Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор зарубежных СМИ, 21 июня 2011 года

© flickr.comгазеты
газеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Потерпело ли поражение правозащитное движение, наследие Сахарова и Боннер, в России; будет ли на Украине так же плохо, как в Белоруссии; как распадался СССР; в чем главный козырь Медведева; обречен ли на провал Северокавказский проект Кремля; какой лидер нужен России, чтобы спасти страну от стагнации. Об этом – в сегодняшнем обзоре мировых СМИ.

В своих мемуарах Сахаров написал о Елене Боннэр, которую называл Люсей, что она тот самый человек, с которым он делится внутренними переживаниями и размышлениями. Люся помогала ему понять многие вещи, которые бы иным образом он пропускал мимо в связи с рассеянной натурой. Она была великим организатором и работала его мозговым центром. К сожалению, молодое поколение в России, выросшее после смерти Сахарова, лишь отдаленно осознает его значимость, сокрушается Дэвид Хоффман в статье журнала Foreign Policy. К несчастью, также отмечает автор, апатия к политической жизни наблюдается не только среди молодого населения страны. Отсутствие истинной конкуренции не вызывает у людей интереса. Это оставляет Путину и его ставленникам достаточно свободы, чтобы действовать в соответствии со своими интересами. Сахаров не смог бы понять или принять происходящее. Он стольким пожертвовал ради свободы, что нельзя позволять переставать ею пользоваться, сказал бы он.

Редакционная статья газеты The Guardian аналогично посвящена Боннер. Журналист рассказывает, как она при Путине начала все больше и больше времени проводить с семьей в Бостоне, при этом не переставая критиковать российского президента за нарушение прав человека. В своем письме, зачитанном в прошлом году в Москве на митинге против расизма и насилия на национальной почве, Боннэр назвала себя «москвичкой, еврейкой "кавказской национальности"». «Считайте, что я пришла туда, опять спасать родину, хотя ноги не ходят», - заявила она. Некогда, она скорбела о своем отце, расстрелянном в 1937 году, потом скорбела о своей матери, которая провела 17 лет в лагерях, но никогда, по-видимому, не прекращала скорбеть о своей стране.

Deutsche Welle сообщает, что министры иностранных дел стран ЕС одобрили расширение санкций в отношении Беларуси. Они затронут ряд лиц из окружения Лукашенко и три крупных белорусских предприятия. Как заявили европейские дипломаты в кулуарах встречи глав МИД стран Евросоюза, это решение принято, чтобы заставить Лукашенко прекратить репрессии против сил оппозиции.

Автор статьи в газете The Independent замечает, что противодействие широко распространившимся санкциям наблюдается со стороны Италии и Латвии, двух стран со значительными деловыми интересами в Белоруссии. В конце концов, однако, дипломаты высказались в пользу полного набора санкций, который был им доступен. Тем временем правозащитники призвали министров убедиться в том, что любые будущие договоренности относительно реабилитации Белоруссии не заключались без масштабных политических реформ, включая освобождение всех политических оппонентов: «Лукашенко может попытаться надуть ЕС пустыми обещаниями реформ по мере ухудшения экономической ситуации в стране, но не должно быть никаких сделок и договоренностей до тех пор, пока людям в стране продолжают отказывать в правах, а его тюрьмы переполнены узниками совести».

Поскольку экономические проблемы в Белоруссии продолжают усиливаться, идут слухи о том, что похожие сложности могут возникнуть и в соседней Украине. И хотя между Украиной и Белоруссией есть схожие черты, есть также и важные финансовые и политические различия, которые стоит иметь ввиду, оценивая экономические перспективы Украины. Об этом – читаем аналитический материал на сайте Stratfor. Украина, замечается в статье, хорошо осознает динамику развития ситуации в Белоруссии и регионе, и потому страна осторожно осуществляет навигацию между ЕС с одной стороны и Россией с другой.

