Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Михаил Делягин: Россия что - каждой моське затычка?

Михаил Делягин: Россия что - каждой моське затычка? picture
Михаил Делягин: Россия что - каждой моське затычка? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Надо четко делить страны на способные и неспособные к самостоятельному развитию. Вторые надо либо включать в орбиту своего влияния, становясь их 'хозяевами' (когда это экономически оправдано), либо решать вопросы не с ними, а с их 'хозяевами'. Что, понадобилось вытерпеть попытку геноцида граждан России со стороны бесноватого грузинского Гитлера, чтобы понять, что надо разговаривать не с этим безумцев, а с его хозяевами?

Константин, 01.09.2008 19:47

Вы считаете себя специалистом по математической экономике? Если 'нет', то по какой 'экономике' Вы специализируетесь. Назовите также количество Ваших публикаций. Импакт-фактор этих научных журналов. Ваш цитат-индекс.

Вы меня с кем-то спутали, Константин. Я не ученый, а аналитик. Разница в том, что ученый работает строгими методами над решением задач, решаемых этими методами. В экономике, где даже ВВП развитых стран считается с погрешностью плюс-минус 3% и с существенным опозданием (классический пример - депрессия 2001 года в США, отмененная задним числом, после рутинного уточнения статистики), это драматически сужает круг практических задач, которыми может заниматься ученый.

Аналитик же решает практические задачи, пользуясь теми неполными и не всегда формализуемыми данными, которые есть, и теми методами, которые применимы в конкретной ситуации, отдавая себе и заказчикам отчет в имеющихся погрешностях.

При этом если ценность ученого - в строгом следовании методам, ценность аналитика - в решении проблем. Если брать не Институт, а меня лично, - я занимаюсь механизмами принятий решений в глобальной конкуренции ее субъектами и вопросами корректировки этого процесса. Это практические вопросы, а не научные, и мои результаты (как практические, так и теоретические) меня устраивают.

Что касается публикаций, я не слежу за ними, но интернет позволит Вам быстро ответить на все интересующие Вас в этой сфере вопросы.

Он то плакал, то смеялся, то щетинился, как еж. Он над нами издевался. Ну, сумасшедший, что возьмешь!, 01.09.2008 23:20

Михаил Геннадьевич, каким Вы видите развитие отношений со странами, ранее входившими в соцблок? Мой взгляд на это претерпел значительные изменения. Когда-то я считал, что, освободившись от идеологических шор и отказавшись от неэффективной системы хозяйствования, у бывших республик и соцстран появится отличный шанс постепенно благоустроить свою часть света. Отчасти это, конечно, происходит, но вместе с тем, на мой взгляд, все отчетливее видна несостоятельность этих новообразований и неспособность на самостоятельную жизнь. После демаршей Польши и Прибалтики и совершенно безумной политики Грузии и оранжевых у меня стало складываться совершенно иное представление о том, чем на самом деле был соц. блок. Я думаю, что со мной многие жившие в то время согласятся, что соцблок был в целом дурдомом, где многое было поставлено с ног на голову. Теперь становится понятным, что у России была роль санитара, которого обитатели ненавидели и на которого всему миру жаловались. Но наступил долгожданный день. По просьбам пациентов дурдом распустили. Выпустили тихо- и буйнопомешанных на свободу. Каким образом теперь с невменяемыми, привыкшими к иждивенчеству новообразованиями жизнь налаживать? Здравый смысл здесь отдыхает. Кто-то считает себя Наполеоном (в гимне об этом намекает), кто-то с буйным горским темпераментом всех вокруг пытается перекусать, кто-то от оранжевого мазохизма проваливается в депрессию. Наворотят дел, а потом смотрят отрешенно и трогательно галстук пожевывают. Людей в таком состоянии лечат медикаментозно, а страны? Откровенно говоря, я не вижу способа выстраивать отношения с такими странами также как и с нормальными. Ваше мнение? Спасибо.

Ну, Грузия все же постсоветская страна, а не бывший член соцблока, это большая разница.

Надо четко делить страны на способные и неспособные к самостоятельному развитию. Вторые надо либо включать в орбиту своего влияния, становясь их 'хозяевами' (когда это экономически оправдано), либо решать вопросы не с ними, а с их 'хозяевами'. Что, понадобилось вытерпеть попытку геноцида граждан России со стороны бесноватого грузинского Гитлера, чтобы понять, что надо разговаривать не с этим безумцев, а с его хозяевами?

