход от общества, использующего экран, к обществу, где нет экрана,  будет идти быстрее.

Благодаря этому мы легче сможем исчезнуть в поддельной действительности, хотя это может создавать впечатление того, что мы освобождаемся от нее. Мы двигаемся по кругу в реальности!

Но «реальность» срежиссирована программным продуктом, который создает числовое переживание. Иллюзия, создаваемая этим продуктом, коварна, потому что виртуальный вымысел может задвинуть в тень старую, сероватую действительность.

Война и капитализм

Pokémon Go превращает исторические строения и произведения искусства в декорации зеленого сказочного мира, где речь идет о лишь том, как заработать очки, охотясь на покемонов, в которых мы бросаем шары. Этот «заработок» превращает все в товар, на котором мы можем заработать деньги, или который можно улучшить с помощью полученных очков.

Игра встраивается в инструментальное мышление «цель-средство», где количество переходит в качество. Важным считается получение очков, а не вещь или переживание как таковое.

Вызывает озабоченность также и то, что получение очков означает, что ты хороший воин. За приятной внешностью скрывается позитивная оценка силы, насилия и требование набрать как можно больше очков. Действительность игры становится главной и приучает пользователей к ценностям жестокого мира капитализма и войны.

Реклама и наблюдение

Смешивать действительность и вымысел, а также передавать режиссуру «расширенной реальности» в руки других — не очень хорошая идея, особенно если режиссерами являются транснациональные компании, хорошо зарабатывающие на любителях играть.

Совершенно ясно, что реклама, наблюдение и глубинный анализ данных постепенно станут частью этого мира. Это уже произошло с социальными сетями, и это будет происходить с этой смесью вымысла и реальности.

Отсутствие критики

Понятно, что люди очень любят развлечения, но игра становиться серьезной, когда вымысел вползает в мир, лежащий за пределами экрана, а люди не видят в этом проблемы.

Почему так мало аналитических размышлений вокруг этой новой технологии, которая в столь большой степени может дать другое определение нашей будничной жизни?

Можно, конечно, сказать, что я преувеличиваю, но я не говорю «перестаньте играть».

Я просто ищу хороший анализ, нам нужно это и как можно скорее, потому что крупные компании скоро заставят нас проглотить всю без остатка смешанную действительность.

Нужно ли нам это действительно?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.