Ближайший помощник Бориса Ельцина Геннадий Бурбулис впервые рассказывает том, что произошло в 1991 году во время «Распада СССР». В статье в журнале Foreign Policy читаем его откровения: «Но взрывом разбросало не только людей. Остов империи мог рухнуть, а ее идеологию могло отбросить в сторону. Но дух империи жив и поныне. В сегодняшней России он сохраняется в виде возрождения веры в Сталина как в великого лидера, в умело насаждаемой ностальгии по фиктивной стабильности и мощи Советского Союза, в ксенофобии и нетерпимости, в несоблюдении гражданских и общечеловеческих прав, в повсеместной коррупции, в имперской манере поведения и умонастроениях части наших руководителей и многих наших граждан».

Чарльз Кловер из издания The Financial Times пишет про «главный козырь Медведева – его улыбку». Главное, что отличает Дмитрия Медведева от других, это его улыбка. Под «другими» мы подразумеваем остальных высокопоставленных российских чиновников, в прошлом и в настоящем времени. В стране, где компании посылают сотрудников на тренинги, чтобы научить их улыбаться клиентам, где суровость - необходимое качество в мире бизнеса, улыбка без причины вызывает подозрения. Путеводители советуют не сильно улыбаться: прогуливаясь по Москве, широко улыбаясь, вас могут воспринять за сбежавшего сумасшедшего или педофила, читаем в статье. Если рассматривать проблему с данной точки зрения, привычка улыбаться у российского президента находится в зоне политического риска. Но именно эта улыбка создает  Медведеву его собственный политический бренд, полагает журналист.

В другом издании Christian Science Monitor находим материал, в котором автор приводит мнения аналитиков и политологов относительного того, реальна ли конкуренция между Медведевым и Путиным. «Если бы у Медведева были настоящие и собственные политические амбиции, он к настоящему времени должен был выразить их открыто, честно и напористо. Но мы видим просто вежливого джентльмена, который улыбается и произносит хорошие речи, предназначенные главным образом для западного потребления», - одна из точек зрения. «Начинает казаться, что он произносит эти речи только ради спасения собственной репутации. Если он уходит, то, как мне кажется, ему хочется уйти как реформатору, а не как марионетке», - заявляют эксперты.

Стране отчаянно необходимы те реформы, о поддержке которых заявил Медведев. Об этом – редакционная статья издания The Financial Times. Глубокая рецессия, вызванная мировым финансовым кризисом, демонстрирует чрезмерную зависимость России от экспорта и энергоносителей и ее неспособность диверсифицировать экономику. Сырьевые ресурсы больше не могут обеспечить ей те темпы роста, которые требуются для того, чтобы догнать развитые экономики. Как считает один из бывших советников Кремля, команда Путина воспринимает унаследованную ей после ельцинских времен страну, как «сломанную конечность», которую нельзя вылечить, не загипсовав ее. Однако наложив гипс, они боятся его снимать. Сейчас России нужен лидер, который будет готов это сделать. В противном случае под гипсовой повязкой страна начнет атрофироваться вместо того, чтобы расти и укрепляться, считают сотрудники газеты.

Статья Фабрицио Драгосеи, опубликованная в издании Corriere Della Sera, рассказывает о двух книгах, вышедших почти одновременно, который предлагают два сильно отличающихся друг другу описания Кавказ. «Эта зона на границе имперских владений всегда представляла собой серьезную проблему для царской России». Первая книга, завораживающая и кошмарная одновременно, написана бывшим военным– призывником Аркадием Бабченко, ставшим журналистом («Один солдат на войне в Чечне»). Вторая книга представляет собой отчет об одном невероятном путешествии, осуществленном по большей части на лыжах через весь Кавказский хребет от Каспийского до Черного моря  («Черно–бело–черный»). Ее автором вляется Марио Казелла, журналист и швейцарский альпийский проводник, влюбленный в лыжный альпинизм.

А на сайте «Кавказский дневник» находим статью, где анализируется «Обреченный на провал Северокавказский проект Кремля». Автор материала напоминает, что российское правительство принялось укреплять свои пошатнувшиеся позиции на Северном Кавказе. До сих пор Москва пыталась решать данные проблемы только традиционными российскими методами («Нет человека – нет проблемы»). Все перечисленные в статье проблемы, представляет собой  непреодолимый барьер для Кремля, который путем реализации безобидных на первый взгляд экономических проектов, по сей день безуспешно пытается установить полный контроль над Северным Кавказом, пишет журналист.