Что, кто-то еще собирается на равных взаимодействовать с правительствами Прибалтики, а с другой стороны - Косово, Афганистана, Ирака? С их премьерами может встречаться наш начальник отдела профильного министерства - это, за некоторыми отдельными вопросами, вполне соответствует уровню их потенциала.

Вторая группа стран - потенциально способные к развитию. Их интеграция в западную экономику практически нигде не была успешной. В Польше безработица снизилась с 27 до 22% (официально - с 23 до 19%), но в основном за счет бегства населения на заработки. В Венгрии - бюджетные проблемы. Болгария живет пока за счет недвижимости, Словакия - за счет выезда жителей на заработки (Братислава производит впечатление пустого города), Румыния была столь бедна, что пока может улучшать свое положение за счет европейской помощи. Даже Чехия испытывает трудности после сокращения российского туризма.

Это не случайно: Восточная Европа может производить товары для сбыта в России, но для Западной Европы она неконкурентоспособна - и интеграция привела к растущим экономическим трудностям.

Мы должны учитывать их, рассматривая сотрудничество с ней как форму экономической помощи, и предоставлять эту помощь не из гуманитарных, а из конкретных политических и коммерческих интересов. И не забывать, что Восточная Европа - это уже не наша проблема; если Евросоюз не может или не хочет развивать ее, бремя своих ошибок должен нести он. Мы же не должны позволять ему даже пытаться перекладывать на нас бремя своих просчетов, в том числе в Восточной Европе.

Владимир, Киев, 01.09.2008 23:32

Последние несколько дней всякие умные политологи опять обсуждают возможность вступления России в ВТО. И почему-то никто не говорит, что Грузия - член ВТО, как и Украина, против которой Россия вводит экономические санкции. Так о чем вообще разговор? Естественно Грузия блокирует вступление России в ВТО, как раньше Польша. Или я чего-то не понимаю?

'Умный политолог' - это катахреза, как 'научный коммунизм' или 'объективистский фундаментализм'.

Что Грузия и Украина будет блокировать вступление России в ВТО - очевидно для всех, владеющих темой, и в России широко обсуждается. При этом против Украины экономических санкций Россия не вводит; более того - наше 'умное' руководство, без каких бы то ни было условий, оказывает ей значительную финансовую помощь, отказавшись повышать цены на газ в 2009 году (он будет поставляться по ценам 2008 года). Но Украину пустили в ВТО ровно для того, чтобы она блокировала присоединение России, и эта миссия будет выполнена.

Но Грузия и Украина в этом вопросе (как и в ряде других) - не более чем инструменты развитых стран; не было бы их - эту функцию выполняла бы какая-нибудь Папуа - Новая Гвинея.

С осени прошлого года (как минимум) не вызывает сомнений, что развитые страны, прикрываясь политическими претензиями, не хотят пускать Россию в ВТО и не пустят - просто потому, что наши переговорщики сделали им слишком много уступок, заставив Россию выполнять их в одностороннем порядке. То есть Запад уже получил все, на что мог рассчитывать, и даже больше; присоединение России к ВТО не дало бы ему никаких дополнительных выгод, но возложило бы на него дополнительные обязанности по отношению к России уже как к члену ВТО. Поэтому его представители стали изобретать самые бредовые предлоги, чтобы нас в ВТО не пускать (вплоть до того, что представители Еврокомиссии предъявляли нам ультиматумы, на которые просто не имели мандата).

И большое им за это спасибо, так как в России никакой реальной подготовки к присоединению к ВТО (кроме пропаганды, саморекламы реформаторов и отмены системы стандартов, в том числе в сфере безопасности) не велось. Не только не было (и нет) усилий по необходимой модернизации экономики, но даже подготовки юристов и маркетологов должной квалификации и специализации не ведется. Что там говорить - провалено даже простое информирование директоров о сути соглашений ВТО.

Так что России в ее современном состоянии ВТО строго противопоказано, и рвутся в него лишь либеральные фундаменталисты, которым нужно лишний раз доказать свою лояльность нашим стратегическим конкурентам.

Владимир, 01.09.2008 23:37

Чем отличается вторжение Грузии в Южную Осетию от вторжения России в Чечню (в первую и вторую войны)?

Первая чеченская война, при всей ее мерзости, была и защитой от оргпреступности, которая приобрела значительный политический вес и к середине 1994 года создала реальную угрозу перехвата власти в масштабах Российской Федерации. Да и в меньших масштабах это был, по сути, бандитский террор, - чего стоят одни 'чеченские авизо' и массовые похищения людей по всей России с целью получения выкупа и обращения в рабов. Представители Южной Осетии, насколько известно, ничем подобным в Грузии не занимались. Поэтому агрессия Грузии не была самозащитой и не была ничем спровоцирована.

