Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Бесконечная черная дыра

Обзор СМИ Украины, 16 – 22 января

© Fotolia / kidzaГазеты
Газеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В установках нынешних идеологов объединение не в приоритете. Сейчас лучше дистанцироваться от событий на Донбассе и не заострять внимания на их масштабе. Но уже невозможно преуменьшать — слишком велики масштабы трагедии. Слишком много погибло мирного населения, причем все они — граждане Украины. Для жителей прифронтовых зон ад — это еще и со всех сторон летящие снаряды. Они так же, как и военных, калечат и убивают ни в чем не повинных мирных жителей.

После длительного относительного затишья на Донбассе вновь активизировались военные действия. Утром 18 января стало известно, что украинская армия получила приказ начать массированные артиллерийские удары по позициям ополченцев в секторе «Б» (группа сил к западу от Донецка). Из Донецка в этот день сообщали о беспрерывной канонаде тяжелых орудий. «Стреляют из всего, — рассказал «Вестям» (18.01) житель Донецка, — из гаубиц, минометов, РСЗО. С лета не помню такой стрельбы в моем районе!».

Как признался спикер АТО Андрей Лысенко, приказ начать массированные обстрелы позиций сепаратистов был отдан украинской армии после того, как боевики продемонстрировали полное нежелание выполнять условия минских соглашений. «Когда в последние несколько дней стало понятно, что боевики не собираются придерживаться минских соглашений, было принято решение, в частности, о том, чтобы освободить ту часть территории донецкого аэропорта, которую заняли боевики», — цитирует спикера УНИАН (18.01). При этом Лысенко подчеркнул, что «украинские военные не планируют наступательных действий, которые пересекали бы линию размежевания, зафиксированную минскими соглашениями».

Самая горячая точка конфликта на востоке Украины — донецкий аэропорт, сложная ситуация в районе Дебальцево и Станицы Луганской. Есть основания предполагать, что таких точек на Украине может стать больше. По информации источников агентства «112.ua» (20.01) в Генштабе Российской Федерации, Россия приняла решение о проведении полномасштабной военной кампании на Украине. Наблюдатели прогнозируют наиболее горячую фазу конфликта уже через три месяца. «Поставлена задача за три месяца расширить территорию наступления за пределы Донбасса», — говорят источники, отмечая, что вероятность реализации силового сценария на данный момент чрезвычайно высока. Такое решение высшего политического руководства России объясняют низкой вероятностью снятия санкций. «Все равно с нас (России — прим. ред.) санкции не снимут. Поэтому решили воевать», — поясняют источники агентства.

В результате возобновившихся боев в районе донецкого аэропорта многие украинские военные попали в плен к ополченцам. В Интернете появились видеоролики, на которых над пленными украинскими военными «издеваются, их избивают, допрашивают». Следует понимать, пишут «Вести» (22.01), что такие действия «пророссийских сепаратистов» напрямую нарушают положения Женевской конвенции от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными. «Военнопленные равным образом должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы», — говорится в Статье 13-й. Так-то оно так, но в  сложившейся ситуации есть одно большое «но» — пленные украинские военные, как утверждают правозащитники, не подпадают под действие этой конвенции. Дело в том, что украинская сторона своих попавших в плен военных считает «заложниками боевиков». А механизма защиты заложников не существует. Хотя де-факто на востоке Украины идет война, де-юре она оформлена как АТО. И в итоге украинские бойцы, которые попадают в плен, не могут рассчитывать на требования Женевской конвенции и не могут требовать своего статуса, поясняют эксперты.

Количество пленных «киборгов» (украинских военных, оборонявших донецкий аэропорт – прим. ред.) составило более двух десятков человек. Об этом «Украинской правде» (22.01) сообщил руководитель центра по обмену пленными «Офицерский корпус» Владимир Рубан. По его словам, эти люди будут «в статусе военнопленных и им будет оказана медицинская помощь». Некоторым бойцам дали возможность позвонить и сообщить, что они целы и в плену. Отвечая на вопрос, есть ли риск, что кого-то из бойцов могут передать в Россию, как это уже было сделано с украинской летчицей Надеждой Савченко, Рубан ответил: «Вероятность существует, это может касаться старших офицеров... В Российскую Федерацию отправляли тех, кто представлял какую-то информационную ценность». Рубан также заявил, что вопрос обмена пленных «киборгов» пока не стоит, и что проведению переговоров об обмене пленными мешает обстрел Донецка. «У меня нет аргументов, нечем крыть. Говорю: «Давайте проявим акт гуманности». Они отвечают: «Давайте проявим. Перестаньте обстреливать остановки, детские садики, куда вчера прилетело, школы, куда вчера прилетело, и больницы, куда вчера прилетело. Обстрел домов мешает проведению переговоров о пленных», — сказал Рубан.

Комментируя отношение украинским властей и общества в целом к ситуации, складывающейся на востоке Украины, обозреватель издания «Сегодня» (16.01) отмечает, что  о событиях в Донбассе большинство украинских СМИ уже привычно скромно молчат и раскручивают более «топовые темы», такие как, например,  теракт в Париже. Ведь к нему были прикованы «взгляды передовой мировой общественности. Туда, чтобы выразить поддержку, ехали лидеры европейских стран. И миллионы людей тоже выражали поддержку» Солидарность и сочувствие — это правильно, продолжает автор статьи. Но как же не хватает такой поддержки всем, кто живет в Горловке, Авдеевке и Докучаевске! Именно поддержки, а не осуждения и навешивания ярлыков. Помните, когда погибли дети на футбольном поле донецкой 63-й школы, Киев не объявил траура и не зажег свечей в знак памяти. Ограничились спорами: с чьей стороны прилетели снаряды и что дети делали на футбольном поле?

В установках нынешних идеологов объединение не в приоритете. Сейчас лучше дистанцироваться от событий на Донбассе и не заострять внимания на их масштабе. Но уже невозможно преуменьшать — слишком велики масштабы трагедии. Слишком много погибло мирного населения, причем все они — граждане Украины. Для жителей прифронтовых зон ад — это еще и со всех сторон летящие снаряды. Они так же, как и военных, калечат и убивают ни в чем не повинных мирных жителей. Официальная информация лимитирована и патриотично окрашена — идет информационная война. А люди хотят знать правду во всех ее красках, пусть не такую бравую, но всю. Донбасс и для тех, кто «освобождает», и для тех, кто «защищает», — зона отчуждения. Чужая зона. Бесконечная черная дыра. Без проблесков, дающих надежду на свет в конце туннеля. И те, которые воюют, и те, которые живут на линии фронта, хорошо знают, что такое ад. Об этом вы не узнаете из зачитанных бравым голосом сводок АТО.