1. Культурный диссидент

_______________________________

Aндрей, 16.08.2006 16:15

Доброе время суток, уважаемый доктор! Прочитав вашу последнюю статью был удивлен отсутствием темы религии. Ведь касательно Белоруссии и Украины есть, на мой взгляд очень серьезный конфликтный момент. Польша ведь католическая страна, а Белоруссия и Украина православные.

В случае попадания этих стран в зону влияния Польши, автоматически произойдет и культурно-религиозное проникновение, с чем в России не согласятся никогда.

Вопрос мой в следующем, не считаете ли вы, что взаимная историческая неприязнь между Россией и Польшей, состоит в том , что Польша в глазах России является как бы диссиденткой которая, не территориально, но культурно эмигрировала на запад в лоно католицизма, и как любой присоединившийся, пытается доказать свою преданность новым союзникам, через враждебность со старым(в том числе, через религиозное противостояние).

Я не являюсь националистом, империалистом или еще каким-либо радикалом. В связи с чем мой вопрос продиктован не шовинистическими нотками национального характера, а банальным интересом к этому вопросу. Спасибо за потраченное время. С уважением, Андрей. Москва.

- Андрей, моя статья об исторической уже концепции Ежи Гедройца и Юлиуша Мерошевского. Меня там мало - лишь интерпретация их текстов. Мои суждения о религии найдете здесь А отвечая на Ваш вопрос, спрошу: где Вы видите Польшу 'в глазах России'? В телевидении? В прессе? Нет ее там. Я собираюсь с моим русским коллегой издать альбом 'Поляк и русский: карикатуры друг на друга' и никак не можем найти современных карикатур на поляков, ни одной. Извините за грубость, но России наплевать теперь на Польшу. 'Польский вопрос' - для нее история. Польша теперь никак не угрожает, экономически не интересная. 'В глазах России' скорее увидите Китай, Индию и даже Венесуэлу.

Современная Россия-государство ведет ведь в основном не историческую, а экономически выгодную политику. А публика? - Я вполне согласен с Александром из Москвы (он ставит вопрос ниже), что 'в России людям абсолютно индифферентно, что происходит в Польше, за исключением, наверное, собравшихся на этом сайте'.

Не так уж давно мы исследовали предубеждения к Польше московских студентов. Оказалось, что этих предубеждений нету по простой причине - они ничего о Польше не знают (кроме фильма 'Ирония судьбы, или С легким паром!').

2. без названия

________________________________

Elefant, 16.08.2006 16:48

Шановны пане, не сдается ли Вам, что вопрос относительно поддержки Польшей тех и иных сил на Малой и Белой Руси вообще не является корректным, ибо, как известно, эти гос-ва являются не просто частью бывшей РИ, но и вообще изначально неотъемлемой, мало того, основополагающей частью Руси. И отделены были от нее на долгое время именно благодаря польско-литовской оккупации, в следствии чего и появились культурно-языковые отличия у мало и белоросов от великоросов. Dziekujem za odpowiedz. Elefant

- На этот вопрос ответил ведь Вам Мерошевский в моей статье: пока российский и польский империализмы спорят об украинских, литовских и белорусских землях, шансов на понимание и безопасность не будет. Выход один - независимость и самостоятельность этих народов. И пускай они сами решают свою судьбу.

3. без названия

__________________________________________

Хорошенький такой, 16.08.2006 17:02

Уважаемый г. де Лазари! Как Вы относитесь к миграции населения из вашей страны? В Европе о "польских сантехниках" говорят и даже пишут со злобой и без всякой политкорректности. Надо ли правительству что-то делать (и что именно), чтобы прекратить процесс?

- А по Вашему лучше, чтобы они были безработными в Польше? На то в Европе сняты границы, чтобы каждый человек мог сам решать, где ему работать и жить. Думаю, что лет через двадцать уровень зарплаты и в Польше на столько повысится, что работа на Западе перестанет быть стремлением молодых людей. Экономика дело решит, а не правительство.

4. Образ России

_____________________________________

Иван, г. Красноярск, 16.08.2006 17:56

Доброго времени суток, пан профессор. Регулярно читаю переводы статей из польских газет на сайте ИноСМИ, и регулярно задаюсь вопросом, неужели большинство польских журналистов настолько недалекие и малообразованные люди? Их 'сочинения' даже критикой-то назвать нельзя, это скорее дурно пахнущие помои. Такое ощущение, что они подчиняются чьему-то негласному приказу, 'Ни слова правды о России'. А ведь зачастую именно по публикациям в СМИ (средствах массовой информации) формируется первоначальное представление у людей о той или иной стране. В данном случае образ Польши у россиян. В связи со всем вышесказанным, хочу задать несколько вопросов:

1) Какой представляется Россия простому польскому обывателю ?

2) Какое отношение в Польше к россиянам ?

3) Насколько поляки доверяют собственным СМИ ?

4) Что необходимо предпринять Польше и России для нормализации отношений ?

5) Насколько сильно американское влияние в Польше ?

Заранее благодарен за ответы, если, конечно, таковые последуют. До вас вопросы задавались экс-президенту Польши Леху Валенсе, на подавляющее большинство вопросов он так и не ответил.

- Иван, а Вы сами уверены, что знаете 'правду о России'? Виктор Ерофеев пишет, что Россия - это сказка. Вы в этой сказке разбираетесь?

