Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Военные новости: Багдад-джихад-аллегро

Военные новости, не попавшие на первые полосы. Выпуск № 14 (50)

© Фото : Илья ПлехановИлья Плеханов, главный редактор Альманаха «Искусство войны»
Илья Плеханов, главный редактор Альманаха «Искусство войны»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пока «Исламское государство Ирака и Леванта» готовится к штурму Багдада, иракские вооруженные силы тоже не сидят сложа руки, особенно когда Россия помогает оружием. В начале прошлой недели министр обороны Ирака с радостью заявил, что страна наконец-то получила вторую партию Су-25 из России, а общее число самолетов должно достигнуть как минимум 12 единиц.

Пока «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) готовится к штурму Багдада, иракские вооруженные силы тоже не сидят сложа руки, особенно когда Россия помогает оружием. В начале прошлой недели министр обороны Ирака с радостью заявил, что страна наконец-то получила вторую партию Су-25 из России. Напомним, что первая партия пришла в июне, а общее число поставляемых самолетов должно достигнуть как минимум 12 единиц. И российские Су-25 уже работают по джихадистам ИГИЛ. На днях Су-25 нанесли удар по противнику в 80 километрах южнее Багдада, в районе городка Джурф аль-Сахар. По данным Iraqi News, Су-25 уничтожили 12 укрепленных точек и 35 исламистов ИГИЛ, включая полевого командира и 4 снайперов. Под вопросом остается, кто пилотировал самолеты: российские, иранские или иракские летчики? Впрочем, правозащитные организации не столь оптимистичны и считают, что иракские силы придерживаются тактики «выжженной земли», а в бомбежках с воздуха гибнет в основном мирное население.

Поставки вооружений в Ирак из России не ограничиваются Су-25. Международное военно-аналитическое издание IHS Jane пишет, что в Багдаде разгружаются установки реактивных огнеметных систем ТОС-1А «Солнцепек», которые поставляются в Ирак из России в рамках крупного контракта на 1,6 миллиарда долларов. Ирак стал третьей страной после Казахстана и Азербайджана, куда Россия поставила «Солнцепек».

Исламисты, в свою очередь, тоже стягивают к осажденным городам тяжелую артиллерию. В июне ИГИЛ захватило 52 американские гаубицы M198, каждая ценой по 500 тысяч долларов. Гаубица M198 бьет на расстояние в 20 километров. Единственная проблема для ИГИЛ — наличие достаточного количества боеприпасов, чтобы начать обстрел городов, и отсутствие навыков по использованию данной техники. Впрочем, для ИГИЛ важна не столько точность попаданий, сколько психологически устрашающий эффект от использования тяжелой артиллерии по правительственным силам и масштаб возможных разрушений.

Что касается предполагаемого блицкрига вооруженных сил новоявленного Халифата, то, как заявляют аналитики из американского «Института по изучению войны», которые регистрируют и отмечают на карте все случаи боестолкновений или терактов в Ираке, если до последнего времени атаки вокруг Багдада носили бессистемный и хаотичный характер, то теперь четко вырисовывается именно системный подход. Вместо лобовой атаки на Багдад и затяжных боев с огромным шиитским населением города исламисты ИГИЛ выбрали тактику глубокой инфильтрации в шиитские районы и массового одновременного скоординированного подрыва смертников, что в итоге должно парализовать инфраструктуру столицы Ирака, привести к хаосу и падению правительства Малики. Параллельно ИГИЛ укрепляет свои позиции в захваченных населенных пунктах вокруг Багдада, отвлекая подрывами в столице иракские вооруженные силы от слаженных атак на уже захваченные ИГИЛ города. По мнению аналитиков «Института по изучению войны», ИГИЛ выстроило подпольную сеть смертников еще до падения Мосула в июне и готово ее активировать в ближайшее время.

Помимо пока еще точечных ударов внутри Багдада, ИГИЛ пытается перерезать основные дороги к столице. На севере главное направление атак ИГИЛ — город Самарра, куда исламисты рвутся из Тикрита, а на юго-западе — это уже упомянутый Джурф аль-Сахар. Под Тикритом ИГИЛ удалось захватить бывшую военно-воздушную базу США — Camp Speicher, при этом уничтожив 7 иракских вертолетов на земле и сбив 2 в воздухе. Кроме того, в предварительных атаках смертников на базу было убито неизвестное число иракских пилотов, которых и без того осталось немного в ВВС Ирака. Базу защищали 700 иракских и 150 иранских солдат. Тех, кто выжил и попал в плен, по данным местных жителей, ИГИЛ провело «парадом позора» по улицам Тикрита. Под Самаррой ИГИЛ на днях также удалось взорвать 2 моста. Один, южнее города, был взорван смертником на грузовике, тем самым отрезав путь в Самарру из Багдада. Второй мост, севернее Самарры, был ночью взорван пловцами-диверсантами. Потеря этого моста затрудняет любые передвижения армии в сторону Тикрита.

Представители иракской государственной нефтяной компании North Oil Company (NOC) подробнейшим образом рассказали, как ИГИЛ зарабатывает деньги на контрабанде нефти. Основной рынок контрабанды находится в городе Туз-Хурмату, южнее Киркука. Исламисты продают сегодня уже до 100-125 полных наливников в день, зарабатывая по 10 тысяч долларов с каждого. Причем ИГИЛ с каждым днем наращивает добычу нефти, избавляется от посредников и зарабатывает все больше. Нефть с наливников ИГИЛ затем уходит на нелегальные перерабатывающие заводы в Курдистан и далее в Иран и Турцию. Власти Курдистана, несмотря на войну с ИГИЛ, не в состоянии контролировать данный бизнес, так как слишком много людей в доле и кормятся с этой контрабанды. Доходит до абсурда, когда на одной и той же дороге, на одном блокпосту идет бой между курдами и исламистами ИГИЛ, а на соседнем идет сделка по покупке нефти. По разным подсчетам, ИГИЛ делает от 1 до 3 миллионов долларов в сутки на одной только нефти.

В свете надвигающейся угрозы телевизионный канал «Аль-Иракия» развернул масштабную пропагандистскую кампанию, денно и нощно транслируя военно-патриотические ролики, видео военных парадов, кадры вертолетных атак на исламистов ИГИЛ, клипы поп-певцов, поддерживающих правительство Малики. Население относится двояко к данной пропаганде. Кто-то, особенно люди в возрасте, считают, что данная кампания — это признак краха Ирака, и такие программы напоминают агитацию времен Саддама Хусейна. Молодежь относится к подобным телевизионным программам более позитивно, а один из солдат даже заявил, что в армии смотрят эти ролики перед боем.

Между тем, родственники Саддама Хусейна, опасаясь, что либо ИГИЛ уничтожит могилу бывшего главы Ирака в деревне Аль-Ауджа, расположенной под Тикритом, либо данное место паломничества тысяч иракцев будет разбомблено правительственной авиацией, вывезли останки Саддама Хусейна в неизвестном направлении.