С другой стороны, никто в России не ставил задачей и не осуществлял геноцид чеченского народа (удар по Грозному в 1995 году был ударом, прежде всего, по его русскому населению - это военное преступление, но не геноцид). Расстрел же беженцев из Цхинвала свидетельствует о том, что грузинское руководство планировало не этническую чистку (изгнание населения), но именно геноцид, то есть его истребление.

Существенно и то, что Грозный начали обстреливать и бомбить только после того, как в нем начали жечь входившие в него российские войска, а не в качестве превентивной меры. Огромные излишние жертвы российских войск как раз и были вызваны отношением (особенно на первом этапе) к бандитам как к обычным мирным гражданам России, имеющим все неотъемлемые права гражданина.

Нелишне напомнить особо забывчивым и то, что Грозный был разрушен не за одну ночь, а в результате боев, шедших несколько лет.

Нельзя не обратить внимания на наличие грузинских сел в Южной Осетии (из которых, собственно, и осуществлялся удар агрессоров): это юридическое доказательство толерантности югоосетинских властей. Особо забывчивым следует напомнить, что невайнахские (в основном русские) села в Чечне к началу первой чеченской войны были практически полностью 'зачищены' в результате этнической чистки с явными элементами геноцида. В ее ходе русское (да и все невайнахское) население Чечни было лишено всех прав и истреблялось, изгонялось либо превращалось в рабов. В Южной Осетии подобного не происходило и, соответственно, не могло быть причиной военных действий.

С другой стороны, в России спокойно живет огромное количество чеченцев. Многие из них занимаются бизнесом (в том числе крупным), а некоторые даже занимают высокие государственные должности. В Грузии живет значительное число осетин-христиан, но осетины-мусульмане (живущие в Южной Осетии) таких возможностей не имеют в принципе.

Существенно и то, что чеченское население России, несмотря на две войны, существенно увеличилось в численности, что наглядно свидетельствует об относительно благоприятных условиях жизни его представителей. Осетин-мусульман же на территории Грузии практически нет, что говорит само за себя, а в Южной Осетии роста населения не наблюдалось.

Подводя итог: первая (и тем более вторая) чеченская война была актом самозащиты от неспровоцированной агрессии в условиях крайне терпимого отношения к чеченцам, и чеченский народ вполне оценил это, проголосовав, несмотря на все трагедии, за жизнь в составе России.

Агрессия же Грузии на Южную Осетию не была спровоцирована и не была актом самозащиты. За последний месяц я узнал достаточно о том, как это происходило, чтобы написать об этом целую книгу, - боюсь только, что она будет ужасной для отношений российского и грузинского народов.

Петро Дворцовый, 01.09.2008 23:52

Не пора ли выгонять из ЕС Польшу и Прибалтику? Очевидно, что США поставили перед этой разменной монетой задачу провоцирования России всем, что взбредет им в голову. Без этих тявкающих мосек отношения между "старой" Европой и Россией были бы прекрасными. Намекните "старой" Европе о такой постановке вопроса: возможно, одной постановки вопроса окажется достаточно для затыкания пасти мосек.

Не стал бы говорить в таких терминах о странах и народах: речь идет об элитах и деградирующих социумах.

США раскалывают Евросоюз провоцированием Польши и Прибалтики - Вы заметили это верно, но это не наша забота. Виртуозное иждивенчество Восточной Европы теперь легло на плечи Запада, и не стоит вновь навьючивать его на себя даже в части постановки задачи 'затыкания пасти'.

Россия что - каждой моське затычка?

Если Евросоюз не 'затыкает' эти 'пасти', - значит, он недостаточно заинтересован в сотрудничестве с Россией, и надо не навязываться, а отойти в сторонку и переориентировать все, что можно, на более перспективные направления. Это особенно актуально, если учесть, что экспорт нефти и газа на Запад практически не имеет смысла - критически значимую часть вырученных от этого средств мы оставляем на том же Западе, не имея реальных выгод.

При этом Польша приносит России огромную пользу. Наши отношения, например, с Германией имеют свои подводные камни, - но проблемы волшебным образом снимаются, стоит только упомянуть польское руководство.