Я когда-то пошутил, что если у русских не было бы государства, а лишь культура, они были бы любимой нацией поляков. Поляки ведь выбрали 'Мастера и Маргариту' шедевром шедевров мировой литературы. Это в Кракове проводится каждые два года фестиваль Окуджавы. На концертах Краснознаменного ансамбля толпы, то же самое на концертах церковных хоров и на выставках икон. Посмотрите сайт http://www.lecharus.art.pl/. Вы увидите и услышите, как поляки поют по-русски и играют на русских инструментах.

Другое дело - Россия-государство. Его поляки опасаются и поэтому 'не любят'. Доказательства, что есть чего опасаться, они берут, конечно, из истории.

Вы спрашиваете, 'Какое отношение в Польше к россиянам?'. Отвечу так: к русским - в основном положительное, а в россиянах они не разбираются. По-моему - Вы тоже, если ставите такой вопрос.

Поляки более или менее успешно отличали советское от русского, теперь же у нас трудности с правильным употреблением определений 'русский' и 'российский' на польском языке. Впрочем, трудности возникли и у самих россиян.

Некогда существовало себе советское государство, а в нем среди прочих жили русские - с русской культурой, языком и т.п. (не было у них разве что собственной русской компартии). Были советские конституции и институты, был даже советский народ и советский человек. Правда, появлялись непереводимые на другой язык обороты типа 'многонациональное общенародное государство советского народа', были у нас сложности с переводом почетного звания 'народный артист Советского Союза' (narodowy пахло нацизмом/коммунизмом, ludowy - фольклором; Шостакович - 'ludowy артист' звучало абсурдно), однако отличать советское от русского в языке было не слишком сложно. Теперь мы растерялись и не в состоянии найти польские эквиваленты, которые различали бы понятия 'русский' и 'российский'.

На первый взгляд, все как будто просто: Россия - многонациональное государство, и слово 'российский' определяет эту многонациональную государственность (россиянин - это любой гражданин Российской Федерации, независимо от его национальности). Слово же 'русский' определяет принадлежность к культуре собственно русской. Русский вместе с чукчей, евреем и поляком, если они граждане Российской Федерации, суть россияне. Государство - российское, язык, разумеется, - русский.

Наверняка мы бы справились с этой сложностью и на польском языке, возродив для современности и подняв в их стилистическом статусе слова 'Русь', ruski, а может быть, и rusek (я шучу здесь, конечно). Государство по-польски было бы rosyjskie, язык ruski (украинский и белорусский по соображениям политкорректности не были бы ruskimi языками), вареникам, которые по-польски называются pierogi ruskie, имя можно было бы не менять. Это было бы возможно - если бы россияне (то есть - граждане Российской Федерации) сами справлялись с нарицанием имен.

Церковь - русская, однако епископы - российские; общество - российское; российские также католики и инженеры, но мафия и эмиграция - русская; российские - Академия искусств, Фонд культуры, энциклопедия.

Однако поистине неразрешимая сложность возникает тогда, когда русские-россияне начинают говорить о народе. Так, Александр Зиновьев (автор известного 'Гомо советикуса') в одном из интервью сказал, что народы, как и люди, рождаются, созревают, деградируют и умирают, что это аксиома и что 'российский народ' находится ныне в стадии деградации, близкой к смерти. У логика Зиновьева мышление несомненно точное, однако он не уточняет, когда же возник российский народ. До сих пор мы много знали о народе русском и кое-что о советском. Российский народ фактически возник на месте народа советского. Значит, он находится в весьма юном возрасте - и уже успел выродиться? Это невозможно: ведь только в 1990 г. создан первый симфонический Российский национальный оркестр. Он пользуется небывалым успехом в мире и даже не думает умирать. Другое дело - в каком смысле он национальный, если российский, а не русский? Государственный, национализированный? Конечно, так. Но с другой стороны, многие университеты - российские и государственные: значит, 'российский' и 'государственный' - не одно и то же.

Еще более запутанным примером может быть заголовок на страницах www.polit.ru: 'Российский народ - не дикое племя: советские художники спасают Святую Русь от католиков'.

Заголовок издевательский: редакция посмеялась над группой художников, которые выступили с протестом против 'вторжения католицизма' в Россию. Довод протестующих: если 'российский народ - не дикое племя', то уже само присутствие католиков в России унижает ее культуру. Выше я легкомысленно написал, что россиянином является любой гражданин России, а тут оказывается, что любой - но при условии, что он православный. Для поляка диким является факт подписи на таких 'русско-российских' заявлениях разных 'народных артистов СССР', 'Героев Социалистического Труда', 'Лауреатов Ленинской премии' итд. Поляки отреклись от коммунизма и советизации, и не понимают, почему этого не делают русские россияне, а ведь взаимопонимание - первый шаг 'для нормализации отношений'.

'Насколько поляки доверяют собственным СМИ?' - не знаю. Надо было бы спросить у социологов, изучающих такой вопрос. СМИ множество, самых разных уклонов и мнений. Кому доверять? - Либералы доверяют либералам, правые - правым, левые - левым. Одно, думаю, заметно - большинство СМИ не доверяет современному польскому правительству.

'Насколько сильно американское влияние в Польше?' - На деятельность правительства - сильное, на 'толпу' - как где. Большинство - против войны в Ираке, но почти каждый с радостью поехал бы в Америку за заработком. Интеллигенция избегает Макдональдcов, но они не горят.

продолжение следует

____________________________________________________________

Анджей де Лазари: Руслан, всякие фобии чушь ("ИноСМИ", Россия)

Анджей де Лазари: Сергей, я занимаюсь наукой, пробую объяснить полякам Россию, а русским Польшу ("ИноСМИ", Россия)

Анджей де Лазари: Давайте кончать этот неравный бой, а то действительно русофобом стану ("ИноСМИ", Россия)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.