Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
СМИ Скандинавии: «российская угроза» в исландской предвыборной кухне

Обзор публикаций о России, 21–28 сентября

© flickr.com / mallolНорвежская газеа Aftenposten
Норвежская газеа Aftenposten
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Кухонные дни» — так называют в Исландии заключительный этап парламентской сессии, когда депутаты произносят программные речи, подводя итоги, намечая цели на будущее и обращаясь к избирателям. Вовремя обнаруженная и разоблаченная с высокой трибуны российская угроза помогла министру иностранных дел упрочить положение не только партии, но и свое собственное.

В Исландии политический кризис. В результате опубликования «Панамского досье» замешанному в скандале премьер-министру страны Сиигмюндюру Давиду Гуннлёйгссону (Sigmundur Davíð Gunnlaugsson) пришлось уйти в отставку. На 29 октября 2016 года были назначены внеочередные парламентские выборы. Рейтинг традиционных партий с вековой историей — Партии независимости, Партии прогресса, различных объединений социал-демократов падает. Зато набирают вес новые партии: по данным на 27 сентября, Партию пиратов поддерживают 23%, Партию светлого будущего — 4%, а никому ранее не известную Партию перестройки — почти 12% населения (Iceland Monitor, 27.09).

При этом лишь 17% исландцев относятся с доверием к главному выборному органу страны в целом. Как заметил ветеран движения за изменение конституции известный экономист Торвальдур Гюльфасон (Þorvaldur Gylfason), «даже на Украине своему парламенту доверяют целых 20% населения» (Fréttablaðið, 23.09).

В таких обстоятельствах входящим в правительственную коалицию партиям пришлось прибегнуть к радикальному средству. Газета Morgunblaðið (26.09), известная как рупор правых партий, объявила о том, что «российские бомбардировщики пролетели прямо под днищем исландского самолета», создав опасный инцидент. Газета цитировала пилота исландского пассажирского самолета, который «увидел их в окно — они были на расстоянии 15 миль». Хотя российские самолеты «прошли на 6 или 8 тысяч футов ниже, однако же это была опасная игра; к тому же они летели с выключенными транспондерами». «Все это напоминает времена холодной войны», сказал исландский пилот.

Как выяснилось, происшествие имело место еще в прошлый четверг, 22 сентября (Iceland Monitor, 26.09), и к моменту парламентской дискуссии 26 сентября о нем уже успела написать пресса также оказавшихся затронутыми северных стран, так как рейс направлялся из Исландии в Швецию, пересекая норвежское воздушное пространство. При этом шведская газета Aftonbladet (26.09) со ссылкой на Morgunblaðið (26.09) утверждала, что инцидент произошел в исландской зоне ответственности, а исландская береговая охрана, напротив, сообщала: «Мы этим не занимались, все было в норвежском воздушном пространстве» (RÚV, 26.09).

Характерно, что наиболее обеспокоенными оказались соседи. «„Полеты привидений“ создают атмосферу холодной войны в Исландии», пишет Dagbladet (26.09). «По-видимому, те же самолеты летали и над побережьем Норвегии. Вот почему мы усиливаем разведывательную деятельность на севере, — объясняет глава норвежской разведки. — Впервые в истории у Норвегии есть собственное разведывательное судно» (Aftenposten, 27.09). На это обратили внимание и датчане: «Норвегия усиливает разведывательную деятельность, чтобы присматривать за Россией», передает DR (Danmarks Radio) (27.09).

При этом тон исландских СМИ остался нейтральным. Они публикуют интервью с пилотом своего самолета и экспертами, которые сходятся в том, что реальная опасность отсутствует. Береговая охрана Исландии, в отсутствии армии выполняющая все оборонительные функции, сообщает: «летать с выключенными транспондерами не запрещено» (RÚV, 26.09). Со своей стороны, представитель гражданской авиации Исландии тоже считает: «Российские самолеты не нарушали правил, и расстояние до гражданского самолета было в пределах международных норм» (Morgunblaðið, 27.09).