Представитель середины элиты нижнего класса, 02.09.2008 01:44

Господин Делягин, я думаю, перед Россией стоит намного больше внутренних и внешнеполитических проблем, чем перед странами Запада. Думаю, невозможно их решать в состоянии перманентного аврала, постоянно туша пожары и перекрывая бреши. На мой взгляд, одним из фундаментальных решений многих проблем было бы искусственное ускорение формирования среднего класса в России. Уверен, что многочисленный средний класс - залог и стабильности и дальнейшего развития. Средний класс - это корень, от которого все произрастает. Не вина людей, что после советской власти и 'семибанкирщины' они не имеют достаточных накоплений и привыкли к низкому, но гарантированному государством уровню жизни. Если изменили строй с распределительного административно-регулируемого на свободный рынок, то, на мой взгляд, справедливо отдать долг тем людям, которым все эти годы крылья обрезали. Я, возможно, прожектерствую, но вот Вы, как экономист, меня и поправьте. Не надо изобретать велосипед. В Америке средний класс сформировался и поднялся благодаря домовладению. Домовладелец вытягивает многие отрасли экономики. Почему бы и в России не спонсировать строительство частного жилья? Составить реестр территорий, где от 60% (где-нибудь на Дальнем Востоке) до 40% (в средней полосе России) и до 5% в Москве и Питере строительство личного (имею в виду собственный дом/коттедж) жилья было бы компенсировано государством. Разработать на федеральном уровне кодекс как Петр I для Питера, как эти дома должны выглядеть, чтобы не понастроили курятники. Правила как они должны располагаться, чтобы не получился лабиринт. И пусть все в рамках общих для всех ограничений расстраиваются, чтобы местные чиновники не имели права голоса и не могли на тормозах все спустить. Гарантировать спонсирование определенного процента затрат для постройки типовой школы, если комплекс насчитывает определенное количество домов, больницы, спорткомплекса при достижении каких-нибудь дополнительных критериев. Освободить от налога на недвижимость лет на 10-15. Спонсировать подводку коммуникаций. Ваше мнение???

Это хорошая идея, она мне нравится, и она вполне реализуема при наличии минимального желания. В средней полосе и благоприятных для жизни регионах вообще можно ограничиться бесплатным строительством инфраструктуры и введением нормальных регламентов застройки. В регионах же, которые по тем или иным причинам нужно осваивать, государство может оплачивать до 70% стоимости жилья - как делают китайцы в Тибете.

При этом конечно, непомерная стоимость жилья должна быть снижена за счет демонополизации строительного комплекса и расширения предложения.

Леонардович, 02.09.2008 02:47

Российская пресса пишет - "Уже сейчас в США и ЕС имеется свыше 100 млрд. долларов, которые давно по решениям судов признаны нелегально вывезенными из России (и СССР): их, в соответствии с национальным законодательством надлежит вернуть в РФ. Однако этому препятствует действующее в настоящее время российское законодательство, из которого фактически исключено понятие 'конфискация имущества в пользу государства', имеющееся во всех развитых странах мира. Принятие соответствующих поправок, на котором уже со времен правительства Примакова почти 10 лет настаивают МВД и Генпрокуратура, парализовано в Госдуме, где они обычно отклоняются". В связи с этим вопрос - будет ли принят этот закон при президенте Медведеве, который объявил о борьбе с коррупцией. Но за 8 лет при президенте Путине этот закон не приняли, и это с учетом того, что в Госдуме большинство у 'Единой России'. А у истоков создания партии 'Единая Россия' стоял Путин.

В 2003 году этот закон как раз 'Единая Россия' и отменила, сделав тем самым колоссальный подарок коррупционерам всех мастей, - правда, в том числе и беспартийным. Однако у вас устаревшие данные: недавно этот закон все-таки приняли, хотя и не совсем в правильном виде. Однако в нашей стране, к сожалению, реальное значение имеют не законы, а практика их применения, которая пока носит безрадостный характер.

Что собирается делать по этому поводу президент Медведев - хороший вопрос, но к нему, а не ко мне.

У меня вызывает сомнения лишь приведенное Вами число; думаю, стоит повнимательней проверить надежность источника, так как российские СМИ довольно часто (особенно после формирования цензуры) публикуют непроверенную информацию.

