Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Резолюция Сената по Грузии

© личный архив Дэниела ЛарисонаДэниел Ларисон (Daniel Larison)
Дэниел Ларисон (Daniel Larison)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе американские сенаторы республиканец Линдси Грэм и представительница демократов Джин Шахин внесли на рассмотрение Сената резолюцию, требующую покончить с российской «оккупацией» Южной Осетии и Абхазии. Это типичный пример ошибочного и чрезмерного американского рвения в попытке помочь государству-союзнику.

На прошлой неделе американские сенаторы Линдси Грэм (Lindsey Graham) (республиканец из Южной Каролины) и Джин Шахин (Jeanne Shaheen) (представительница Демократической партии от Нью-Гемпшира) внесли на рассмотрение Сената резолюцию, требующую покончить с российской «оккупацией» Южной Осетии и Абхазии. Это типичный пример ошибочного и чрезмерного американского рвения в попытке помочь государству-союзнику своими контрпродуктивными и провокационными декларациями поддержки. Если резолюция будет принята, она абсолютно ничем не поможет долгосрочному и надежному урегулированию спора. Своими попытками провести ее эти якобы прогрузинские сенаторы усиливают все те дурные привычки Москвы, Вашингтона и Тбилиси, которые привели к августовской войне 2008 года.

Эта резолюция никоим образом не влияет на политику США по отношению к  России. Тем не менее, как символ американской поддержки правительству Грузии, поглощенному данной проблемой, она наверняка придаст смелости грузинским властям, безосновательно надеющимся на будущую помощь США, а также спровоцирует новый залп российских жалоб на американское вмешательство. Как обычно, Грузия в итоге будет разочарована отсутствием содержательной американской поддержки, а Россия воспримет это как еще одно основание для того, чтобы не идти ни на какие уступки и упорно проводить свою нынешнюю политику. Российско-американские отношения  особенно не пострадают, но резолюция станет очередным напоминанием о том, что американо-грузинские связи стали в основном бременем и препятствием на пути улучшения отношений с Россией.

Содержащиеся в резолюции требования еще труднее воспринимать всерьез из-за того, что один из ее соавторов является  ярым сторонником нарушений суверенитета и территориальной целостности других государств, когда это ему нужно. Линдси Грэм это предсказуемый в своем однообразии сторонник американского военного вмешательства в дела других государств. На него вполне можно рассчитывать в том плане, что он поддержит любую агрессивную внешнеполитическую инициативу, за которую выступает его воинствующий коллега Джон Маккейн из Аризоны. Подобно Маккейну, он является одним из самых громогласных приверженцев войны США и НАТО против Ливии. А до этого Грэм всеми силами поддерживал вторжение в Ирак и израильские обстрелы Ливана.

Во всех этих случаях неоспорим факт нарушения суверенитета подвергшихся нападению государств. А в Ливии с каждым днем увеличиваются шансы на то, что территориальная целостность этого государства в итоге будет принесена в жертву, чтобы по сути дела расчленить страну на части. Очевидно, принцип государственного суверенитета ничего не значит для Грэма, как он ничего не значит для большинства вашингтонских политиков, когда они решают, что этот принцип следует проигнорировать. Сербский суверенитет и территориальная целостность не имели никакого значения, когда американское и европейские правительства признали независимость Косова. А территориальная целостность Судана Западу была не просто безразлична – он активно содействовал разделу этой страны вопреки тому, что в результате на многие годы, а то и десятилетия возникло коррумпированное, жестокое и нестабильное государство.

В последние два десятилетия западные страны поощряют сепаратизм и самопровозглашенные республики. Они создали целую серию прецедентов, когда суверенитет и территориальная целостность не являются неотъемлемым правом и вопросом принципа, как они утверждают в случае с Грузией. Напротив, эти вопросы для них не принципиальные, и их можно отбросить в любой момент, когда это посчитают целесообразным более сильные государства. Конечно, циники скажут, что так было всегда, и они будут правы. Но эти вопиющие двойные стандарты раздражают еще больше в связи с  тем, что западные интервенционисты утверждают, будто их страны нарушают суверенитет других государств ради создания «правового» международного порядка. Они оправдывают действия своих властей в плане навязывания новых норм и создания прецедентов государственного поведения, но уже в следующую секунду многие из них радостно игнорируют те правила, соблюдать которые они призывают другие страны.

Недавно внешнеполитический представитель ЕС Кэтрин Эштон, по сути дела, выступила с протестом против визита в Южную Осетию министра иностранных дел России Сергея Лаврова, как будто у ЕС и многих других государств нет своих постоянных представителей в Приштине. Эштон утверждала, что Москве надо было получить разрешение у Грузии, и только после этого направлять своего министра в Южную Осетию. Жест был совершенно  бессмысленный; однако это один из многочисленных примеров того, как западные страны пытаются поддерживать иллюзию, будто бы эта территория, которую Тбилиси не контролирует двадцать лет, каким-то образом остается частью Грузии. Чем быстрее другие государства и институты признают, что это неправда, тем больше будет шансов на нахождение более удовлетворительного и постоянного решения споров.

Американский Сенат должен проголосовать против резолюции Грэма и Шахин по Грузии, а Вашингтон обязан прекратить поощрять Тбилиси в его усердном стремлении вернуть в свой состав отколовшиеся республики. Если стороны хотят добиться снижения российского военного присутствия на этих территориях и открыть данный регион для торговли и поездок населения, Вашингтону следует прекратить делать вид, будто он защищает нерушимые принципы, которые сам постоянно нарушает и игнорирует. Вместо этого ему следует признать, что живущие в сепаратистских республиках люди полностью утратили доверие к власти в Тбилиси, и что оптимальный и единственный  путь к устойчивому мирному урегулированию конфликта между ними это признание того факта, что данные территории никогда больше не будут частью Грузии.