Даже пресс-служба гражданской авиации Швеции подтверждает: «Формально русские ничего не нарушили. Правилами предусмотрено расстояние 300 метров по вертикали и 9 километров в радиусе, — говорит ее представитель Пер Фрёберг (Per Fröberg). — Они же прошли на 6–8 тысяч футов, то есть на 2–2,7 тысяч метров ниже» Расстояние в 15 миль в радиусе составляет 24 км. «Так летать можно, — говорит он, — только надо соблюдать осторожность» (Dagens Nyheter, 27.09).

Либеральная исландская газета Fréttablaðið (26.09) предоставила подробный отчет и карту с указанием маршрута исландского самолета и очертаниями границ воздушного пространства Исландии и Норвегии. В комментариях читатели пишут: «Все бы ничего, но уж очень удобно расположена Исландия — как раз между США и Россией, а эти бомбардировщики несут ядерные заряды…»

Исландская пресса передает и реакцию российской стороны. Fréttablaðið (27.09) публикует интервью посла России Антона Васильева. Он заверяет в полной безопасности полетов, отмечая, однако, что на вопрос включения и выключения транспондеров на бомбардировщиках компетентно может ответить только министерство обороны России. Он обращает внимание на тот факт, что НАТО оставило полностью без внимания предложение России достичь соглашения о том, чтобы все стороны летали с включенными транспондерами всегда. «А вообще всё это — буря в стакане воды, — говорит посол. — Запад пытается нарисовать неприглядный образ России, а между тем мы не нарушили воздушного пространства Исландии  ни разу!»

Национальная вещательная служба RÚV (27.09) приводит заявление представителя министерства обороны России Игоря Конашенкова, который говорит, что «все это фантазии, никакой опасности нет».

Советник посольства РФ в Рейкьявике Алексей Шадский также поделился своими соображениями о том, что «вся история раздувается с целью возродить страх перед российской угрозой, чтобы оправдать восстановление военной базы США в Кеблавике». Он выразил сомнения в том, что «пилот действительно мог увидеть из окна бомбардировщики, пролетающие на 2 километра ниже него…» (Iceland Monitor, 27.09).

Благодаря активной пропагандистской подготовке речь министра иностранных дел Лильи Альфредсдоттир (Lilja D. Alfreðsdóttir) в парламенте стала «гвоздем программы», как пишет интернет-издание stundin.is (27.09): «Российские военные самолеты напомнили исландцам о важности национальной политики безопасности и суверенитета». Буквально в течение одних суток изменились и рейтинги партий — Пиратская партия, «ранее набиравшая до 30% голосов, теперь не дотягивает и до 20%, и таким образом правительственная коалиция правых партий имеет все шансы остаться у власти» (Iceland Monitor, 28.09).

Более того, сама Лилья Альфредсдоттир имеет неплохие виды на должность заместителя председателя Партии прогресса, особенно с учетом того, что ее поддерживают как бывший премьер Гуннлёйгссон, так и нынешний Йоханссон (Sigurður Ingi Jóhannsson) Fréttablaðið (26.09). Лилья Альфредсдоттир — потомственный «Прогрессивный» политик, в той же партии состоял и ее отец Альфред Торстейнссон (Alfreð Þorsteinsson), занимавший в разное время должности в городском совете Рейкьявика.

Однако до парламентских выборов остается еще немало времени, что с учетом быстро меняющего свои предпочтения общественного мнения делает позиции любой партии довольно шаткими. Менее чем за полтора месяца до инцидента с бомбардировщиками  местные СМИ приводили выдержки из доклада Центра стратегических международных исследований (Center for Strategic & International Studies) о том, что «США должны сделать Исландию своей базой для противодействия российской угрозе», причем именно «со стороны российских подводных лодок» (Iceland Monitor, 03.08.2016). Это может стать руководством к действию.