Константин, 02.09.2008 03:55

Здравствуйте, Михаил. 1) Сразу сноску прошлый интервьюер, некто Наталия Нарочницкая в ответ на мои вопросы по поводу КНР ответила просто и без обиняков: "Китай - НАШ ВРАГ!" (в тексте ответов Н. Нарочницкой такого нет - прим. ИноСМИ). Скажите, Вы тоже так считаете? 2) По поводу развития инфраструктуры Дальнего Востока. Как известно с Дальнего Востока идет постоянный отток жителей. Происходит это, несмотря на все так называемые усилия нашего правительства. Также известно, что этот отток жителей происходит по 3 причинам, причем 2-я причина вытекает из первой. 1-я причина - это неразвитость инфраструктуры. 2-я причина - это непомерные цены на перемещение. 3-я причина - это неразвитый рынок труда, причем для его развития есть все средства, но как обычно нет возможности для реализации данных проектов. И вот такой вопрос: готовы ли господа, сидящие в Москве и принимающие решения, оставить на Дальнем Востоке военные части (2-й вопрос у них решен - по крайне мере, в отпуск у семьи военных бесплатный перелет до Москвы и обратно) и население, которое обслуживает эти военные части, или готовы развивать дееспособные и экономически независимые ячейки общества? Сейчас же ситуация выглядит прямо-таки неприглядно. Финансирования развития экономических проектов нет, а если и есть, то все равно все средства крутятся в Москве. Принятия решения в виду отсутствия прав и каких-либо возможностей нет. Идет постепенная деградация. Организуется этакий малозаселенный заповедник, в котором по прошествии некоторого времени при незначительных денежных вливаниях со стороны зарубежных стран образуется 5-я колонна и начнется процесс отторжения этих территорий от России. А тут заинтересованных лиц будет пруд пруди.

1) Китай нам не враг; вообще подобные истерики неуместны, а в отношении более сильных и развитых стран (а Китай уже и первое, и второе) - крайне опасны. Возвышение Китая возвращает биполярную систему, где он будет в роли США, а США - в роли СССР. Россия должна занять место в 'движении неприсоединения' (в идеале - возглавить его), получая выгоды от обеих противодействующих сторон. Это требует балансирования и не допускает истерик.

Китай нам - стратегический партнер, что означает дружбу и сотрудничество по одним направлениям, и конкуренцию и соперничество по другим. Сегодня мы должны опираться на него против Запада, но это положение сохранится не очень долго.

2) Пока я не вижу реальных попыток на деле, а не на словах начать комплексное экономическое развитие Дальнего Востока. Усилия Козака в Минрегионразвитии и реализация отдельных проектов обнадеживают, но недостаточны.

Константин, 02.09.2008 04:08

3) Когда на ваш взгляд будет решен вопрос по поводу НАМЕСТНИКОВ МОСКОВСКИХ. В Благовещенск Амурской области, где я проживаю, прислали некоего Колесова. До этого был бардак, а тут еще отдали область на "кормление". По-другому это назвать нельзя. Мало того, что идут постоянные скандалы в Белом доме по поводу коррупции, нецелевого расходования средств и т.д. Так еще и московские чиновники делают вид, что ничего не происходит. Когда наконец-то будет решаться вопрос о назначении профессиональных и главное честных людей на места губернаторов. 4) Сейчас происходит постепенное сворачивание нормальных отношений с КНР и иже с ними. Не можете ли вы сказать, почему безвизовый проезд в КИТАЙ был сокращен с 2 месяцев до 15 дней. Сейчас для путешествия в Санья и т.д. обязательно требуется получение ВИЗЫ. Я так понимаю это еще одна кормушка для взяток и т.п. унижающая НАС как граждан. Получаются, нам Гражданам не верит так называемое правительство, которое мы же и содержим и выбираем. 5) Может быть, вы знаете, когда может начаться постройка моста через Амур в районе Благовещенска. Все мэры и губернаторы приходят под лозунгом - построим МОСТ. Уже смешно звучит, как построим Коммунизм в отдельно взятой местности. Постройка моста через Амур отложена до второго пришествия. В то же время область не развивается, рынок сбыта, труда и т.п. отсутствует, и даже в вопросе создания какой-то маломальской инфраструктурной сетки наши чиновники чинят препятствия, как в Москве, так и на местах, забыв о своих лозунгах и обещаниях. 6) В связи с мерами по ограничению некоторых условий в ВТО, известно ли ВАМ когда наконец-то будет создано нормальное соглашение с КНР о доступе наших стран на банковские рынки друг друга. Вхождение на рынок обусловлено только покупкой активов друг друга, а самостоятельного выхода быть не может, поэтому в этом вопросе получается неравноправие. Если китайские банки могут себе позволить покупать активы наших банков ввиду их многочисленности и малой капитализации, то мы войти в их банковскую систему не можем в принципе.

3) Это вопрос не ко мне, а к президенту Медведеву. Я думаю, что до системного кризиса превращения профессионализма в основной критерий назначения тех или иных чиновников мы не дождемся. Это, кстати, основной аргумент в пользу возврата к губернаторским выборам (хотя и они не панацея от преступников, идиотов и клоунов).

