Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
СМИ Армении: Москва хочет прибрать к рукам карабахское урегулирование

Обзор публикаций о России, 21–27 сентября

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Армянская пресса комментирует усиление напряженности в зоне карабахского конфликта, позицию ОДКБ и, в первую очередь, позицию стратегического союзника Армении — России.

На саммите ОДКБ в Душанбе президент Армении Серж Саргсян предложил создать миротворческий центр ОДКБ на базе миротворческой бригады Армении. Многие считают, что это сделано с подачи Кремля, который таким образом пытается заполучить в Армении еще одну базу, пишет Lragir (22.09). Если этот центр останется просто образовательной структурой, проблем не будет, заявил изданию политолог Ара Папян, но поскольку «у армян есть горький опыт, и мы знаем, что за этим может последовать», у него есть подозрения, что русские пытаются ввести войска в Карабах. «Если будет ввод российских войск, мы потеряем Карабах. Мы видели это в 1921 году, в 1989-91 годах. Мы потеряли все территории, которые заняли российские войска».

Есть мнение, что вопрос урегулирования карабахского вопроса вторичен для России, и она, имея решающий голос в ОДКБ и Минской группе ОБСЕ, не спешит его использовать. Глава постоянной парламентской комиссии по внешним сношениям Артак Закарян напомнил Tert (22.09), что Россия регулярно высказывается относительно по карабахской проблеме, но Армения продолжает требовать большего, поскольку проблема безопасности на границе существует каждый день. «Разумеется, с политической точки зрения мы ожидаем адресного отношения. И если подобного отношения не было до сих пор, это не означает, что вопрос обречен на молчание, и что мы ничего не ожидаем от ОДКБ».

Председательство Еревана в ОДКБ дает хорошую возможность исследовать значение организации с точки зрения обеспечения безопасности Армении, уверен политолог Степан Сафарян (Armenia Today, 22.09). Когда Армения приняла решение о вступлении в ОДКБ, все говорили о необходимости этого шага, так как страна не могла в одиночку обеспечить свою безопасность в условиях блокады со стороны враждебных соседей. «Однако практика показывает, что положения ОДКБ действуют только на бумаге, — говорит эксперт. — Это доказывает, например, крайне накаленная обстановка на армянской границе». По его оценке, ситуация в классическом смысле соответствует статье 5 Договора ОДКБ — «военная угроза одному из членов организации, которая требует дать коллективный ответ агрессору», чего не было сделано.

У ОДКБ нет желания защитить Армению — даже на декларативном уровне. А что касается предложения Сержа Саргсяна о создании в Армении центра по подготовке миротворцев ОДКБ, то, видимо, Москва потребовала, чтобы именно Ереван выступил с этой идеей, пишет «Аравот» (22.09). Возможно, что в этом центре будут «обучаться» не таджикские, киргизские и казахские миротворцы, а только русские. Но в смысле усмирения Баку это на практике ничего не даст. Если российская сторона не соглашается даже выступить с заявлением относительно ситуации на армяно-азербайджанской границе, то вряд ли Ильхам Алиев придет в ужас от мысли о подготовке в Армении миротворцев. В действительности предложение Саргсяна является еще одним шагом по расширению российского влияния в регионе. Это — основа для размещения российских миротворцев в Карабахе при определенных условиях.

Россия очевидным образом пытается встать у руля карабахских переговоров, и в этом вопросе российские интересы существенно совпадают с интересами Азербайджана, уверен «Первый информационный» (25.09). Последние дни заметна активизация контактов между Азербайджаном, Россией и Турцией и параллельно — рост напряженности на границе. А ведь это зона ответственности ОДКБ, зона, на которую также распространяется действие армяно-российского договора о стратегическом союзничестве. Но Россия ничуть не спешит делать заявления на политическом уровне для усмирения Баку. Более того, в сентябре с Азербайджаном была заключена очередная сделка по продаже вооружений.

За последние годы российско-азербайджанские отношения существенно потеплели, в отличие от отношений Баку с ЕС и США. На этом фоне уже не удивляет то обстоятельство, что Азербайджан пытается избавиться от Минской группы ОБСЕ и продолжить переговорный процесс исключительном при посредничестве России, отмечает Даниел Иоаннисян в Lragir (25.09). ЕС уже готовится применить санкции против Азербайджана, США считает эту страну не уважающей права человека, а Россия, наоборот, всемерно поддерживает Баку. Еревану же подобное изменение формата не на руку, поскольку Франция и США не заинтересованы в возобновлении военных действий в регионе и более дружелюбно настроены к Армении, чем к Азербайджану.

Министерство обороны Карабаха распространило заявление об обстрелах на границе, особо отметив, что противник применил в направлении армянских постов, в том числе, реактивную ракетно-артиллерийскую установку TR-107 турецкого производства. «Чоррорд ишханутюн» (26.09) иронизирует: «Вот это правильный подход, именно такие политкорректные заявления нам и нужны. Действительно, зачем упоминать вооружение российского производства? Можно перечислять только названия, не указывая страну производителя, а вот в случае других видов оружия обозначить страну — обязательно». Более того, отмечает издание, если даже граница Армении будет обстреливаться оружием исключительно российского производства (что и происходит), в официальных заявлениях необходимо обязательно указывать, что на обстрелявшем армянские посты враге были надеты носки турецкого производства. «Чтобы армянское общество вдруг не сконцентрировалось на нашем стратегическом союзнике, продающем вооружение нашему противнику».

В заявлении Минской группы ОБСЕ, как всегда, ставится знак равенства между сторонами, и призыв прекратить насилие направлен как азербайджанцам, так и армянам. Можно, конечно, обвинить в этом МГ, но это бесполезное занятие, считает «168 жам» (26.09). МГ действует в условиях противостояния России с Западом, поэтому достижение соглашения даже на уровне заявлений крайне сложно. А кто виноват, что сопредседатели МГ не в состоянии точно объяснить происходящее? В первую очередь, МИД Армении, который удовлетворился общими осуждениями. Проблема, однако, не в МИДе, и даже не в профессионализме Эдварда Налбандяна, а в «русифицированной» внешней политике Армении, подчеркивает издание. Очевидно, что Азербайджан не осмелился бы прибегнуть к такой военной дерзости без согласия российской стороны, отлично зная, что Армения не посмеет противостоять России.