Из Душанбе — с пустыми руками

Для ОДКБ, наверное, не существует проблем Армении. Есть проблемы РФ и Запада, есть проблемы РФ и государств Центральной Азии в связи с угрозой активизации ИГ. На саммите в Душанбе было принято заявление против политики Запада, к которому присоединилась и Армения. Остается только заключить, что саммит для Армении в большей степени создал новые проблемы, чем дал возможность решить проблемы уже существующие, отмечает «Первый информационный» (15.09). Армения присоединяется к заявлениям против Запада. В дополнение к этому президент Серж Саргсян предлагает осуществлять подготовку миротворцев ОДКБ в Армении, что означает определенную форму военного присутствия ОДКБ, то есть российского военного присутствия. Тем самым Армения еще больше противопоставляет себя приоритетным векторам международной политики. Причем не ясно, что получает взамен.

Ни один из лидеров ОДКБ не дал какой-либо оценки происходящему на армяно-азербайджанской границе. Создается впечатление, что для ОДКБ просто не существует карабахского вопроса. Очевидно, что Армения в Душанбе провалила свою стратегическую задачу и не смогла «отрезвить» ОДКБ, констатирует Yerkir (15.09). Со временем все больше укрепляется убежденность в том, что роль ОДКБ в обеспечении безопасности Армении формальная, и большинство членов организации не только не имеют общих с Арменией интересов, но и действуют ей во вред. В такой ситуации как минимум следует объяснить, почему армянский солдат ценой собственной жизни должен (в рамках КСОР ОДКБ) защищать Таджикистан от возможного прорыва боевиков из Афганистана, если эта организация не в силах даже принять дежурное политическое заявление с целью сдержать внешнюю угрозу со стороны Азербайджана.

В итоговом заявлении саммита — в пику оптимистичным прогнозам Еревана — нет даже слова о ситуации, сложившейся на армяно-азербайджанской границе, об артиллерийских обстрелах армянских населенных пунктов со стороны ВС Азербайджана, продолжает тему «Айкакан жаманак» (16.09). При этом Серж Саргсян во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным заявил, что в Душанбе он подробно расскажет о ситуации на границе. Из официальных сообщений и заявлений не видно, что Саргсян выполнил обещание. Это вовсе не случайно, если учесть, что президенты стран-членов ОДКБ — Казахстана и Киргизии — лишь на днях принимали участие в саммите тюркоязычных государств, где президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил с антиармянскими заявлениями. Таким образом, Саргсян в контексте ситуации на армяно-азербайджанской границе возвращается из Душанбе с пустыми руками.

Американский исследовательский центр Stratfor полагает, что в замороженном карабахском конфликте в ближайшие месяцы могут произойти значительные перемены, пишет «168 жам» (17.09). «Единственный способ, который заставит Армению в вопросе Карабаха вновь оговорить условия, это возобновление боевых действий. РФ, как единственный протектор Армении, возьмет на себя роль главного посредника, чтобы положить конец этим боевым действиям», — уверены американские аналитики. «Имея Карабах в списке территорий, ожидающих взятия под ее контроль, РФ останется верна политике выхода за пределы своих границ и их расширения». Stratfor оказывает большое влияние на американскую внешнюю политику. И в этом смысле вышеприведенные оценки можно считать ответом США на саммит ОДКБ в Душанбе, в частности, на прозвучавшее там предложение Армении о создании на ее территории центра по подготовке миротворцев ОДКБ. Ереван оказался под давлением Москвы, ценой выхода из-под которого может стать Карабах. С российскими миротворцами или без них.

Отмечая, что в процессе урегулирования карабахского конфликта сегодня происходит борьба за инициативу, «Жаманак» (17.09.) пишет, что за последнее время Россия с помощью военного шантажа и угроз дестабилизации сначала провалила встречу Саргсян — Алиев в Нью-Йорке, а потом, подчеркивая свое полное доминирование, заставила Армению пойти на ряд военных и экономических инициатив. По версии издания, РФ попытается в Нью-Йорке окончательно перенести инициативу из американо-французской плоскости на российскую плоскость. Очевидно, что «Азербайджан отправляется в Нью-Йорк именно с таким ожиданием». С каким ожиданием отправляется в Нью-Йорк Армения — не ясно. Ереван был вынужден на армяно-российском уровне и на уровне ОДКБ сделать несколько нежелательных и опасных шагов. Очевидно, что Армения сама по себе неспособна противостоять российско-азербайджанскому сотрудничеству и будет надеяться на то, что противостоять ему будут США.