4) Вообще-то визовый режим для поездок российских граждан в Китай устанавливает китайское правительство, а не российское, так что ваш пыл направлен не в ту сторону. Некоторое ужесточение визового режима было вызвано подготовкой к Олимпиаде и беспорядками в тибетских районах Китая (я тоже от него пострадал, так что знаю); если через некоторое время он не восстановится, - это будет еще одним признаком изменения отношения Китая к России из-за ее все более очевидной слабости.

Хотя насчет Саньи вы, по-моему, что-то напутали.

Константин, 02.09.2008 04:17

7) Почему правительственные чиновники Москвы так боятся ассимиляции китайцев в России. Ведь сейчас политика миграции населения без предоставления гражданства способствует возникновению так называемых чайна-таунов и ухода средств на содержание своих семей обратно в Китай. В тоже время ассимилированные, прожившие всего одно поколение в России, китайцы по своему менталитету становятся РУССКИМИ, и отстаивают интересы России еще побольше нас русских. Почему сейчас нет ни одной программы по ассимиляции китайского населения, а есть нагнетание страхов перед китайцами и развитие ксенофобии на местах? 8) Известны ли вам программы по развитию промышленного производства на Дальнем Востоке? О сырьевых проектах и проектах а-ля пропаганда типа мостов на остров Русский и т.п. можете не распространяться. С уважением. Жду ответ на каждый из вопросов, и желательно без общих слов, как тут любят отвечать некоторые интервьюируемые, когда им нечего сказать Kartahena9@mail.ru

7) Потому что китайцы практически не ассимилируются - ни в России, ни в других странах. Программ же ассимиляции некоренного населения в России нет из-за противодействия либеральных фундаменталистов всех мастей (это, мол, неполиткорректно, и западные гранты им дают не для этого) и активного неприятия лидеров национальных диаспор (так как именно отделенность, неинтегрированность членов этих диаспор дает им власть над ними). У государства же в этой сфере никакой внятной политики нет, - как, впрочем, и в большинстве других критически значимых для выживания России сфер.

8) Реальные программы - не известны. Освоение Нижнего Приангарья - это все же Восточная Сибирь.

Алексей, 02.09.2008 10:03

Г-н Делягин! На вашем персональном сайте опубликованы следующие слова (я так понимаю, Вы автор): "Увы! - информационный и внешнеполитический крах в Южной Осетии показывает, что наша бюрократия не использует эту возможность". В связи с этим у меня три вопроса: (а) кого вы считаете своим учителем в области геополитики? (б) как вы сами считаете, насколько нынешнее политическое руководство страны готово прислушиваться к результатам вашего геополитического анализа и тем выводам, которые вы из него делаете? и (в) чьи интересы вы представляете, подготавливая свои публикации?

А) Из покойных и иностранцев - Тойнби, Гопкинс (помощник Рузвельта), Черчилль, Даллес, Панарин, Бжезинский, Киссинджер. Но большинство живы и работают, поэтому называть их рано, да и невежливо.

Б) Не готово; некоторые продвигаемые Институтом проекты реализуются не потому, что это посоветовали именно мы, а потому, что они необходимы.

В) Смею надеяться, интересы России.

Руслан, 02.09.2008 13:28

Уважаемый, Михаил. Ваш послужной список уж как-то больно резко обрывается в 2003 году. Как говорил ваш тезка Михаил Жванецкий: "А почему собственно?"

Он не обрывается - я выполнил весьма существенную работу в партии 'Родина', которая как раз в то время из 'президентского спецназа' превратилась в выразителя интересов основной части российского общества, за что и была уничтожена, и сейчас выполняю не менее существенную работу в рамках ИПРОГа.

Если Вы имеете в виду госслужбу - на нее надо идти, если можно сделать что-то полезное. Торможение губительной для России реформы электроэнергетики на 8 месяцев - это достойный результат. В настоящее время госслужба устроена так, что приносить на ней действительную пользу России, а не удовлетворять собственное самолюбие, экономисту практически невозможно. Поэтому я стараюсь приносить пользу своей Родине в других проектах.

Андрей, 02.09.2008 13:59

Здравствуйте. Как, по Вашему мнению, почему российское руководство постоянно дистанцируется от народов стран бывшего СССР? Ведь если бы у РФ была четкая, внятная позиция, предпринимались соответствующие шаги направленные ХОТЯ БЫ на экономическую и культурную интеграцию наших народов, многих последствий сегодняшнего дня просто не было бы - Грузия, Украина. Свято место пусто не бывает. Россия ушла из этих стран, и там сразу же ЛЕГАЛЬНО появились ДРУГИЕ. ПОЧЕМУ?

