Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Перезагрузка: предварительная оценка

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Одним из самых неверно истолкованных и разрекламированных действий администрации Обамы является «перезагрузка» отношений с Россией. Сторонники Обамы провозглашают перезагрузку крупным, если не историческим, дипломатическим достижением, а его оппоненты осуждают президента, называя этот процесс «предательством верных союзников».

Одним из самых неверно истолкованных и разрекламированных действий администрации Обамы является «перезагрузка» отношений с Россией. Сторонники Обамы провозглашают перезагрузку крупным, если не историческим, дипломатическим достижением, а его (более потерявшие рассудок) оппоненты осуждают президента, называя этот процесс «предательством верных союзников», сравнимым в своей нравственной испорченности с Мюнхенским соглашением, которое европейские государства подписали с Гитлером.

Если кто вдруг забыл, начало перезагрузки нельзя было назвать особо успешным, так как в Госдепартаменте США не нашлось человека с достаточным знанием русского языка, необходимым для выражения такой сложной концепции как «перезагрузка», и вместо этого на красной пластиковой кнопке, презентованной Хиллари Клинтон Сергею Лаврову, красовалось слово «перегрузка». Я бы лично поспорил, что с того неловкого мартовского дня в 2009 году перезагрузка и дальше шла не очень-то гладко, но вместо того, чтобы разбираться с огромными завалами риторики вокруг этого вопроса, я решил, что гораздо более полезно будет вкратце рассмотреть реальные достижения (какими бы они ни были) новой российской политики администрации Обамы.

Так чего же на самом деле добилась перезагрузка? Не очень много! Первым главным «достижением», более того, вероятно, единственным реальным достижением, на которое может указать любой человек, не являющийся членом администрации Обамы, это давно ожидаемый новый Договор СНВ. В отличие от многих американских консерваторов, я не вижу в этом соглашении ничего предосудительного: в его рамках количество ядерных боеголовок сокращено с числа, примерно достаточного для того, чтобы уничтожить все на Земле 30 раз, до числа, примерно достаточного, чтобы уничтожить все 10 раз. Если остановиться и подумать, становится понятно, что на самом деле это кажущееся различие, которое никак по-настоящему не повлияет на безопасность США (любой субъект, которого устрашали 5000 с лишним ядерных боеголовок на вооружении Америки, будет не менее напуган и оставшимися 1500). Меры по укреплению доверия, прописанные в соглашении, вызывают не больше возражений, чем желание сократить общее число ядерных боеголовок, однако их эффективность, скорее всего, будет значительно ограничена, так как, по общему мнению, американский и российский военный и внешнеполитический истэблишмент по-прежнему питает к своим визави глубокое отвращение и недоверие.

Вторым крупным событием, которое считается частью «перезагрузки», является решение США убрать системы ПРО из Польши. Звучит как большая победа Кремля, верно? Для американских консерваторов и многих конгрессменов-республиканцев это, возможно, самый безответственный и предосудительный шаг администрации Обамы, и многие люди охрипли от крика, порицая наивность, беспомощность и просто-напросто глупость этого решения. 

Но какова реальная позиция Барака Обамы по поводу противоракетной обороны, неужели он выступает против? Нет! Администрация Обамы очень последовательно утверждает, что противоракетная оборона является стратегической необходимостью для Соединенных Штатов, и что она необходима для защиты наших интересов и союзников от нападения. В действительности, единственным реальным изменением в американских планах стал перенос ракет-перехватчиков из Польши за тридевять земель… в Румынию. Хотя постойте-ка, это же совсем близко!

Я был и остаюсь полностью сбит с толку, пытаясь понять, каким образом перенос ракет-перехватчиков из одной восточноевропейской страны, бывшей членом Варшавского договора, а ныне входящей в НАТО, в другую восточноевропейскую страну, бывшую членом Варшавского договора, а теперь входящую в НАТО, является радикальной трансформацией американской политики, и я буду шокирован, если узнаю, что русские заметили эту разницу, но, возможно, я просто не такой наблюдательный, как следовало бы. И для ровного счета, если кто-нибудь настолько глуп, чтобы подумать, что мы «бросили» поляков на произвол судьбы, администрация Обамы предоставила Польше батарею ракет «Пэтриот», которая будет развернута недалеко от Калининграда.

Самое же главное тут в том, что «перезагрузка» постольку, поскольку она вообще существует, похоже, основана на личном взаимопонимании между Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым, и в этом смысле не сильно отличается от дружеских рабочих отношений между Джорджем У. Бушем и Владимиром Путиным, которые мы наблюдали в начале 2000-х. Тогда, как и сейчас, недавно избранный американский президент подружился с молодым и, на вид, прогрессивным российским лидером, и две страны конструктивно сотрудничали по сравнительно широкому спектру узких вопросов. Но и тогда, и сейчас, в американо-российских отношениях не было настоящего связующего звена. Две страны ничего не связывает: у Америки и России незначительные торговые отношения, очень разные политические системы с в корне различными внутренними проблемами, очень разные мировоззрения и практически противоположные взгляды на основные вопросы международного порядка.

Я бы очень хотел, чтобы отношения между США и Россией по-настоящему улучшились, но это может произойти лишь при наличии множества мелких шагов, особенно в экономической сфере, предпринимаемых в течение многих лет. Текущие американо-китайские отношения, хотя их и нельзя назвать абсолютно беспроблемными, основаны на обширном переплетении экономических отношений и торговом обороте размером в сотни миллиардов долларов. Чтобы Соединенные Штаты и Россия начали сотрудничать по-настоящему, а не участвовать в широко разрекламированных театрализованных представлениях, вроде подписания Договора СНВ или недавнего участия американских солдат в московском Параде Победы, необходимы значительные действия за пределами политической сферы, где до сих пор происходила вся деятельность, связанная с перезагрузкой (и где она и должна происходить, учитывая недвусмысленно правительственную природу этого процесса).

Учитывая соответствующие структуры американской и российской экономик, мне кажется все более маловероятным, что мы увидим расцвет двусторонней торговли, необходимый для создания настоящей, стихийной доброй воли между двумя странами. Без подобных изменений американо-российские отношения будут оставаться столь же хрупкими и неустойчивыми, как и их основание.