По мнению Lragir (19.09), США дали Армении понять, что согласие на ввод российских войск будет неприемлемо не только для Вашингтона, но и самого Еревана. Армянские власти, безусловно, знают это. Однако, чтобы Армения могла отклонить настойчивые предложения РФ, ей нужна мощная поддержка. И США, видимо, решили оказать эту поддержку. Тем более что и руководство Армении не считает желательным этот вариант. Более того, предложение Саргсяна создать центр обучения миротворцев ОДКБ в Армении — это вежливый отказ от миротворческой операции. Можно ли считать вопрос о размещении российских миротворцев в Карабахе снятым — по меньшей мере, сейчас? Судя по заявлению министра обороны Сейрана Оганяна о том, что армянская армия не прогнозирует масштабных боевых действий в регионе, можно полагать, что Армения не собирается ни к кому обращаться за помощью.

Продажа «Электросетей Армении» — еще одна авантюра?

Правительство Армении официально заявило о том, что российская компания «Интер РАО» обратилась за получением согласия на продажу 100% акций ЗАО «Электросети Армении» компании «Лиорманд Холдингс Лимитед». Заключение будет вынесено приблизительно через неделю. Стоимость сделки пока не разглашается, однако, по сведениям «Жоховурд» (18.09), она составляет около 500 миллионов долларов, из которых 300 миллионов составляют долги ЭСА. До издания дошли слухи, что необходимые для погашения долгов ЭСА деньги — в виде кредита — компания получит по гарантии правительства РФ.

Владельцем основной доли в ЭСА станет российский предприниматель, основатель «Ташир груп» Самвел Карапетян, сообщает «Айкакан жаманак» (18.09). Источники газеты утверждают, что в числе реальных покупателей, кроме Карапетяна, бывший лидер партии «Процветающая Армения», олигарх Гагик Царукян, экс-депутат и олигарх Арутюн Памбукян, через которого «Электросети» были приватизированы и достались российской «Интер РАО», и экс-мэр Еревана, а ныне вице-президент «Газпромбанка» Карен Карапетян. Сделка по продаже ЭСА будет завершена до февраля 2016 года. Причем «Лиорманд Холдингс Лимитед» будет выступать в качестве промежуточного владельца: она приобретет ЭСА у «Интер РАО» и через некоторое время перепродаст ее реальному владельцу. А в этот промежуточный период «будут проведены „отмывания“, списаны долги, „очищены“ кредиты и после этого появится новый реальный собственник».

Lragir (18.09) замечает, что трое из четверых новых владельцев ЭСА живут и работают в Москве, а четвертый (Царукян) периодически клянется в лояльности России. Подобная модель продажи ЭСА выглядит весьма симптоматично в контексте армяно-российских отношений. Россия фактически отказывается от непосредственного финансирования армянской системы власти и сохраняет политическое влияние посредством лояльных ей лиц. По сути, Москва поставила власти Армении на режим «самофинансирования». Либо из-за санкций и снижения цен на нефть Москва больше не может позволить себе тратиться на Армению, либо Россия пытается отмежеваться от схем с коррупционными рисками в Армении.

Принципиально и содержательно то, что самая крупная компания Армении становится предметом «грязной и темной» сделки. Пожалуй, всем ясно, что это классическая авантюристская схема, уверена «Айкакан жаманак» (19.09). Ни одна уважающая себя компания, которая действует по правилам прозрачного бизнеса и которой дорога ее репутация и доброе имя, никогда не обратится к подобным темным схемам. Возникает естественный вопрос: почему будущий собственник ЭСА не встает и не заявляет, что «да, я хочу купить ЭСА, у меня есть такие-то и такие-то программы, я сделаю столько-то инвестиций, повышу эффективность, заработаю столько-то прибыли»? Ответ очень прост: ни прошлого, ни нынешнего, ни будущего собственника компания как цивильный бизнес не интересовала и не интересует. Привлекательность ЭСА — огромные теневые доходы. По грубым и скромных подсчетам, благодаря завышенным тарифам ЭСА обеспечивает до 150 миллионов долларов «левых» доходов.