Российское руководство все еще не способно обустроить саму Россию и не имеет внятной позиции по ключевым вопросам, касающимся ее собственных граждан; что уж спрашивать с него за его поведение по отношению к гражданам других государств...

Санек, 02.09.2008 21:21

Михаил Геннадьевич! Ясно всему миру, что Россия без победоносной войны не может. Режим Путина держится исключительно на силовиках. Не так ли?

С добрым утром! Рад сообщить вам свежую новость - у нас в России уже довольно долго, выражаясь вашими терминами, 'режим Медведева'. Понятно, что вы его, наверное, не выбирали, - но в интернет-то заглядывать иногда надо?

Что касается 'всего мира', то такой общности в природе не существует. Есть США, есть Европа (с существенной натяжкой объединяемые в понятие 'Запад'), есть Китай, арабский мир, Индия, Япония, Центральная и Латинская Америка... Вообще, в некоторых ситуациях большую пользу пытливому уму может принести такой прибор, как глобус.

Что касается 'победоносной войны' - Россия как-то вполне неплохо 'могла' без нее сначала с 1945-го по как минимум 1994-й, а потом как минимум с 2001-го по 2008-й годы.

Что касается 'силовиков' - 'режим' держится не только на них, но и, например, на разветвленном клане либеральных фундаменталистов, и конкуренция этих двух кланов (как и конкуренция внутри них) до определенного уровня укрепляют его.

Надеюсь, вы получили ответ на интересующий вас вопрос. Если нет - я довольно часто даю пресс-конференции в интернете и верю: вы без труда сможете конкретизировать вопрос до уровня, позволяющего найти в нем какой-нибудь смысл.

mike, 03.09.2008 09:28

Михаил, а что случилось с Институтом проблем глобализации?

Ничего, Институт работает. Некоторые люди в разной форме не выдерживают интенсивной работы, некоторые уходят в иные структуры, - это жизнь, ничего не попишешь, им на смену приходят другие.

Более того: после довольно длительного и бурного обсуждения моей кадровой политики она была в целом одобрена, а мои полномочия - расширены.

Makar, 04.09.2008 08:24

Уважаемый Михаил! Ваши иногда очень откровенные анторроссийские выпады шокируют. Такое ощущение, что Вы делаете это намеренно, но не по своей воле... Просить вас сделать тот или иной прогноз я не буду - ни один Ваш прогноз не сбылся даже на 20%. История вашего "успеха" мне ЛИЧНО хорошо известна, да и вам самому тоже... Вопрос: кто финансирует деятельность Совета по внешней и оборонной политике? И почему случается так, что каждый из третьесортного ряда политиков и экономистов, выкинутых из своих кабинетов, обязательно становится антироссом?

1. Уважаемый Makar, вы меня с кем-то путаете - я не делаю 'антироссийских выпадов' (и даже не использую латиницу для набора русских имен).

2. Судя по тому, что вы пишете про мои прогнозы и успехи, вы продолжаете меня с кем-то путать. Думаю, вам стоит напрячься, зайти на мой сайт и почитать, что там написано - или попросить кого-нибудь грамотного почитать вам вслух.

3. Источники финансирования Совета по внешней и оборонной политике раскрыты на его сайте - если вы еще умеете читать (а не только выражать свои эмоции по поводу неизвестных вам вещей), вы можете с ними ознакомиться.

4. Думаю, если вы выпьете немного успокоительного, почитаете внимательно учебник русского языка для 5 класса и подышите свежим воздухом, вы сможете переформулировать свой заключительный вопрос так, чтобы в нем появился какой-нибудь смысл, - и я с удовольствием отвечу на него в одной из следующих пресс-конференций в интернете. Желаю вам успеха в этом нелегком труде.

Сергей, 02.09.2008 15:29

Что вы скажете о будущем России?

В 2000-е годы в России вполне осознанно создана экономическая и политическая система, в принципе не способная к развитию. Поэтому неизбежен системный кризис, то есть утрата государством контроля над важнейшими сферами общественной активности; конкретные его формы могут быть различными - от 'дворцового переворота' (то есть мягче, чем в 1998 году) до некоторого аналога 1917 года с полным разрушением страны и социума.

Нынешнее почти двукратное удешевление нефти и двукратное падение фондового рынка - катализатор этого системного кризиса. В его ходе, если Медведев не удержит ситуацию (хотя во время грузинского кризиса он показал себя неожиданно хорошо) к власти придут случайные и не отягощенные высокой моралью люди. Скорее всего, это будут выходцы из нынешних второго-третьего эшелонов власти, не успевшие себя серьезно скомпрометировать, обладающие хорошими управленческими и политическими навыками, связями и финансовыми ресурсами.

Однако они будут очень четко и на личном опыте помнить, что пренебрежение общественными интересами ведет к катастрофе, - точно так же, как управленцы поколения Хрущева и Брежнева четко и на личном опыте помнили, что к ней ведет пренебрежение интересами обороноспособности.

И вот этот страх будет достаточен для того, чтобы обеспечить целому поколению новых российских лидеров относительную вменяемость, стремление к службе интересам своего общества.

Если они окажутся компетентны, российское государство оздоровится, начнет проводить разумную политику в интересах общества, и из роста уровня жизни постепенно вырастет демократия - разумеется, не западная, а специфически российская.

Если же они окажутся некомпетентными, России вряд ли удастся сохранить полноценный контроль за территориями к востоку от Урала, не говоря уже о юге Европейской части России (а отнюдь не только Северном Кавказе), Татарии и Башкирии, Калининградской области. По сути, это будет завершением истории российской цивилизации и даже российской культуры в их традиционном понимании.

Смысл моей деятельности в последние десять лет заключается в том числе в разъяснении обществу того, что в условиях системного кризиса даже ультраслабое воздействие может стать решающим, то есть, даже отдельные люди, не говоря уже о группах лиц, смогут определить будущую траекторию движения России. При этом они в принципе не будут способны сознавать последствия своих усилий - 'нам не дано предугадать, как слово наше отзовется', а как отзовется 'дело' - тем более. Мы вновь, как это бывает в кризисах, столкнемся не просто с возможностью, но и принудительной обязанностью исторического творчества. Ничего приятного в этом нет, но к этому нужно быть готовыми хотя бы для того, чтобы помочь своей стране, а не угробить ее, как в 1991-м, и не упустить исторический шанс, как в 1998 году. Как пел Высоцкий - 'не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять'.

Михаил, Новосибирск, 02.09.2008 17:29

Уважаемый Михаил Геннадьевич! Как Вы думаете, наука должна обязательно приносить пользу обществу или бизнесу, или она представляет самоценность? Что из ваших научных достижений вы считаете наиболее важным, ценным для вас?

Наука, если не путать ее с грантоедством или бюрократической шизофренией, которой она все чаще становится не только у нас, но и в развитых странах, есть поиск истины. Я занимаюсь в основном аналитикой: к счастью - потому что официальная наука вырождается, и, к сожалению, потому что подлинная наука - это также прекрасно, как и подлинная любовь.

Добросовестный поиск истины - самоценность с эстетической точки зрения; с практической же он всегда, хотя и далеко не сразу, приносит значительный экономический эффект. Проблема фундаментальной науки - в невозможности спрогнозировать сроки, масштабы и направления, в которых ее финансирование даст прибыль. Однако если поддерживается именно поиск истины, а не социальный уклад мелких клерков, гордящихся своей принадлежностью к науке, фундаментальная наука в целом обязательно приносит огромную прибыль - к сожалению, в случае массовой 'утечки мозгов' не обязательно той стране, которая вкладывает в нее деньги. Это локомотив качественного, технологического развития.

Для меня наиболее важны 4 собственно моих научных результата:

1. Выявление того, что при глобализации наиболее прибыльным из общедоступных и, соответственно, наиболее важным видом бизнеса стало человеческое сознание.

2. Выявление комплексного характера кризиса систем управления в условиях глобализации (включая неспособность справиться с взрывообразным ростом объема информации - второй 'кризис Гутенберга').

3. Выявление комплексного и многоуровневого характера кризисов, в которые входит сейчас человечество (от кризиса понимания демократии до кризиса перепроизводства продукции информационных технологий и современных систем управления).

4. Формулирование на основе анализа развертывания ипотечного кризиса в США закона сохранения рисков: снижение индивидуальных рисков элементов системы ведет к нарастанию системных рисков вплоть до ее разрушения.

Валерий, 02.09.2008 18:38

Народные предприятия в России. Михаил, в России требуется масса производств, которые были в свое время развалены, разграблены и прочее... Нехватку многих жизненно необходимых материалов, комплектующих, оборудования приходится закупать за рубежом - развивая "вражеские" фирмы. Все появившиеся деньги новые русские тратят или на квартиры в Лондоне или на Куршавель... Как вы относитесь к следующей идее. Государство строит (на бюджетные деньги) завод с современным оборудованием, технологиями для выпуска импортозаменяющей продукции. Организуется ФИРМА (со своим собственным брендом) и акционируется (уже готовое производство, а не пус